Частые вывихи суставов у ребенка
Экскурс по понятиям: что есть что
Для начала неплохо было бы освежить наши школьные знания по анатомии человека, и определиться с формулировками — что есть вывих у ребенка, и что есть сустав. Итак:
Вывихом принято считать смещение оконечностей костей, которые формируют сустав, выходящее за пределы своего нормального, естественного положения.
Соответственно, сустав — это место соединения костей скелета, которое включает в себя так же и другие анатомические образования (связки, сухожилия, хрящевую ткань, мышечную ткань и т.д.). Эти образования формируют так называемую суставную капсулу.
В подавляющем большинстве случаев при вывихе суставная капсула повреждается смещенной костью, которая ее буквально разрывает. Вследствие чего при вывихе происходят сильные отеки и внутренние кровотечения в области повреждения суставной капсулы.
Как распознать вывих у ребенка
Прежде чем пытаться оказать ребенку помощь при вывихе сустава, необходимо точно убедиться, что неприятность, которая с ним приключилась — именно вывих, а не иная травма (просто ушиб, например, или наоборот — одна из форм перелома кости).
Как правило, на вывих у ребенка указывают следующие симптомы:
- Первый и наиглавнейший симптом вывиха — острая, резкая боль, которая возникает вследствие какого-то движения (например, ребенок резко дернул рукой или ногой, резко повернулся или «неудачно» приземлился при прыжке и т.п.) или внешнего давления на сустав.
- При попытке любого движения, связанного с областью травмы, боль будет заметно усиливаться. То есть, например, если вы подозреваете у ребенка вывих левого локтя или, например, плеча — то любое движение левой рукой будет вызывать усиление боли.
- Если речь идет о вывихе любого сустава конечности — то обычно сама конечность при этом занимает странное, неестественное положение: рука или нога слишком вывернуты в сторону или отведены от тела, и т.п.
- Ребенок плачет и жалуется на сильную боль, иногда дети начинают паниковать из-за того, что не могут пошевелиться из-за болезных ощущений.
- В области поврежденного сустава возникает припухлость и отек.
- Нередко при вывихе в конечности возникает онемение, расстройство чувствительности (если, например, при деформации кость пережимает нервные стволы).
Меры помощи ребенку при вывихе
Если вы осмотрели своего малыша и пришли к выводу, что по всем симптомам у него наблюдается вывих сустава, вы должны вспомнить «золотое» правило, которое звучит так:
Вывихи никогда не проходят сами по себе — это травма, которая требует вмешательства. При этом правильно и аккуратно поставить кость на место может только врач, и то зачастую не сразу, а только после проведения рентгеновского исследования.
Исходя из этого правила, ваши родительские действия при обнаружении у ребенка вывиха, должны быть следующими:
- Необходимо обеспечить ребенку иммобилизацию — то есть зафиксировать травмированный участок тела таким образом, чтобы никакое случайное движение не могло нанести еще больший ущерб. Для фиксации подойдут любые подручные «тряпки» — от эластичного бинта до любой косынки или шарфа. Например, при вывихе плеча у ребенка для иммобилизации достаточно положить руку на перевязь (шарф или косынка перекидывается через плечо, связывается и в образованную петлю аккуратно помещается рука), подмышку следует положить что-то мягкое (например, шапку или сложенную футболку), и после этого другим шарфом необходимо буквально примотать всю «конструкцию» к туловищу ребенка.
- К месту вывиха следует аккуратно и бережно приложить лед или индивидуальный охлаждающий пакет (в теории он должен быть в каждой автомобильной аптечке).
- Если малыш жалуется на сильную боль, ему можно дать обезболивающий препарат на основе ибупрофена или парацетамола в дозировке, соответствующей возрасту ребенка.
По наблюдению медиков, дети (особенно маленькие ребятишки до 3 лет) чаще всего «страдают» от вывихов лучезапястного и локтевого суставов. И не только потому, что карапузы неудачно падают, но и потому, что родители буквально не слишком аккуратно и осторожно водят своих детишек за ручку. В действительности, у малышей суставы кисти и локтя довольно слабые — достаточно одного отнюдь не сильного, но резкого рывка за детскую ручку, чтобы «обеспечить» малышу вывих.
