Частые вывихи суставов у ребенка

Частые вывихи суставов у ребенка thumbnail

Экскурс по понятиям: что есть что

Для начала неплохо было бы освежить наши школьные знания по анатомии человека, и определиться с формулировками — что есть вывих у ребенка, и что есть сустав. Итак:

Вывихом принято считать смещение оконечностей костей, которые формируют сустав, выходящее за пределы своего нормального, естественного положения.

Соответственно, сустав — это место соединения костей скелета, которое включает в себя так же и другие анатомические образования (связки, сухожилия, хрящевую ткань, мышечную ткань и т.д.). Эти образования формируют так называемую суставную капсулу.

В подавляющем большинстве случаев при вывихе суставная капсула повреждается смещенной костью, которая ее буквально разрывает. Вследствие чего при вывихе происходят сильные отеки и внутренние кровотечения в области повреждения суставной капсулы.

Как распознать вывих у ребенка

Прежде чем пытаться оказать ребенку помощь при вывихе сустава, необходимо точно убедиться, что неприятность, которая с ним приключилась — именно вывих, а не иная травма (просто ушиб, например, или наоборот — одна из форм перелома кости).

Как правило, на вывих у ребенка указывают следующие симптомы:

  • Первый и наиглавнейший симптом вывиха — острая, резкая боль, которая возникает вследствие какого-то движения (например, ребенок резко дернул рукой или ногой, резко повернулся или «неудачно» приземлился при прыжке и т.п.) или внешнего давления на сустав.
  • При попытке любого движения, связанного с областью травмы, боль будет заметно усиливаться. То есть, например, если вы подозреваете у ребенка вывих левого локтя или, например, плеча — то любое движение левой рукой будет вызывать усиление боли.
  • Если речь идет о вывихе любого сустава конечности — то обычно сама конечность при этом занимает странное, неестественное положение: рука или нога слишком вывернуты в сторону или отведены от тела, и т.п.
  • Ребенок плачет и жалуется на сильную боль, иногда дети начинают паниковать из-за того, что не могут пошевелиться из-за болезных ощущений.
  • В области поврежденного сустава возникает припухлость и отек.
  • Нередко при вывихе в конечности возникает онемение, расстройство чувствительности (если, например, при деформации кость пережимает нервные стволы).

Меры помощи ребенку при вывихе

Если вы осмотрели своего малыша и пришли к выводу, что по всем симптомам у него наблюдается вывих сустава, вы должны вспомнить «золотое» правило, которое звучит так:

Вывихи никогда не проходят сами по себе — это травма, которая требует вмешательства. При этом правильно и аккуратно поставить кость на место может только врач, и то зачастую не сразу, а только после проведения рентгеновского исследования.

Исходя из этого правила, ваши родительские действия при обнаружении у ребенка вывиха, должны быть следующими:

  1. Необходимо обеспечить ребенку иммобилизацию — то есть зафиксировать травмированный участок тела таким образом, чтобы никакое случайное движение не могло нанести еще больший ущерб. Для фиксации подойдут любые подручные «тряпки» — от эластичного бинта до любой косынки или шарфа. Например, при вывихе плеча у ребенка для иммобилизации достаточно положить руку на перевязь (шарф или косынка перекидывается через плечо, связывается и в образованную петлю аккуратно помещается рука), подмышку следует положить что-то мягкое (например, шапку или сложенную футболку), и после этого другим шарфом необходимо буквально примотать всю «конструкцию» к туловищу ребенка.
  2. К месту вывиха следует аккуратно и бережно приложить лед или индивидуальный охлаждающий пакет (в теории он должен быть в каждой автомобильной аптечке).
  3. Если малыш жалуется на сильную боль, ему можно дать обезболивающий препарат на основе ибупрофена или парацетамола в дозировке, соответствующей возрасту ребенка.

По наблюдению медиков, дети (особенно маленькие ребятишки до 3 лет) чаще всего «страдают» от вывихов лучезапястного и локтевого суставов. И не только потому, что карапузы неудачно падают, но и потому, что родители буквально не слишком аккуратно и осторожно водят своих детишек за ручку. В действительности, у малышей суставы кисти и локтя довольно слабые — достаточно одного отнюдь не сильного, но резкого рывка за детскую ручку, чтобы «обеспечить» малышу вывих.

