Артрит у эдит пиаф
Курить или дышать полной грудью — выбор за вами
ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких) — хроническое воспалительное заболевание дыхательной системы, возникающее под воздействием различных экологических факторов, главным из которых является курение. Заболевание характеризуется неуклонным прогрессированием и постепенным снижением функции легких с развитием хронической дыхательной недостаточности.
История болезни Эдит Джованна Гассион (Пиаф) / Édith Giovanna Gassion (Piaf)
Девчонка в черном платьице до колен, похожем на вдовий наряд, явно обладала какими‑то мрачными чарами. Вдова жизни? Куцый символ брошенной женщины? Женщины, которую Господь позабыл без причины?..
Сильвен Райнер
Жизнь ее была так печальна, что рассказ о ней почти неправдоподобен — настолько он красив.
Саша Гитри
Нет! Ни о чем!
Никогда ни о чем не жалею!
Ни о капле добра, что была мне дана,
Ни о горе, что мною испито до дна!
И могу я поклясться всей жизнью моею:
Никогда ни о чем я и не пожалею!
Нет! Ни о чем!
Эдит Пиаф
Собственно говоря, болезнь, вернее, одна из тех болезней, которые свели великую певицу в могилу в возрасте 48 лет, началась еще до того, как она начала петь. Родившаяся в семье бродячего акробата и уличной певички, не брезговавшей и проституцией, Эдит сразу попала из неласковых родительских объятий к бабке и деду по материнской линии — парочке настоящих подонков, да к тому же и пьющих. Бабка, старая мегера, активно угощала внучку дешевым красным вином, с помощью которого решала все проблемы. Отец Эдит, вернувшийся с Первой мировой войны, ужаснулся, увидев, в каком ужасном состоянии находилась дочь, и переправил ее к своей матери — содержательнице публичного дома. Там к девочке относились неплохо, но ее постигла… слепота! Трудно сказать, что это было, да и местный лекарь, привыкший «ремонтировать» разбитые вдребезги половые органы, ничего не понял. Он уверял, что «глазки Эдит просто устали». Ей надели черную повязку и начали капать в конъюнктивальный мешок раствор нитрата серебра. И бабка, и обитательницы «веселого дома» усердно молились св. Терезе о выздоровлении Эдит. Она поправилась, но навсегда сохранила страх перед темнотой и веру во все мистическое, таинственное, оккультное…
С восьми до 14 лет Эдит «ассистировала» отцу: зазывала публику, собирала монеты, пела незамысловатые песенки. Улица была ее гостиной, столовой, жизнеобразующей средой. За здоровьем никто не следил, и в 1930 году (ей было 15 лет) у нещадно курившей Эдит возникли проблемы с легкими. В больнице Св. Антония ее осмотрел известный французский интернист пульмонолог Рауль Курильски. На рентгенограмме врач обнаружил затемнения в легких, увеличение правого желудочка сердца, уплотнения в бронхах и рекомендовал… масляные ингаляции! Я не уверен, что его рекомендации выполнялись, по крайней мере курить Э. Пиаф не бросила до конца жизни.
В 16 лет Эдит родила дочку, но продолжала петь на улицах, таская ребенка с собой, пока отец малышки, некий Луи «Малыш», не отдал девочку своей матери. В то время Эдит выглядела, мягко говоря, весьма своеобразно. Маленького роста (147 см), жутко грязная (они с сестрой мылись, по позднейшему ее признанию, лишь по большим праздникам), с диким макияжем, с прилизанными слюной к голове волосами… Но публика, для которой она пела, была не намного чище, поэтому претензий ни у кого не возникало. В 1933 году двухлетняя дочь Эдит умерла от менингита. Мучимая поздним раскаянием, она поехала в больничный морг и на память отпилила пилкой для ногтей прядь волос ребенка. Голова на маленьком теле при этом страшно моталась из стороны в сторону, и позже, когда выяснилось, что Эдит уже никогда не сможет иметь детей, она часто вспоминала об этом жутком эпизоде.