Чтобы надежно обездвижить поврежденный лучезапястный сустав (попросту — запястье), достаточно приложить к месту вывиха книжку потолще и аккуратно, но плотно примотать к ней конечность с помощью эластичного бинта. Локтевой или голеностопный сустав удобнее иммобилизовать с помощью глянцевого журнала или двух канцелярских линеек.
Что категорически нельзя делать, если у ребенка вывих сустава
При вывихе у ребенка ни в коем случае нельзя:
- Пытаться вправить кость на место самостоятельно;
У каждого сустава может быть несколько сценариев вывиха и далеко не всегда визуально можно определить — как именно деформировался сустав при смещении кости. Соответственно, и техник вправления кости на место для каждого сустава тоже существует немало — например, только для плечевого сустава известно порядка 14 разных вариантов вправления костей. Выбрать из них правильный и нужный помогает рентгеновский снимок.
- Слушать всех, кто уверяет вас, что достаточно «лишь посильнее дернуть и кость сама на место встанет» — это не так!
- Согревать место вывиха;
- Смазывать место травмы обезболивающей или любой другой мазью;
- Растирать и массировать место травмы.
Что делать после того, как доктор вправил сустав
Увы, но вправить на место кости при вывихе сустава еще не означает полностью избавиться от проблемы. Дело в том, что при вывихе происходит разрыв и повреждение суставной капсулы — а значит, требуются время и условия для заживления и срастания тканей.
В первые 2-3 дня после того, как травматолог вправит ребенку сустав, к месту вывиха необходимо эпизодически прикладывать холод (4-5 раз в день по 10-15 минут). Также необходимо сохранять иммобилизацию сустава.
Спустя 2-3 дня (когда отек уже спадет) место вывиха следует уже не охлаждать, а наоборот — греть (это усилит кровоток в тканях и ускорит их заживление). Чтобы погреть сустав, достаточно приложить к нему ткань, проглаженную утюгом или нагретую в микроволновой печи.
Примерно в течение 2-3 недель после вывиха ребенку следует соблюдать определенную осторожность в движениях. Речь не идет о постельном режиме и полной неподвижности, но с чересчур задорными и активными игрищами тоже придется повременить.
Все родители в курсе — ребятишки любых возрастов, начиная с того самого момента, когда малыш делает свои первые уверенные шажки, отличаются поразительной двигательной активностью, а также способностью к прыганью, беганью и лазанью в купе с чрезмерным любопытством. Иногда эта «гиперактивность» оборачивается неприятностями различной степени тяжести — чаще всего ушибами или вывихами.
Итак, самое главное, что родители должны помнить про детские вывихи:
- Они никогда не проходят сами по себе, а требуют вмешательства;
- Пытаться вправить вывих самостоятельно (или при помощи друзей, соседей или прохожих) категорически нельзя — «чинить» суставы должен профессиональный медик;
- Действия родителей при вывихе у ребенка сводятся к трем пунктам: к месту вывиха надо приложить холод; аккуратно, но уверенно необходимо зафиксировать поврежденный сустав; и наконец — ребенка надо доставить в ближайший травмпункт или другое медицинское учреждение.
Вывихи у детей крайне редко оборачиваются какими-либо осложнениями или последствиями (это в том случае, если вы не грешили самолечение, а обратились за квалифицированной помощью). Поэтому уже спустя 2-3 недели ваш ребенок будет снова готов с утра до темноты бегать, прыгать, скакать, ползать и лазать даже там, где, как вам кажется, это физически невозможно…
Источник
Ïðî÷èòàëà ñåãîäíÿ ïîñò ïðî òî êàê âåñòè â ñòðåññîâûõ ñèòóàöèÿõ. È, íàâåðíîå, íå ñàì ïîñò ìåíÿ âñêîëûõíóë, ñêîëüêî êîììåíòàðèè è çàìåòêè î òîì, ÷òî âîêðóã êàêîé-òî î÷åâèäíî íåàäåêâàòíîé ñèòóàöèè ÷àñòî íàõîäèòñÿ ìíîæåñòâî íàðîäó è âñå áîëüíû «ñèíäðîìîì ñëó÷àéíîãî ïðîõîæåãî»(ýòî êîãäà êàæäîìó èç òîëïû êàæåòñÿ, ÷òî ïîìîæåò êòî-òî äðóãîé, à â èòîãå íå ïîìîãàåò íèêòî).