Чтобы надежно обездвижить поврежденный лучезапястный сустав (попросту — запястье), достаточно приложить к месту вывиха книжку потолще и аккуратно, но плотно примотать к ней конечность с помощью эластичного бинта. Локтевой или голеностопный сустав удобнее иммобилизовать с помощью глянцевого журнала или двух канцелярских линеек.

Что категорически нельзя делать, если у ребенка вывих сустава

При вывихе у ребенка ни в коем случае нельзя:

  • Пытаться вправить кость на место самостоятельно;

У каждого сустава может быть несколько сценариев вывиха и далеко не всегда визуально можно определить — как именно деформировался сустав при смещении кости. Соответственно, и техник вправления кости на место для каждого сустава тоже существует немало — например, только для плечевого сустава известно порядка 14 разных вариантов вправления костей. Выбрать из них правильный и нужный помогает рентгеновский снимок.

  • Слушать всех, кто уверяет вас, что достаточно «лишь посильнее дернуть и кость сама на место встанет» — это не так!
  • Согревать место вывиха;
  • Смазывать место травмы обезболивающей или любой другой мазью;
  • Растирать и массировать место травмы.

Что делать после того, как доктор вправил сустав

Увы, но вправить на место кости при вывихе сустава еще не означает полностью избавиться от проблемы. Дело в том, что при вывихе происходит разрыв и повреждение суставной капсулы — а значит, требуются время и условия для заживления и срастания тканей.

В первые 2-3 дня после того, как травматолог вправит ребенку сустав, к месту вывиха необходимо эпизодически прикладывать холод (4-5 раз в день по 10-15 минут). Также необходимо сохранять иммобилизацию сустава.

Спустя 2-3 дня (когда отек уже спадет) место вывиха следует уже не охлаждать, а наоборот — греть (это усилит кровоток в тканях и ускорит их заживление). Чтобы погреть сустав, достаточно приложить к нему ткань, проглаженную утюгом или нагретую в микроволновой печи.

Примерно в течение 2-3 недель после вывиха ребенку следует соблюдать определенную осторожность в движениях. Речь не идет о постельном режиме и полной неподвижности, но с чересчур задорными и активными игрищами тоже придется повременить.

Все родители в курсе — ребятишки любых возрастов, начиная с того самого момента, когда малыш делает свои первые уверенные шажки, отличаются поразительной двигательной активностью, а также способностью к прыганью, беганью и лазанью в купе с чрезмерным любопытством. Иногда эта «гиперактивность» оборачивается неприятностями различной степени тяжести — чаще всего ушибами или вывихами.

Итак, самое главное, что родители должны помнить про детские вывихи:

  • Они никогда не проходят сами по себе, а требуют вмешательства;
  • Пытаться вправить вывих самостоятельно (или при помощи друзей, соседей или прохожих) категорически нельзя — «чинить» суставы должен профессиональный медик;
  • Действия родителей при вывихе у ребенка сводятся к трем пунктам: к месту вывиха надо приложить холод; аккуратно, но уверенно необходимо зафиксировать поврежденный сустав; и наконец — ребенка надо доставить в ближайший травмпункт или другое медицинское учреждение.

Вывихи у детей крайне редко оборачиваются какими-либо осложнениями или последствиями (это в том случае, если вы не грешили самолечение, а обратились за квалифицированной помощью). Поэтому уже спустя 2-3 недели ваш ребенок будет снова готов с утра до темноты бегать, прыгать, скакать, ползать и лазать даже там, где, как вам кажется, это физически невозможно…

Источник

Ïðî÷èòàëà ñåãîäíÿ ïîñò ïðî òî êàê âåñòè â ñòðåññîâûõ ñèòóàöèÿõ. È, íàâåðíîå, íå ñàì ïîñò ìåíÿ âñêîëûõíóë, ñêîëüêî êîììåíòàðèè è çàìåòêè î òîì, ÷òî âîêðóã êàêîé-òî î÷åâèäíî íåàäåêâàòíîé ñèòóàöèè ÷àñòî íàõîäèòñÿ ìíîæåñòâî íàðîäó è âñå áîëüíû «ñèíäðîìîì ñëó÷àéíîãî ïðîõîæåãî»(ýòî êîãäà êàæäîìó èç òîëïû êàæåòñÿ, ÷òî ïîìîæåò êòî-òî äðóãîé, à â èòîãå íå ïîìîãàåò íèêòî).