Уличные выступления Эдит продолжались, но она уже стояла на пороге славы. В 1935 году ее пригласил для выступлений в кафе «Жернис» Луи Лепле, известный как ценитель не только шансона, но и однополой любви. Именно ему весь мир обязан рождением Эдит как певицы и появлением ее имени Пиаф («воробей»на парижском арго). Во время первого концерта Эдит в кафе присутствовал весь бомонд: Морис Шевалье, Филипп Эриа, эстрадная королева Мистингетт, летчик Жан Мормоз и другие. Успех у столь взыскательной публики был полный. Однако через год Лепле был убит выстрелом в голову и ударом ножа в сердце. Пиаф долго таскали в полицию, полагая, что она знает убийцу. Работу Эдит потеряла и начала жутко пить — теперь уже не дешевые «чернила», а коньяк и «Божоле»… К счастью, в ее жизни появился Раймонд Ассо, ставший для Пиаф Пигмалионом: он совершенствовал ее мастерство, ставил голос, учил держать вилку и умываться по утрам. Немудрено, что дикарка Эдит закатывала ему жуткие скандалы. Три года продолжалась эта любовная «война», причем сама Пиаф стала инициатором разрыва. Ассо помог ей выступить в крупнейшем парижском кабаре «АВС», где ее увидела музыкально-артистическая элита. Жан Кокто заявил: «Мадам Пиаф гениальна!» С этого момента она, как качующий вымпел, переходит из одних крепких мужских рук в другие: Поль Мерисс, Мишель Эмер, Анри Конте, Иво Ливи (Ив Монтан). Они оказались рядом с Пиаф в годы войны.
Она никогда не имела собственного дома. Да, она снимала шикарные квартиры и держала повара-китайца, но дома у нее не было. И еще одна особенность: в зрелые годы Пиаф вела совершенно нездоровый и ночной образ жизни. Самая активная ее деятельность начиналась в одиннадцать вечера и заканчивалась в шесть утра! Но не это было главным: в душе певицы была территория вечного одиночества, которую не мог заполнить никто, поэтому она часто требовала написать песню, которую пела дуэтом с любимым мужчиной. Но эта «инъекция оптимизма» в жизни ничего не меняла, и «половодье чувств» Пиаф могла выплеснуть только в творчестве. Сцена после окончания войны стала окончательно для нее всем как с точки зрения истории, так и с точки зрения любви и постоянной борьбы с самой собой.
После войны Ива Монтана сменил Жан-Луи Жобер, с ансамблем которого «Ле Компаньон де ла Шансон» Пиаф успешно выступала во Франции и США. В 1947 году и без того не крепкую здоровьем Пиаф постиг тяжкий удар: она заболела ревматоидным артритом. Тогдашняя фармацевтика еще не знала ни индометацина, ни селективных ингибиторов ЦОГ-2, ни метотрексата, поэтому Пиаф пришлось прибегнуть (пожизненно) к инъекциям только что появившегося кортизона, который она покупала по ценам черного рынка – по 50 000 франков за флакон! Но и без этой напасти настроение Пиаф складывалось из непрерывного чередования и переплетения страха перед жизнью и чрезвычайной жизнерадостности, неистового веселья и тоски, достигающей степени депрессии. В 1948 году она попыталась отравиться упаковкой снотворного, запив его стаканом спиртного, но рука дрогнула — таблетки рассыпались, и она не смогла их собрать, а потому лишь погрузилась в тяжелый сон. Уже к 1949 году у Пиаф имелась несомненная зависимость от алкоголя и снотворных барбитурового ряда. Она, как и М. Монро, иногда так перебирала с препаратами, что срывала концерты… Поразительно, что алкоголь и снотворные, а позднее и транквилизаторы все-таки не слишком влияли на феноменальную трудоспособность Пиаф! Правда, после гибели в авиакатастрофе М. Сердана, которого опознали лишь по часам на обеих руках, Пиаф запила с остервенением и погрузилась в оккультизм. Около нее появились всякие шарлатаны, ясновидцы, колдуны, африканские маги. Она купила за бешеные деньги столик для занятий спиритизмом, посредством которого «общалась» с Серданом. Чувство вины (именно повинуясь ее истерически-эгоистическому капризу Сердан полетел к ней в США и погиб) мучило ее в течение года, но и потом она брала с собой на гастроли этот «телефон» для общения с царством мертвых…