È âñïîìíèëàñü ìíå ñèòóàöèÿ, î êîòîðîé ÿ íèêîìó êðîìå ðîäèòåëåé íå ðàññêàçûâàëà. Òî÷íåå ðîäèòåëè ìåíÿ ïîñëå íåå óñïîêàèâàëè.
Îíà è íåëåïàÿ. È ñòûäíàÿ. È óíèçèòåëüíàÿ è ïðîñòî áîëåçíåííàÿ äëÿ ìåíÿ äî ñèõ ïîð. Íà âîëíå ïîäåëþñü.
Áûëî ìíå ëåò 12, ïî÷òè 13. Ýòî óæå òîò âîçðàñò, êîãäà ÿ èç äåâ÷óøêè íà÷àëà ïðåâðàùàòüñÿ â äåâóøêó. Ðîäèòåëè îòíîñèëèñü ñåðüåçíåå. ×àùå ðàçðåøàëè äåëàòü ÷òî-òî ñàìîñòîÿòåëüíî.
Âîò è â òîò ðàç ìíå âûäàëè äåíüãè, ÷òîáû ÿ ñàìîñòîÿòåëüíî êóïèëà òåòðàäêè äëÿ øêîëû, êàêèå ìíå íðàâÿòñÿ. Ñêàçàíî áûëî: êóïèøü òåòðàäêè, à îñòàëüíîå ìîæåøü ïîòðàòèòü íà áëåñê äëÿ ãóá èëè íàêëåå÷êè, èëè æóðíàë Cool Girl, èëè íà ÷òî õî÷åøü.
Áûë îêòÿáðü. Íà÷àëî 2000-õ.
ß äîñòàòî÷íî áûñòðî âûáðàëà òåòðàäêè è ó ìåíÿ îñòàëîñü öåëûõ 10 ãðèâåí! Ýòî îãðîìíûå äåíüãè äëÿ ïîäðîñòêà â òå ãîäû. ß ðåøèëà, ÷òî áóäó èäòè äîìîé è ïî äîðîãå ïîñìîòðþ â ðàçíûõ ëàðüêàõ è ìàãàçèí÷èêàõ âîçìîæíûå «ñîêðîâèùà». Øëà ÿ ìåäëåííî. Îùóùåíèå òîãî, ÷òî äåíåã ó ìåíÿ õâàòèò íà öåëûé áðåëîê «ñåðäå÷êî», î êîòîðîì òàê ìå÷òàëà, íî íèãäå åãî íå íàõîäèëà, ãðåëî ñåðäöå. Íî áðåëêà íèãäå íå áûëî.
Óíèâåðìàã, ãäå ÿ ïîêóïàëà òåòðàäêè, íàõîäèëñÿ â ìèíóòàõ 15 îò ìîåãî äîìà, à «äâîðàìè» ìîæíî áûëî äîéòè è çà 10. Íî, êàê ïîìíèì, ÿ øëà, îòêèäûâàÿ îïàâøèå ëèñòüÿ, íå ñïåøà.
Çàãëÿíóëà âî âñå ìàãàçèíû è êèîñêè «Ñîþçïå÷àòü». Íî áðåëêè êàê êîðîâà ÿçûêîì ñëèçàëà, ïîýòîìó ÿ ïîëîæèëà 10 ãðèâåí (îäíîé áóìàæêîé) â âåðõíèé êàðìàí êóðòêè, çàñòåãíóëà íà ìîëíèþ è ðåøèëà, ÷òî ïîïûòàþ ñâîþ óäà÷ó â äðóãîé äåíü. À ñåãîäíÿ îòïðàâëþñü äîìîé.
Êàê-òî óñêîëüçíóëî îò ìîåãî âçãëÿäà, ÷òî óæå äîâîëüíî äàâíî è òàê æå ìåäëåííî îò ñàìîãî óíèâåðìàãà çà ìíîé èäóò äâå äåâî÷êè. Ñòàðøå ìåíÿ. Íà âèä íåîïðÿòíûå, ãðÿçíûå êàêèå-òî. Íî ÿ äàæå âíèìàíèÿ íå îáðàòèëà.
