Авиценна о лечении подагры
Начало лечение болей
в суставах,
подагры и боли при
воспалении седалищного нерва
Когда известно, что причиной является простая натура, то лечить легко, ибо это зачастую бывает простое воспаление, без опухоли – то есть без опухания и без припухлости сустава, и достаточно изменить натуру; более всего необходимо вывести желтую желчь и кровь. Бывает это также от застывания и холода, соков причиняющих боли; тогда достаточно изменить натуру, и более всего необходимо вывести слизь, чтобы согрелась кровь. Часто бывает это и от сухости натуры органа, которая вызывает спазмы, и тогда, как ты знаешь, требуется увлажнение. Когда же причиной является материя, то необходимо удержать то, что изливается, оттягивая материю в другую сторону и уменьшая ее количество, а также укреплять орган, чтобы он не принимал материю и растворял ту, которая в нем есть, дабы она исчезла. При всем этом обращаются к общим законам лечения.
Если материя кровяная или с преобладанием крови, следует заняться кровопусканием с противоположной стороны, а если боль захватила все суставы тела — с обеих сторон одновременно. Затем стараются вызвать рвоту, особенно когда боль ощущается в нижних конечностях — рвота при этом полезнее, чем послабление, а потом обращаются к послаблению и начинают с чего-нибудь сильного, если не препятствует отсутствие зрелости и густота материи, хотя осторожность тут безопасней и постепенность подходит больше. Вслед за тем применяют слабительные, очищающие понемногу. Некоторые люди предписывают начинать с одного осторожного послабления за другим и закончить чем-нибудь сильным после созревания материи, но правильно будет, если материя жидкая, желтожелчная, поскорее ее вывести, как только обнаружишь созревание. Если же она густая, то неплохо начать с лекарства, которое сделает ее жидкой и зрелой и подготовит к устремлению в ту сторону, где произойдет опорожнение, а ты, между тем, облегчай дело легким послаблением.
Если материя сложная, то сделай слабительные и повязки тоже сложными, хотя самое разумное сначала лечить лекарствами и не отворять кровь, чтобы кровопускание не подняло соки, не пустило их бежать по телу и не вывело того, в чем есть нужда; не следует также производить опорожнения. Больному постоянно дают ячменную воду, пока не проявится созревание, а если переполнение вынуждает вывести соки слабительными, то пусть это будет питьевое лекарство, поднимающее больного на один или два присеста, как например, сок цикория или черного паслена со слабительной кассией или же клизма — это еще лучше. А когда боли начнут спадать, то не применяй необдуманно опорожнений — нередко это движет соки с их места к месту болезни. Следи за кризисами и за тем, что происходит в четвертый, восьмой и в одиннадцатый день; хорошее время кризиса для таких больных — четырнадцатый день. Если можно оттянуть опорожнение до созревания, ограничиваясь поливаниями холодной, горячей или теплой водой, согласно правилам, упомянутым в отношении поливаний, то так и делают, причем начинают с холодной воды – здесь идет речь о контрастном душе.
Что же касается мазей горячих и вызывающих онемение, то все они приносят вред: горячие — тем, что притягивают соки, а вызывающие онемение — тем, что запирают их и препятствуют созреванию; охлаждающие мази не дают созреть густым сокам, рассасывают жидкие соки и затягивают болезнь. Горячие мази вредят таким больным тем, что увлажняют суставы, а сиканджубин вследствие своей кислоты не очень им подходит. Сильные семена, например, семена фенхеля, иногда сжигают излишек и превращают его в камень. А когда созревание совершится, опорожняй, например, безвременником или бузайданом, а также их семенами, и осторожно пускай кровь. Производи в это время поливания, например, ряской, и берегись поить в начале болезни слабым лекарством: оно только приводит материю в движение и не выводит низом ничего сколько-нибудь значительного, и даже иногда разжижает другие застывшие соки и заставляет их течь к больному органу.
Кто хочет принять лекарство, тому надлежит сделать это утром и отложить питание, а затем, через три часа, принять десять мискалов хлеба с вином и немного воды. Потом через шесть часов пусть сходит в баню, помоется и поест чего-нибудь подходящего, а после этого произведет у себя изгнание мочи с принятием мочегонного: мочеиспускание отрывает материю, вызывающую боль в суставах, ибо она, как ты знаешь, особенно при горячей подагре, является излишком , которое выделяется после переваривания пищи, происходящего в печени и в суставах. Многие из страдающих больных холодными болями в суставах и влажностью натуры не получают пользы от частых послаблений питьем или клизмами. А когда их полечат мочегонными, они выздоравливают. Среди худощавых людей есть такие, чье тело не выдерживает частого применения слабительных и мочегонных, и у них происходит из-за этого сгорание крови; все это надо иметь в виду.