Начало 50-х ознаменовалось для Пиаф целой цепью несчастий, самым страшным из которых была наркотическая зависимость. 24 июля 1951 года во время гастролей Пиаф попала в ДТП, у нее была сломана рука и два ребра. Врач не учел ее зависимость от барбитуратов и алкоголя и назначил морфин. Зависимость от него возникла моментально (с первой инъекции!), потом дозы стали расти. Наркотик стоил столько же, сколько кортизон, но перерывы в приеме препарата привели певицу к тяжелой ломке, во время которой она пыталась выброситься из окна. 29 июля 1952 года Пиаф вышла замуж за Рене Виктора Эжена Дюко (Жак Пилс). Он довольно хладнокровно относился к тому, что жена «села на иглу», и пытался «отвлечь» ее вином, ведь она до свадьбы уверяла его, что применяет… кортизон! Однако скоро ее состояние заставило мужа отправить Пиаф в психиатрическую клинику в Медоне. Это помогло мало — будучи в США на гастролях, Пиаф держалась только на инъекциях морфина. О прохождении детоксикации и лечения в США и речи быть не могло: огласка немедленно привела бы к расторжению контракта со всеми финансовыми последствиями. Вернувшись домой, Пиаф пыталась применить тактику «step by step» («шаг за шагом»), ограничивая число инъекций. Ничего из этого не вышло — доза не уменьшилась, она уже делает инъекции прямо через платье и чулок… Когда ее госпитализировали, психиатры еще не имели метадоновой программы реабилитации и снова применили способ «шаг за шагом». Наступил день без наркотика, и… Пиаф пишет: «Я думала, что в тот день сойду с ума. Ужасающие боли разрывали меня на части, сухожилия двигались сами собой».
Не лишено любопытства одно обстоятельство: Пиаф лелеяла в себе некую особую болезнь — нежелание поправиться, выжить, выстоять, «выскочить». Она прилагала все усилия, перемещаясь из одного госпиталя в другой, чтобы умирать понемножку, уничтожать в себе жизнь по маленькому кусочку. И одновременно (женская логика!) Пиаф требовала интенсивности и неожиданности событий. Вся ее жизнь определялась волей случая, вспышками чувственности и страстным отношением к профессии. Наступили в ее жизни годы, которые один из биографов назвал «праздником ада»: Пиаф продолжала тайком смешивать алкоголь и наркотики. Однажды после такого «коктейля» она «орала двенадцать часов подряд». Повторная детоксикация приводила лишь к кратковременной ремиссии, возможность рецидива при морфинной зависимости всегда очень высока, а «ломка» самая тяжелая от всех наркотических препаратов… С 1951 по 1962 год Пиаф дважды попадала в ДТП, перенесла два алкогольных психоза (белая горячка) и несколько наркотических ком, сделала две суицидальных попытки. Но «прикладываться» и колоться не переставала! Во время гастролей в США ее прямо с концерта увезли в Пресвитерианский госпиталь в Нью-Йорке, где в течение четырех часов под общим наркозом останавливали язвенное (?) кровотечение и ушивали перфорацию язвы. Вскоре ее оперировали еще раз. Зачем творчеству Пиаф, создававшей на сцене неповторимый образ, требовалось столько страданий? Я не могу ответить на этот вопрос, но говорят, что она сама на него ответила: «Мне нравится быть несчастной». Но это мазохизм! В 1960 году Пиаф попала в американский