Äîøëà äî ïàðàäíîãî, äàæå óñïåëà ïîâñòðå÷àòü ïîäðóæêó è ïåðåêèíóòüñÿ ïàðîé ñëîâ. À ýòè 2 äàìî÷êè êàê-òî î÷åíü áûñòðî øìûãíóëè â ïîäúåçä ìîåé ïÿòèýòàæêè.
Íå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî â ìîåé äåòñêîé è íàèâíîé äóøå áûëî õîòü êàêîå-òî ïîäîçðåíèå. Ðàéîí ó íàñ áûë è íå ïëîõîé è íå õîðîøèé. Îáû÷íûé ñïàëüíûé. Íàðêîìàíû è àëêàøè, øïàíà äà ãîðîäñêèå ñóìàñøåäøèå âñå â íåêðèòè÷åñêîì êîëè÷åñòâå.
Ñòàëà ïîäíèìàòüñÿ íà ñâîé ýòàæ. Æèëà íà ïÿòîì ýòàæå òèïè÷íîé õðóùåâêè.
È òóò íà ïðîëåòå ìåæäó òðåòüèì è ÷åòâåðòûì ýòàæîì ñòîÿò îíè…Íå áûëî ó ìåíÿ íè ñòðàõà, íè çàöåïêè íà íåãî. Íó íà êîé ÿ ñäàëàñü ýòèì äåâî÷êàì? ß èõ íå çíàþ. Òåì áîëåå ýòî äåâî÷êè. Ðàçâå áóäóò îíè ìåíÿ òðîãàòü.
Íî äåâî÷êè òðîíóëè. Îíè øàðïíóëè ìåíÿ çà êóðòêó. È îäíà èç íèõ íà÷àëà ìíå ãîâîðèòü, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ ïèêíó, îíè ìíå ðàçðåæóò ðîò îò óõà äî óõà (ïðèâåò, Äæîêåð). Ïðè ýòîì íîæà ÿ íå âèäåëà. Îäíà èç íèõ âðîäå êàê ïîëåçëà çà íèì â êàðìàí áðþê. Äðóãàÿ ñìà÷íî ïðèëîæèëà ìåíÿ êóëàêîì â ñîëíå÷íîå ñïëåòåíèå. ß ñîãíóëàñü ïîïîëàì.
ß âñå åùå íå ìîãëà ïîíÿòü, ÷òî èì îò ìåíÿ íàäî? Íó íåò íà ìíå íè çîëîòà, íè äåíåã. Òî÷íåå äåíüãè áûëè. Íî â êîëè÷åñòâå 10 ãðèâåí. ß ýòî ïîòîì óæå âñïîìíèëà. È ÿ íå äóìàëà, ÷òî çà òàêèìè äåíüãàìè ìîæíî îõîòèòüñÿ. Âåäü ýòî äëÿ ìåíÿ îíè áûëè «öåëûì ñîñòîÿíèåì», íî, ïî ñóòè, áûëè ñòðàòåãè÷åñêè íåïðèâëåêàòåëüíûìè.
È âîò â ýòîì ñîãíóòîì ñîñòîÿíèè ÿ íà÷àëà æàëîáíî õíûêàòü, ïîòîìó ÷òî ñ ýòèìè çâóêàìè ñîâëàäàòü íå ìîãëà. Îäíà èç ýòèõ êðûñ ïîïûòàëàñü ðàññòåãíóòü êàðìàí. Íî ÿ èíñòèíêòèâíî ðóêàìè çàêðûëà äîñòóï ê íåìó è òîãäà ïîëó÷èëà óäàð íîãîé.
Êîëåíîì ïî ÷åëþñòè.
Âû çíàåòå, õîòÿ ÿ íàäåþñü, ÷òî âû íå çíàåòå, ýòî î÷åíü áîëüíî, êîãäà èìåííî òàê òåáÿ áüþò.  ãëàçàõ òåìíååò, ÷óâñòâóåòñÿ êàê õðóñòÿò çóáû î äðóã äðóãà, äûõàíèå ñáèâàåòñÿ, à ùåêè ñàìè ñîáîé ïðîêóñûâàþòñÿ.