Терьяк тоже помогает при холодных болях, особенно после опорожнений: он мягко очищает от остатков материи, растворяет ее и укрепляет все органы.
Что же касается отвлечения материи от органов, то не следует это делать, когда материя сильно изливается и обильна по количеству, ибо это вызовет два вредных последствия. Во-первых, отвлечение сдавит материю и воспрепятствует ее движению, чем причинит страшную боль,— если случится нечто подобное, то прекрати отвлечение и применяй мягчительные средства,— а, во-вторых, отвлечение иногда направляет материю к главенствующим органам и подвергает больного опасности.
Когда же материя не обильна и приливает скудно, то неплохо ее отвлечь в начале болезни, но только не при воспалении седалищного нерва: отвлечение материи при этом заболевании запирает материю в глубине и должно быть небольшим и слабым, или его следует совсем оставить и заняться опорожнением. А в конце заболевания надлежит обратиться к [средствам] растворяющим, разрежающим и выводящим материю из глубины наружу, хотя бы с помощью банок с надрезом и отсасыванием, а также прижиганий и лекарств, вызывающих покраснение, и нарывных. Этими способами заставляют течь соки и ранки не заживляют до некоторого времени.
К отрывающим – путем нарыва или изъязвления лекарствам принадлежат чеснок и лук, но нет ничего лучше меда анакардиума; за ним следуют млечные соки йатту и молоко инжира. К растворяющим и нарывным средствам надлежит примешивать мягчительные, иначе это приведет к окаменению суставов, ибо нарывное подобно растворяющему в отношении высушивания густых соков; полезно примешивать к нарывным и растворяющим средствам жиры и воздерживаться от охлаждающих. Не следует добавлять к ним растворяющие вещества в начале болезни, до опорожнения: они притянут много соков и растворят их разреженную часть, а остальное уплотнят и запрут. Это следует иметь в виду в большинстве случаев, особенно если материя вязкая или черножелчная.
Когда боли усиливаются и становятся невыносимыми, то нельзя избежать болеутоляющих лекарств в виде питья или мазей. Мази успокаивают боль либо мягко растворяя материю, либо вызывая онемение. Вызывающие онемение средства применяются лишь при необходимости и в такой мере, чтобы успокоить ярость болей; при горячих болях употребляй их смело и решительно и в большом количестве. Нередко онемение происходит вследствие сгущения материи, направляющейся вниз, и она запирается. Да будет тебе известно, что правильный способ — переходить от одних лекарств к другим. Иногда лекарство помогает одному органу, но не другому, а нередко оно помогает, а после этого приносит вред и возбуждает боль. Эти лекарства имеют двойное свойство одновременно: противодействующее и подободействующее, они проявляются один за другими. Больным следует совершенно воздерживаться от вина, пока они окончательно не поправятся, и не пройдет четыре времени года. Привыкший к вину — алкоголик должен отказываться от него постепенно и, бросая его, употреблять мочегонные; медовое вино с мочегонными приносит таким больным пользу.
У черножелчных людей, страдающих болями в суставах, следует привести в порядок селезенку, выводить черную желчь и увлажнять тело, размягчая соки яствами и втираниями и тому подобными средствами; не должно упорствовать в частом растворений без сильного смягчения, как ты уже узнал из Общих основ лечение. Больным надлежит избегать мяса, даже при холодной разновидности данного заболевания, а если уже это неизбежно,— употреблять мясо горных птиц, зайцев и газелей и вообще мясо, дающее мало излишков. Если боль сначала появилась в спине, а потом перешла в руки, ты пускаешь кровь из руки, чтобы вывести сок с той стороны, куда он течет.