госпиталь в Нейи под Парижем. Снова последовала операция. Нежелание жить, неизбывная тоска — так описывают состояние Пиаф в это время ее биографы. Все больше инъекций, все больше снотворных. Была попытка лечить бессонницу в психиатрической клинике Виль-Д`Авруз. Зимой 1961 года Пиаф попадает с двухсторонней пневмонией в госпиталь Св. Антония, и хорошо ей знакомый профессор Р. Курильски снова ее осматривает. «У больной развилась острая легочная недостаточность, сопровождаемая приступами удушья, — говорил он. — Мои коллеги и я уже практически решились на трахеотомию, но операции удалось избежать. Однако легочно-диафрагмальные спайки по-прежнему серьезно угрожают здоровью Эдит Пиаф и вызывают сильнейшую одышку. Кроме того, больная страдает тяжелой анемией, вызванной постоянной потерей крови в связи с язвенной болезнью…»
Даже свадьба с Тео Сарапо в 1962 году не изменила Пиаф — сразу после бракосочетания она отправляется в наркологическую клинику для очередной детоксикации! Печеночная кома, постоянный массаж грудной клетки, мануальная терапия суставов и передвижение по парку на инвалидной коляске — такими были последние месяцы жизни Пиаф… Медсестра, постоянно находившаяся в доме Пиаф, в сентябре 1962 года по совету лечащего врача Клода де Лакоста де Лаваля, «истинного аристократа поджелудочной железы, печени и иммунной системы», выехала в Женеву за чудодейственным препаратом из амниотического экстракта. Надо отметить, что у Пиаф была тяжелая анемия (скрытое кровотечение продолжалось), цирроз печени, синдром Кушинга (от многолетнего применения гормонов), хронический панкреатит. С. Берто предполагала, что у Пиаф был рак желудка, который американские хирурги нашли еще во время первой операции, но ей ничего не сказали… Пиаф в очередной раз вывел из комы профессор Кар в клинике Амбруаза Паре, но это был уже финал. Последний диагноз, подписанный доктором Марионом, гласит: «Кома с полной потерей сознания, желтуха. Больная подлежит немедленной госпитализации для проведения лечения экстрактом дегидрированной печени и экстрактом коры надпочечников. Желательно помещение под капельницу и введение физиологического раствора. После введения в брюшную полость импланта амниона желтуха практически не уменьшилась. Печень, как и весь организм больной, в крайне неудовлетворительном состоянии». Это было 9 октября 1962 года. На следующий день вызвать врача уже не успели. Инъекция аргинина не помогла…
Когда-то Пиаф сказала: «Есть только один вид страданий, с которым нельзя не считаться: это страдания души. От них ни один врач не может излечить». Увы, многие страдания тела тоже не поддаются излечению…
Николай Ларинский, 2002–2014 гг.
Источник
Её называли “маленькой певицей”, “воробушком”. Между тем Пиаф пережила смерть единственного ребёнка, две автокатастрофы, тяжелейшие операции, исход которых врачи не осмеливались прогнозировать.
Приступы безумия и белой горячки, попытка самоубийства, три комы, две мировые войны — это лишь малая часть ужасов, которые перенесла полутораметровая легенда Эдит Пиаф. 10 октября 1963 года она умерла в Провансе после тяжелейшей болезни. Тело перевозили в Париж в условиях строгой секретности.
Бросила мать
Эдит Джованна Гассьон родилась в Париже в разгар Первой мировой войны, 19 декабря 1915 года. Эдит была дочерью уличных артистов: мать пела, а отец был акробатом. Когда девочка родилась, отец находился на фронте. Ему дали два дня, чтобы повидаться с малышкой. С тем и ушёл. Позже, уже вернувшись с фронта, он узнал, что жена отдала дочь своим родителям, а сама сбежала — решила строить карьеру певицы.