 ýòîò ìîìåíò ÿ, ïî÷åìó-òî, ÷åòêî óâèäåëà, êàê ñîñåäêà ïîäîøëà ê ãëàçêó äâåðè íàïðîòèâ. Çíàåòå, ó íåå áûë òàêîé áîëüøîé äâåðíîé ãëàçîê. Òàì íà ñåêóíäó ìåëüêíóë ñâåò. Ìåëüêíóë îí è ó ìåíÿ â äóøå ñåé÷àñ ñîñåäêà âûéäåò è ñïàñåò ìåíÿ. Íî ýòîãî íå ïðîèçîøëî.  òîíêîñòåííîé õðóùåâêå, ãäå ñëûøíî íà 5-ì ýòàæå, êàê êàøëÿåò áàáêà íà ïåðâîì, íèêòî íå ñëûøàë, ÷òî ìåíÿ èçáèâàëè èç-çà íåñ÷àñòíûõ 10 ãðèâåí.
À îíè âñå ãðîçíî øåïòàëè ìíå, ÷òî ñåé÷àñ ðàçðåæóò ìíå ëèöî…Îäíà èç íèõ ïðîäîëæàëà ïèíàòü ìåíÿ íîãîé, íî ïî ñðàâíåíèþ ñ óäàðîì ïî ÷åëþñòè ýòî áûëî óæå ëåãêèì ïîñòóêèâàíèåì.
ß ïëàêàëà áåççâó÷íî è äî ïîñëåäíåãî íå ïîíèìàëà, çà ÷òî?
 íàøåì, îáû÷íî ëþäíîì ïàðàäíîì, ãäå âûõîäèëè ïîêóðèòü è ïîñóäà÷èòü íèêòî íå øåë. ×åðåç 2 ýòàæà, òàì äîìà, â êâàðòèðå, íàõîäèëñÿ ñòàðøèé áðàò, êîòîðûé ýòèõ ñîïëåé ðàçìàçàë áû ïî âñåì ñòåíàì äîìà. Íî äî 5-ãî ýòàæà áûëî áåñêîíå÷íîå êîëè÷åñòâî ÷àñîâ, ìèëü, ìèíóò è ñòðàõà.
Îíè ðàçîðâàëè ìîè òåòðàäêè è áðîñèëè íà ìåíÿ. Ïîðâàëè êóðòêó. Îíè äàæå ÷òî-òî õîõîòàëè èçäåâàòåëüñêè. È óæå äàâíî çàáðàëè èç êàðìàíà äåíüãè. À òåïåðü ïðîñòî íàñëàæäàëèñü.
È íèêòî. Íèêòî íå âûõîäèë ïîñìîòðåòü, ÷òî æå çà ìûøèíàÿ âîçíÿ ïðîèñõîäèò.
Íî òàêè ïîâåçëî. Â ïàðàäíîå âîøëà ñîñåäêà, êîòîðàÿ âîçâðàùàëàñü èç ìàãàçèíà.
Ýòè íåäîëþäè æåíñêîãî ïîëà ìîìåíòàëüíî ðâàíóëè âíèç, îäíà íàïîñëåäîê ïðèëîæèëà ìåíÿ ïî ãîëîâå.
ß ëåæàëà íà ïðîëåòå ìåæäó ýòàæàìè. Â ïîçå ýìáðèîíà…È íå ìîãëà èçäàòü çâóêà. Ó ìåíÿ ãîëîñ íà 3 îêòàâû, ÿ ïîþ ñ 6 ëåò. È ÿ íå ìîãëà íå òî ÷òî çàîðàòü. ß íå ìîãëà øóìíî âäîõíóòü.