Источник
Система врачевания Авиценны
Самые известные в истории теории о долгой и здоровой жизни
Система врачевания Авиценны
Авиценна (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) (980-1037) — выдающийся среднеазиатский ученый и философ, врач и музыкант, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед. Из 274 трудов Ибн Сины, ныне известных в мире, медицине посвящено только 20. Наиболее известные из них — семнадцатитомная «Китаб аш-шифа» («Книга исцеления»), пятитомный «Аль-Канун фи-т-тибб» («Канон врачебной науки»), который до XVII в. был основным медицинским руководством как в странах Востока, так и Запада и «Урджуза» («Ал-урджуза фи-т-тибб») состоящий более чем из 1300 двустиший, в котором изложены основные положения медицины.
Всемирную славу ученому принес «Канон врачебной науки» — первое в истории системное изложение научных взглядов на медицинские проблемы в пяти книгах. Каждая книга, в свою очередь, делится на части (фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл).
Я говорю, что лечение совершается тремя вещами. Одна из них — режим и питание, вторая — применение лекарств и третья — применение действия рукой. Под режимом мы разумеем регулирование ограниченных числом, необходимых факторов, которые существуют обычно; к ним относится и пища.
Авиценна создал такое учение о пульсе, к которому с тех пор трудно было что-нибудь добавить. «Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный. Пульс бывает также мягкий, напряженный, низкий, пилообразный, полный и пустой» — говорится в «Каноне».
Он подробно объяснил строение глаза. До него все считали, что глаз, словно фонарик, испускает особые лучи, и эти лучи, отражаясь от предметов, идут назад и дают изображение.
В своем главном труде Авиценна впервые научно подошел к проблеме здорового долголетия: физические упражнения, которые он считал «самым главным условием» сохранения здоровья, на второе место ставил режим питания и режим сна, на третье – здоровый образ жизни.
Впервые в «Каноне врачебной науки» Ибн Сины предложил подойти к проблемам воспитания и ухода за ребенком с медицинской точки зрения. Еще одной сильной стороной «Канона врачебной науки» является точное описание клинической картины болезней, тонкости диагностики. Первые описания ряда клинических явлений и их объяснения стали основой всех последующих медицинских теорий средневековья. Ибн Сина впервые предложил в диагностике заболеваний использовать состояние пульса, влажности или сухости кожи, осмотр мочи и испражнений. Ему же принадлежит заслуга первоисследователя человеческой психики и взаимосвязи психического состояния человека с причинами многих заболеваний: ни у кого раньше не встречается столь четкого представления о связи отдельных психических процессов с функцией определенных участков головного мозга, например, «ушибы, разрушающие отдельные части мозга расстраивают чувствительность и вызывают выпадение некоторых функций».
Цвет ландыша. Взять ландышевого цвету горсть, настоять на ковше белого вина, подслащенного медом, и принимать по чайной ложке один раз или два раза, по мере надобности. Возвращает речь косноязычным, исцеляет скрюченные тела, унимает сердечные боли, особенно от тоски любовной, укрепляет память, и притягательность возвращает тем, кто утратил ее. А если цвет ландыша положить в стеклянную посуду да плотно умять, воткнуть в муравейник и оставить так на месяц, после чего вынуть, тогда увидишь, что цветы пустили сок, а его хранить в пузырьке. Полезен он и больным и здоровым, восстанавливает силу мужскую и восстанавливает любовь женскую»
Красный гранат. Берут корки сладкого граната (зерна имеют темно-бордовый цвет) и корки кислого граната (светло-розовые зерна) орки граната можно заменить кипарисовыми шишками. Любое из выбранных веществ размельчают в кофемолке или с помощью мясорубки. Заливают это красным вином, подогретым до 50-60 градусов, в соотношении 1:10 и две недели настаивают в плотно закрытом сосуде в теплом месте без доступа света. Затем мякоть отделяют, вино процеживают и пьют по 30 граммов натощак и еще дважды в день перед едой. Длительность лечения зависит от величины язвы (язва диаметром с копеечную монету затягивается в течение месяца). При повышенной кислотности вино должно быть десертным, при пониженной — сухим. Исцеление пройдет быстрей, если вино не содержит консерванта, добавляемого для лучшей сохранности напитка (такое вино можно приобрести в разгар сезона в винодельческих районах или воспользоваться вином домашнего приготовления).