Бабушка девочки по материнской линии сильно пила. Чтобы быстрее успокоить ребёнка, она подмешивала ей вино в молоко.
Фото © Wikimedia Commons
Вернувшись, отец забрал девочку. К тому моменту у неё гноились глаза, казалось, что она останется слепой на всю жизнь. Однако лечение и должный уход сыграли свою роль: ребёнок стал нормально видеть, проблему с глазами удалось победить.
Сначала девочку отправили к бабушке по отцовской линии. Она содержала бордель. В школе над ребёнком издевались, ей пришлось оставить учёбу. Бабушка отправила девятилетнюю внучку к отцу в Париж.
Эдит сопровождала его во время гастролей. Ранние годы потом вспоминала как время бедности и лишений. Позже она описывала их в песнях, например Non, Je ne Regrette Rien. В детстве они ночевали либо на улице, либо в дешёвых общежитиях, либо у бабушек, одна из которых управляла борделем в Нормандии.
Просила денег у прохожих
Отец обратил внимание, что девочка неплохо поёт. Поэтому во время уличных выступлений она исполняла незатейливые композиции. А разжалобившиеся прохожие давали ей больше денег.
Фото © EASYVOYAGE
Так прошло пять лет. В 14 она сбежала от отца и стала выступать в кабаках. Вид ребёнка с яркой помадой на губах и нелепой причёской отпугивал, но зрителей привлекал голос.
Похороны дочери
На девочку обратил внимание владелец кабаре «Жуан-ле-Пен» и предложил выступать вместе. Она согласилась и некоторое время пела там. В певицу влюбился владелец магазина Луи Дюпон.
О красивых ухаживаниях или трогательной истории любви сведений не сохранилось. Единственное, что известно, — вскоре после начала отношений они стали жить вместе. А в 16 лет Эдит узнала, что ждёт ребёнка. Было решено рожать. В 17 Пиаф стала матерью.
Фото © Wikimedia Commons
Девочку назвали Марсель. У Эдит не было времени нянчить ребёнка — возлюбленный наседал, требуя оставить работу. Она не согласилась — последовало расставание. Дюпон в какой-то день буквально выкрал малышку.
В 30-х в Париже было множество случаев заболевания менингитом, скончалось огромное количество людей. Пиаф нашла дочь вместе с Дюпоном в одной из французских больниц. Вскоре заразилась и сама. В результате мать лежала в больнице вместе с дочерью. Через некоторое время двухлетняя Марсель умерла.
Перемены
Судьба певицы изменилась в 1935 году, когда ей было 20 лет. Она гуляла и что-то напевала себе под нос рядом с Триумфальной аркой, когда её эмоциональный голос привлёк внимание владельца ночного клуба Луи Лепле. Мужчина предложил ей контракт.
Фото © Wikimedia Commons
Девушке сменили фамилию на Пиаф («Воробушек») из-за роста около полутора метров и худощавого телосложения. Вообще, девушку «переделывали» полностью: имидж, наряды, поведение… Сейчас во французских СМИ пишут, что Лепле не особо церемонился с ней — например, мог дать подзатыльник.
Убийство учителя
Но, видимо, жёсткие уроки дали результат. Вскоре новая звезда сверкала на подмостках. Поклонники появились буквально после первого выступления. Последовало выступление на радио. Слушатели завалили радиостанцию письмами, где требовали «малышку Пиаф». Казалось, вот они — слава, счастье, деньги. Но…
В 1936 году Лепле был убит парижскими бандитами. Когда его нашли, подозрение пало на «протеже» — Пиаф. Её допрашивали в полиции. СМИ не заставили себя долго ждать — началась травля в газетах, а поклонники срывали концерты. «Убийца» — далеко не самое страшное, что пришлось услышать Пиаф.