Ñîñåäêà óâèäåëà âåñü ýòîò êîøìàð, ïîäíÿëà ìåíÿ, çàâåëà äîìîé, îòìûëà îò êðîâè. Ïûòàëàñü ñïðîñèòü, ÷òî ñëó÷èëîñü, íî ÿ íå ìîãëà ðàññêàçàòü. Ìåíÿ íå ñëóøàëñÿ ãîëîñ. Çà ìíîé ïðèáåæàëà ìàìà, äàâàé ðûäàòü è ïðè÷èòàòü…Îò ýòîãî ìíå ñòàëî òîëüêî õóæå. Ïîòîìó ÷òî ñðåäè åå «óñïîêàèâàíèÿ» ïðîëåòåëè: «à çà÷åì òû ñâåòèëà äåíüãàìè?», «ïî÷åìó íå çàêðè÷àëà, íå ïîçâàëà íà ïîìîùü».
Âñå. Ýòîãî áûëî äîñòàòî÷íî.
Âñÿ âèíà çà ýòî ïðîèñøåñòâèå áûëà íà ìíå. ß ñàìà âèíîâàòà. Õîòÿ äåíüãè ÿ ïðîñòî äîñòàâàëà èç êàðìàíà, êîãäà ðàñïëà÷èâàëàñü çà òåòðàäè. È óæ òî÷íî íå îáìàõèâàëàñü èìè êàê âååðîì.
À ïðî ïîìîùü. Êàê æå ÿ ìîëèëà, â ìîìåíò, êîãäà íàäî ìíîé èçäåâàëèñü, ÷òîáû ñîñåäêà òåòÿ Ëþäà, ÷üè äâåðè áûëè ðÿäîì, âûãëÿíóëà ïîñìîòðåòü. Âåäü âîñêðåñåíüå. Îêòÿáðü. Âñå äîìà.
Íèêòî íå ïðèøåë íà ïîìîùü. Íåèçáåæíûé ñëó÷àé, êàæäûé, âîçìîæíî, äóìàë, àé äðóãîé ïîìîæåò. Äà è ÷òî òàì ïðîâåðÿòü, áàëóþòñÿ äåòè.
Ýòî «áàëîâñòâî» çàëåãëî ó ìåíÿ íà ñåðäöå øðàìîì ðàçìåðîì ñ Ìàðèàíñêóþ âïàäèíó. Ïîòîìó ÷òî ïîòîì íèêòî íå ñòàë âûçûâàòü ìèëèöèþ. Íèêòî íå ñòàë ðàçáèðàòüñÿ. Ìíå ïðîñòî ïîñîâåòîâàëè áîëüøå íå õîäèòü ñàìîé è óæ òåì áîëåå íå íîñèòü ñ ñîáîé äåíüãè.
Íå îòâîåâàëè ìåíÿ. Íè âî âðåìÿ. Íè ïîñëå.
ß íå çàïîìíèëà íè ëèöà ýòèõ òâàðåé, íè äàæå èõ îäåæäû. Íî ñ òåõ ïîð, åñëè ÿ âèæó êàêóþ-òî íåðàçáåðèõó ó ìåíÿ ïàäàåò ïëàíêà. ß õâàòàþ ïîäðó÷íûå ïðåäìåòû è êèäàþñü äàæå íà êîìïàíèþ èç áóõèõ ìóæèêîâ. Ñëåïîé ÿðîñòüþ ðîñòîì â 157 ñì, íåñóñü îòâîåâàòü ñåáÿ òó, 12-ëåòíþþ. ß çíàþ, ÷òî øàíñîâ ïîëó÷èòü ñìåðòåëüíûé «êîö» â ãîëîâó ïðè òàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ î÷åíü ìíîãî. Íî ïîäåëàòü íè÷åãî ñ ñîáîé íå ìîãó. Íå âèæó ÿ ñåáÿ â ýòè ìîìåíòû. Íå îñîçíàþ. Îñîçíàâàëêó ìíå òîãäà ýòè áû÷êè îòáèëè.
À ê ÷åìó ÿ ýòî…
Âî-ïåðâûõ: åñòü ïîâîä è ñèëû íàêîíåö-òî âûãîâîðèòüñÿ, ïî÷òè íå âñïîìèíàëà ýòîò ýïèçîä áåç ñëåç, ðåâó è ñåé÷àñ. Íî ñëåçû ñâåòëûå. Ïîïóñêàþùèå.