Лечебные свойства растений по Авиценне
Миндаль. Горький миндаль употребляется от веснушек, кровоподтеков, пятен, загара, разглаживает опухоль лица. А корень дерева горького миндаля, если его отварить и намазать на веснушки, является сильным лекарством. Употребление в пищу сладкого миндаля утучняет. Опухоли и прыщи. Горький миндаль с вином от крапивницы. Язвы. Миндалем с медом смазывают ползучие язвы и герпис, а с уксусом и вином — лишаи. Горький миндаль, при всем этом, действенней. Органы головы. Миндаль хорош от болей, шума в ушах, особенно горький, а именно его масло или растертый миндаль, как он есть. Если миндалем с вином вымыть голову, это очищает от перхоти и усыпляет. Выпить горького миндаля перед вином, особенно в количестве пяти штук, препятствует опьянению. Если корень миндального дерева мелко истолочь, смешав с уксусом и розовым маслом, и приложить в виде лекарственной повязки на лоб, это поможет от головной боли; также помогает от этого лекарственная повязка из масла горького миндаля. Органы глаза. Укрепляет зрение. Органы дыхания и груди. Горький миндаль с пшеничным крахмалом хорош от кровохарканья и полезен от хронического кашля, астмы и плеврита. Особенно полезно миндальное масло. Толокно из миндаля помогает от кашля и кровохарканья. Органы пищеварения. Миндаль открывает закупорки в печени и в селезенке; особенно полезен горький миндаль, ибо он открывает закупорки в концах сосудов. Если есть миндаль свежим с кожурой, это очищает желудок от влаги. Миндаль трудно переваривается, порождает хороший сок, но малопитателен. Если же его съесть с сахаром, он быстро спускается. Его толокно тяжелое и вследствие своей сладости возбуждает желчь. Органы извержения. Горький миндаль открывает закупорки в почках, а масло горького миндаля, особенно в виде питья с «фиалковым корнем», очищает почки и мочевой пузырь и дробит камни. Миндаль также полезен от болей, горячих опухолей и затвердений в матке, от «удушения матки», затрудненного мочеиспускания и болей в почках.
Нарцисс. Корень нарцисса, особенно в смеси с мукой из плев и медом, извлекает шипы и острия стрел. Опухоли и прыщи. Корень нарцисса замешивают с медом и викой чечевицеобразной, и эта смесь способствует вскрытию трудно созревавщих гнойников. Из его корня делают лекарственные повязки против опухоли нервов. Раны и язвы. Нарцисс сушит раны и крепко их склеивает, даже разрывы сухожилий. Растертый с медом нарцисс прикладывают на ожёг огнем, на ранения нервов и на глубоко лежащие язвы. Смешанный нарцисс с викой чечевицеобразной и медом очищает язвы от грязи. Орудия с суставами. Масло нарцисса полезно для нервов, а из корня его делают лекарственные повязки при опухоли нервов, при их узловатости и при болях в суставах. Органы головы. Нарцисс открывает закупорки в мозгу и полезен при влажной и черножелчной головной боли; так же действует его масло, которое подходит для этого, но вызывает боль в голове, горячей по натуре. Органы дыхания. Масло нарцисса рассасывает твердые и холодные опухоли в грудобрюшной преграде, если им натирать грудь. Органы питания. Если поесть корня нарцисса как он есть, это вызывает тошноту и возбуждает рвоту; так же действует и его отвар.
Это только примеры множества рецептов от различных болезней и описаний лечебных свойств десятков растений и продуктов питания.
Поэтические заповеди Ибн Сина (Авиценны)
Кто стар, тому болезнь повсюду мнится:
Теряет быстро силы поясница.
Желудок слаб и, чтобы не страдать,
Едой нельзя его утяжелять.
Умеренность во всем, душе — покой, —
Полезен старикам режим такой .
На склоне лет разумнее всего
Поддерживать умело естество .
Запомни: что полезно молодым,
То в старости быть может роковым
***
Лечи болезнь, пока она снаружи,
Загонишь внутрь — больному станет хуже .
Лекарства разрушают постепенно:
Лекарств остерегись, корми отменно .
И снова повторю: лечи причины —
В том главный принцип нашей медицины.
***
Незримо ты к летам приходишь белым,
Пока ты в силах, занимайся делом.
Скажи, что можешь завтра сотворить,
Коль станешь немощен душой и телом?
***
С гимнастикой дружи,
всегда веселым будь,
и проживешь сто лет,
а может быть, и боле.
Микстуры, порошки —
к здоровью ложный путь.
Природою лечись —
в саду и в чистом поле.
***
Умерен будь в еде – вот заповедь одна,
Вторая заповедь: поменьше пей вина.
***
Периоды пульсаций и покоя
Прощупывай умелою рукою.