Спасение
В том же 1936-м певицу взял под свое крыло известный тогда поэт Раймон Ассо. К слову, создание нового имиджа «певицы-воробья» приписывают именно ему.
Фото © Wikimedia Commons
Он писал тексты специально для неё. Среди них такие известные, как Paris-Méditerranée, Mon légionnaire.
Вскоре к этому тандему присоединилась композитор Маргерит Монно, благодаря которой, к примеру, появился Hymne à l’amour.
В 1938 году покровители добились её выступления в самом знаменитом тогда мюзик-холле — АВС. На следующее утро газеты написали долгожданное: «Вчера на сцене АВС во Франции родилась великая певица».
Фото © Wikimedia Commons
Вторая мировая
Во время Второй мировой войны певица ушла от Ассо и стала работать с Жаном Кокто, известным французским режиссёром. Во время нацистской оккупации Пиаф выступала в парижских ночных клубах, куда приходили немцы. Её даже пригласили дать концерт в Берлине.
После войны звучали обвинения в её адрес — якобы сотрудничала с фашистами. Однако они не были обоснованными и подтверждения не нашли.
Кроме того, Пиаф выступала во время Второй мировой и перед французскими пленными солдатами. По слухам, несколько человек благодаря ей бежали.
Авиакатастрофа
После войны на Пиаф обрушилась грандиозная слава. Лучшие залы мира распахивали для неё двери.
Эдит Пиаф с Марселем Серданом. Фото © Wikimedia Commons
В 1947 году она познакомилась с известным на весь мир боксёром Марселем Серданом. Вскоре появились слухи о том, что она встречается с женатым спортсменом.
Чтобы отделаться от внимания журналистов, Марсель согласился на пресс-конференцию. Не дожидаясь вопросов, он заявил, что Эдит — его любовница, и любовница только потому, что он женат.
В любом другом случае Пиаф стала бы его женой. После этой пресс-конференции газетчики потеряли всякий интерес к паре. Была ли она любовницей, не была — это перестало их интересовать.
В 1949 году, когда Сердан вылетел в Нью-Йорк к Пиаф, которая была на гастролях, самолёт разбился над Атлантическим океаном около Азорских островов. После смерти боксёра режиссёр Клод Лелуш снял фильм «Эдит и Марсель», где спортсмена Сердана сыграл его старший сын, Марсель.
Зависимость от морфия
В 1952 году Эдит попала подряд в две автокатастрофы. У неё были переломаны руки и рёбра. Чтобы она не умерла от болевого шока, врачам пришлось колоть морфий. Позже уколы делали, чтобы просто заглушить боль. Так певица попала в наркотическую зависимость, от которой пришлось лечиться. За время зависимости у неё, как писали французские СМИ, было три наркотические комы. Кроме того, она якобы пыталась покончить с собой.
Фото © Wikimedia Commons
— Вы моя первая победа, до вас мне не удавалось вылечить до конца никого. У вас колоссальная сила воли! — такие слова доктора тиражируют французские СМИ.
Лечение заняло около четырёх лет. Как пишут французские СМИ, в 1956-м она излечилась окончательно.
Гастроли и страшный диагноз
Лечение, гастроли, гастроли, лечение — эти вещи шли в её жизни параллельно. К началу 60-х она была звездой мирового уровня. А здоровье… А было ли оно? Функции печени были сильно нарушены — цирроз. Кроме того, у Пиаф начались проблемы с памятью.
Фото © Wikimedia Commons
В 1961-м ей поставили страшный диагноз — рак печени. Она не прервала концерты. Так, в 1962-м состоялось её легендарное выступление на Эйфелевой башне.
Эдит умерла от рака печени на своей вилле в Провансе в октябре 1963 года в возрасте 47 лет. Её тело транспортировали в условиях секретности, так как одним из желаний певицы было, чтобы поклонники думали, что она умерла в Париже.
Источник