Âî-âòîðûõ: õî÷ó ïîïðîñèòü, åñëè âèäèòå íåðàçáåðèõó, îñîáåííî ñðåäè äåòåé, íå ãîâîðèòå «ñàìè ðàçáåðóòñÿ», ïîòîìó ÷òî èìåííî â ýòîò ìîìåíò êîãî-òî ìîãóò óáèâàòü êàê ëè÷íîñòü. À ýòî õóæå ïîëîìàííûõ êîñòåé è ññàäèí. Çíàþ, ÷òî ìîìåíò ñ äåòñêèìè äðàêàìè è ñóåòîé âñåãäà ñïîðíûé, íî ìîæíî ñïðîñèòü, ãðîìêî êðèêíóòü. Èíîãäà ýòîãî äîñòàòî÷íî, ÷òîáû ñïóãíóòü íàðâàííûõ íåäîðîñëåé.
Ñïàñèáî, ÷òî ïðî÷èòàëè. Íàâåðíîå, õîðîøî, ÷òî è ÿ ýòî ñìîãëà ðàññêàçàòü.
Источник
Дети удивительно активные и непоседливые существа. И как бы внимательно ни следили за ребенком родители, они не могут полностью защитить его от всех неприятных случайностей и травм. Ушибы, растяжения, вывихи у детей встречаются очень часто, поэтому родители должны знать, что делать в такой ситуации и как помочь ребенку. О правилах оказания доврачебной помощи и методах лечения вывихов и растяжений автор «Дэйли Бэби» Татьяна Гитун беседовала с детским ортопедом-травматологом Алексеем Владимировичем Зоткиным.
Первая помощь при растяжении
От растяжения у детей чаще всего страдают связки лучезапястного, голеностопного и коленного суставов.
В момент травмы ребенок чувствует резкую боль в области пострадавшего сустава, после чего уже через несколько минут появляется быстро нарастающий отек, а немного позже могут образоваться синяки. Сам сустав при этом не деформируется, и ребенок хотя и жалуется на боль, но вполне может двигать поврежденной рукой, сжимать пальцы в кулак, или наступать на травмированную ногу.
Алексей Зоткин: «Необходимо хотя бы примерно определить тяжесть травмы, так как легкие растяжения первой и второй степени не требуют экстренной врачебной помощи и заживают самостоятельно.
Тяжелое повреждение третьей степени, с полным или частичным разрывом связки, требует немедленной госпитализации в травматологическое отделение, а нередко и срочной хирургической операции по восстановлению связки.
Поэтому, если после травмы ребенок не может опереться или пошевелить пострадавшей конечностью, важно как можно быстрее доставить его в травмпункт.
Если растяжение небольшое, то доврачебную помощь родители могут оказать самостоятельно. Для этого нужно максимально быстро приложить к месту растяжения охлаждающий компресс. Проще и удобнее всего использовать специальные охлаждающие пакеты, которые продаются в любой аптеке. Холодные компрессы нужно продолжать делать в течение всего первого дня после травмы: 2 часа пострадавший сустав охлаждается, затем на 30 минут следует сделать перерыв, а потом снова приложить компресс.
Также на поврежденный сустав обязательно накладывается давящая повязка, которая фиксирует его в неподвижном положении и снимет нагрузку с травмированной связки. Лучше всего, чтобы первый раз такую повязку или лонгету ребенку накладывал врач в травмпункте. Позже родители смогут менять повязку самостоятельно».
Лечение растяжения у детей
Выздоровление при растяжении легкой и средней степени тяжести у детей обычно происходит довольно быстро: уже через 7-10 дней острые симптомы травмы полностью исчезают, а через 3-4 недели поврежденная связка восстанавливается.
Главное — постараться в первые 2-3 дня обеспечить максимальный покой травмированным связкам и суставам. Если повреждены связки лучезапястного сустава, руку рекомендуется зафиксировать согнутой в локтевом суставе — в «подвешенном» положении. Если пострадал голеностоп или коленный сустав, ребенку придется 2-3 дня провести в постели — с приподнятой на возвышении ногой. Когда отек спадет и пройдут болезненные ощущения, можно начинать массаж и щадящую гимнастику, но только если они не причиняют боли ребенку.
Алексей Зоткин:
«Очень часто родители допускают серьезную ошибку — уже в первые дни после травмы начинают использовать согревающие процедуры.