Зависит пульс от возраста людского,
Он част у человека молодого.
На ритм его влияют время года,
Холодная и знойная погода.
И местность тоже – горы и долины
Влиянием своим неумолимы.
***
Источник статьи: https://proza.ru/2014/12/31/530
Авиценна о лечении подагры
Об определении понятия медицины
Я утверждаю: медицина — наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено. Кто-нибудь, однако, может сказать: «Медицина разделяется на теорию и практику, а вы, говоря, что это наука, превратили всю медицину в теорию». На это мы отвечаем: говорится, что есть искусства теоретические и искусства практические, философия теоретическая и философия практическая; говорят также, что медицина бывает теоретическая и практическая, при этом в каждой части под словом «теоретическая» и «практическая» подразумеваются разные вещи, но нам сейчас нет нужды говорить о различиях, которые имеются в данном случае в виду где-либо, кроме медицины.
Когда говорят, что в медицине есть нечто теоретическое и нечто практическое, то не следует думать, что воображают многие исследователи данного вопроса, будто этим хотят сказать, что одна часть медицины — познание, а другая часть — действие. Напротив, тебе должно знать, что под этим подразумевается нечто другое. А именно: каждая из двух частей медицины — не что иное, как наука, но одна из них — это наука об основах медицины, а другая — наука о том, как ее применять. Первой из этих частей присвоено название науки или теории, а второй — название практики. Под теорией медицины мы понимаем ту часть, которая учит только основным правилам и не входит в изложение сущности каких-либо процедур. Так, например, в медицине говорят, что число разновидностей лихорадки — три, и что натур1 существует, допустим, девять. А под практикой в медицине мы понимаем не [только физическое] действие и производство каких-нибудь телодвижений, но и ту часть медицинской науки, обучение которой заключает полезный совет, и совет тот связан с изложением сущности какой-либо процедуры. Так, например, в медицине говорится, что к горячим опухолям2 следует вначале прикладывать что-нибудь отвлекающее, охлаждающее и вскрывающее; потом, после этого отвлекающие средства смешиваются с мягчительными, а после того, как дойдет до опадания, ограничиваются мягчительными и разгоняющими лекарствами, но только не при опухолях, образовавшихся от дурных соков, выделяемых главенствующими органами.
Такое наставление сообщает тебе полезный совет, то есть изложение сущности некоей процедуры. Когда ты изучишь обе эти части, то приобретешь знания научные и знания практические, хотя бы ты сам никогда не практиковал.
Никто не вправе сказать: «Телу человека присущи три состояния: здоровье, болезнь и третье состояние — не здоровье и не болезнь, а ты ограничился двумя частями». Если тот, кто это говорит, подумает, то он, вероятно, не сочтет обязательным ни такого деления на три, ни упреков в том, что мы его опустили. К тому же, если это и необходимо, то наши слова «утрата здоровья» заключают в себе и болезнь и то третье состояние, которое назвали. К нему неприложим термин «здоровье», ибо здоровье — это способность или состояние, благодаря которому функции [органа], предназначенного для их выполнения, оказываются безупречными, но ему не подобает также и противоположный термин, если только не определять здоровье, как хочешь, обусловливая его ненужными условиями. Об этом не пререкаются с врачами, и врачи не такие люди, с которыми спорят о подобных вещах. Такие препирательства с врачами и с теми, кто с ними спорит, не приводят ни к чему полезному в медицине, а что касается познания истины в данном вопросе, то это относится к основам другой науки, то есть к основам науки логики. Там пусть и ищут истину.
Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи, если оно возникает, достигается и бывает совершенным через познание ее причин, если они имеются; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни. Причины эти бывают явные, а бывают и скрытые, постигаемые не чувством, а умозаключением на основании акциденций; поэтому в медицине необходимо также знать и акциденции, которые имеют место при здоровье и при болезни. В истинных науках3 изъяснено, что познание вещи приобретается через познание ее причин и начал, если они ей присуди, а если их нет, то через познание ее акциденций и обязательных существенных признаков.
Причины, однако, бывают четырех разновидностей — материальные, действенные, формальные и конечные. Материальные причины это заложенные [в теле] основы, в которых существует здоровье и болезнь. Ближайшая основа — орган или пневма, более отдаленная основа — соки,4 еще более отдаленная — элементы. Эти две [последние] основы [различаются], смотря по сочетанию, хотя при сочетании имеет место также и превращение. Все то, что устроено таким образом, стремится при сочетании и превращении к некоему единству; в данном положении единством, связанным с этим множеством, является либо натура, либо определенная форма. Что касается натуры, то она [возникает] по превращению, определенная же форма [возникает] по сочетанию.