Этого делать не следует, т.к. тепло вызывает расширение сосудов и приток крови к поврежденным тканям. А это приведет к увеличению отека и дополнительным болевым ощущениям.
Если ребенок жалуется на боль в области сустава, можно использовать местные обезболивающие средства: аэрозоли или гель с кетопрофеном, диклофенаком, спрей с ментолом и метилсалицилатом.
Когда ребенок снова начнет активно двигаться, пострадавший сустав рекомендуется закрепить с помощью ортопедического суппорта, который частично уменьшит нагрузку на связки. Через 3-4 недели суппорт можно будет снять и начать ежедневно делать упражнения, укрепляющие мышцы конечности».
Как определить вывих у ребенка
Вывих сустава у ребенка — серьезная травма, лечить которую может и должен только специалист — хирург или травматолог. Поэтому самое лучшее, что могут сделать родители, — это как можно быстрее доставить пострадавшего в детский травмпункт.
О том, что у ребенка действительно произошел вывих, а не просто ушиб или растяжение связок, можно догадаться по следующим признакам:
- сустав деформирован;
- пострадавшая конечность приняла неестественное положение;
- активные движения в суставе невозможны;
- попытка согнутьразогнуть сустав вызывает сильную боль.
Алексей Зоткин: «Самое главное — как можно быстрее вправить вывих. Лучше всего — не позднее 2-3 часов после травмы. Чем больше времени прошло с момента вывиха, тем выше риск того, что полностью восстановить подвижность сустава и его устойчивость к нагрузкам не удастся. Поэтому никакого самолечения и ожидания быть не должно.
Если есть возможность, нужно обеспечить неподвижность травмированной конечности. Для этого следует зафиксировать не только место вывиха, но и суставы, которые расположены выше или ниже.
Очень желательно использовать охлаждающий компресс, это не только облегчит боль, но и уменьшит отек. Но главное — немедленно везти ребенка в травмпункт».
Вывих сустава: лечение и первая помощь
После вправления вывиха поврежденный сустав обязательно фиксируется наложением гипсовой лонгетной повязки. Очень важно чтобы не менее 2-3 недель после получения травмы сустав оставался неподвижным, без какой-либо нагрузки. После того, как ребенку снимут гипсовую повязку, в течение следующих 2-3 недель рекомендуется использование мягкой фиксации — с помощью ортеза. Это позволяет избежать нового травмирования невосстановившихся тканей.
Разрабатывать и восстанавливать подвижность сустава с помощью специальных упражнений начинают уже через 3-4 дня после травмы. Через 7-10 дней к лечебной физкультуре можно добавить массаж. При благоприятном течении поврежденные ткани сустава заживают уже через 30-40 дней. Но полностью его работоспособность восстановиться только через 2-3 месяца после травмы. И все это время ребенок должен находится под наблюдением врача.
Алексей Зоткин: «Два самых главных условия быстрого и полноценного восстановления сустава — это правильная фиксация в первые дни после травмы и ежедневная лечебная физкультура в течение следующих двух месяцев. И здесь очень важную роль играет правильное поведение родителей.
Во-первых, ни в коем случае не следует самостоятельно снимать гипсовую повязку или ортез! Сделать это может и должен только лечащий врач, который наблюдает ребенка.
Во-вторых, не стоит пренебрегать лечебной физкультурой. Ни один препарат или метод физиотерапии не поможет травмированному суставу так, как это могут сделать правильно подобранные упражнения. Поэтому не позднее, чем через 5-7 дней после травмы нужно начинать разрабатывать сустав.
Сначала можно просто шевелить пальцами, сгибать и разгибать стопу, сжимать ладонь в кулак. На следующем этапе можно начинать ритмически напрягать и расслаблять мышцы пострадавшей конечности. Через 7-10 дней можно постепенно нагружать сустав: вставать и 10-15 минут ходить с помощью костыля, на 10-15 минут брать в руку небольшую гантель или какой-то предмет, весом около 1 кг.
После того, как жесткую фиксацию заменят на ортез, можно постепенно начинать активные движения в суставе, но только если они не вызывают болезненных ощущений у ребенка. И, конечно, до полного восстановления все упражнения следует выполнять только в ортезе, чтобы избежать рецидива травмы».
Источник