Действенные причины — это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным. Таковы [состояния] воздуха и то, что с ними связано; еда, вода, напитки и то, что с ними связано; опорожнение, запор, страна, жилище и то, что с ними связано, телесные и душевные движения и покой. К этим же [причинам относятся] сон, бодрствование, переход из одного возраста в другой, различия по возрасту, полу, ремеслу, привычкам, а также то, что происходит с человеческим телом и соприкасается с ним — либо не противоречащее природе, либо находящееся в противоречии с природой.
Формальные причины — это натуры и возникающие после них силы, а также сочетания.
Что же касается конечных причин, то это действия. В познание действий неизбежно входит познание сил, а также познание пневмы, несущей силы, как мы это изъясним в дальнейшем.
Таково содержание врачебной науки, поскольку она исследует тело человека — как оно бывает здоровым и как болеет. Однако, с точки зрения конечной цели этого исследования, то есть сохранения здоровья и прекращения болезни, у [медицины] должны быть также и другие предметы; соответственно средствам и орудиям, [применяемым] при этих двух состояниях. Средствами здесь являются целесообразное пользование едой и напитками, правильный выбор воздуха, определение меры покоя и движения, лечение лекарствами и лечение рукой.5 Все это у врачей [применяется] в соответствии с тремя разновидностями [людей]: здоровых, больных и средних,6 о [средних] мы еще будем говорить и скажем, почему можно считать, что они стоят между двумя группами, которые в действительности не связаны никаким посредствующим звеном.
И вот [теперь, когда] мы привели эти объяснения по отдельности, в совокупности у нас получилось, что медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными силами, действия и состояния тела — здоровье, болезнь и среднее состояние, а также причины этих состояний: кушанья, напитки, воздух, воду, страну, жилище, опорожнение, запор, ремесло, привычки, движения и покой тела и души, возраст, пол, те необычные события, которые случаются с телом, разумный режим в еде и напитках, выбор [подходящего] воздуха, выбор7 движения и покоя, а также лечение лекарствами и действия рукой, ведущие к сохранению здоровья, и терапию каждой болезни по отдельности.
Словом «натура» в настоящем издании переведено арабское мизадж — «смешение». Имеется в виду обоснованное Гиппократом, впоследствии более подробно разработанное перипатетиками, учение о четырех первичных элементах, входящих в состав плотных и жидких органических тел и отдельных их частей. По мнению Галена, на котором основывается и Ибн Сина, эти элементы и присущие им качества нигде не встречаются в чистом, изолированном виде, а только как различные комбинации из них, с преобладанием, однако, в этих комбинациях одного из элементов и его качества. Правильное смешение элементов, соков и их качеств и составляет «натуру», т. е. уравновешенность жизнедеятельности организма, выраженную в состоянии совершенного здоровья. «Натура» может изменяться соответственно с изменениями соотношения четырех соков или четырех качеств первичных элементов. Слово «темперамент», которым раньше обозначалось «смешение», в настоящем издании не принято, во избежание неправильного сопоставления с психическими моментами.
Под горячими опухолями разумеются очаги воспаления. Говоря об опухолях, Ибн Сина разумел, согласно античной традиции и формулировкам Галена, расширенное понимание термина «опухоль», включая сюда как неоплазму в современном значении, так и увеличение объема тканей в связи с воспалительным процессом. При этом, однако, он все же выделяет злокачественные новообразования (саратан — рак). T. е. в науках философских.
Широко толкуемый термин. По понятиям античных авторов (Гален), пневм — три: 1) естественная пневма, находящаяся в печени и являющаяся общей для всех видов животных, распространяется по всему телу по венам; 2) животная пневма, находящаяся у человека и животных в сердце и распространяющаяся по телу через артерии; 3) душевная пневма, находящаяся в мозгу и распространяющаяся во все органу по нервам.
Соки — согласно гуморальной теории Галена, — четыре основных жидких части человеческого тела, образованные от четырех первичных элементов: слизь (флегма), желтая желчь, черная желчь и кровь.
Источник статьи: https://www.litmir.me/br/?b=12383&p=5
Источник