È âñïîìíèëàñü ìíå ñèòóàöèÿ, î êîòîðîé ÿ íèêîìó êðîìå ðîäèòåëåé íå ðàññêàçûâàëà. Òî÷íåå ðîäèòåëè ìåíÿ ïîñëå íåå óñïîêàèâàëè.

Îíà è íåëåïàÿ. È ñòûäíàÿ. È óíèçèòåëüíàÿ è ïðîñòî áîëåçíåííàÿ äëÿ ìåíÿ äî ñèõ ïîð. Íà âîëíå ïîäåëþñü.

Áûëî ìíå ëåò 12, ïî÷òè 13. Ýòî óæå òîò âîçðàñò, êîãäà ÿ èç äåâ÷óøêè íà÷àëà ïðåâðàùàòüñÿ â äåâóøêó. Ðîäèòåëè îòíîñèëèñü ñåðüåçíåå. ×àùå ðàçðåøàëè äåëàòü ÷òî-òî ñàìîñòîÿòåëüíî.

Âîò è â òîò ðàç ìíå âûäàëè äåíüãè, ÷òîáû ÿ ñàìîñòîÿòåëüíî êóïèëà òåòðàäêè äëÿ øêîëû, êàêèå ìíå íðàâÿòñÿ. Ñêàçàíî áûëî: êóïèøü òåòðàäêè, à îñòàëüíîå ìîæåøü ïîòðàòèòü íà áëåñê äëÿ ãóá èëè íàêëåå÷êè, èëè æóðíàë Cool Girl, èëè íà ÷òî õî÷åøü.

Áûë îêòÿáðü. Íà÷àëî 2000-õ.

ß äîñòàòî÷íî áûñòðî âûáðàëà òåòðàäêè è ó ìåíÿ îñòàëîñü öåëûõ 10 ãðèâåí! Ýòî îãðîìíûå äåíüãè äëÿ ïîäðîñòêà â òå ãîäû. ß ðåøèëà, ÷òî áóäó èäòè äîìîé è ïî äîðîãå ïîñìîòðþ â ðàçíûõ ëàðüêàõ è ìàãàçèí÷èêàõ âîçìîæíûå «ñîêðîâèùà». Øëà ÿ ìåäëåííî. Îùóùåíèå òîãî, ÷òî äåíåã ó ìåíÿ õâàòèò íà öåëûé áðåëîê «ñåðäå÷êî», î êîòîðîì òàê ìå÷òàëà, íî íèãäå åãî íå íàõîäèëà, ãðåëî ñåðäöå. Íî áðåëêà íèãäå íå áûëî.

Óíèâåðìàã, ãäå ÿ ïîêóïàëà òåòðàäêè, íàõîäèëñÿ â ìèíóòàõ 15 îò ìîåãî äîìà, à «äâîðàìè» ìîæíî áûëî äîéòè è çà 10. Íî, êàê ïîìíèì, ÿ øëà, îòêèäûâàÿ îïàâøèå ëèñòüÿ, íå ñïåøà.

Çàãëÿíóëà âî âñå ìàãàçèíû è êèîñêè «Ñîþçïå÷àòü». Íî áðåëêè êàê êîðîâà ÿçûêîì ñëèçàëà, ïîýòîìó ÿ ïîëîæèëà 10 ãðèâåí (îäíîé áóìàæêîé) â âåðõíèé êàðìàí êóðòêè, çàñòåãíóëà íà ìîëíèþ è ðåøèëà, ÷òî ïîïûòàþ ñâîþ óäà÷ó â äðóãîé äåíü. À ñåãîäíÿ îòïðàâëþñü äîìîé.

Êàê-òî óñêîëüçíóëî îò ìîåãî âçãëÿäà, ÷òî óæå äîâîëüíî äàâíî è òàê æå ìåäëåííî îò ñàìîãî óíèâåðìàãà çà ìíîé èäóò äâå äåâî÷êè. Ñòàðøå ìåíÿ. Íà âèä íåîïðÿòíûå, ãðÿçíûå êàêèå-òî. Íî ÿ äàæå âíèìàíèÿ íå îáðàòèëà.

Äîøëà äî ïàðàäíîãî, äàæå óñïåëà ïîâñòðå÷àòü ïîäðóæêó è ïåðåêèíóòüñÿ ïàðîé ñëîâ. À ýòè 2 äàìî÷êè êàê-òî î÷åíü áûñòðî øìûãíóëè â ïîäúåçä ìîåé ïÿòèýòàæêè.

Íå ìîãó ñêàçàòü, ÷òî â ìîåé äåòñêîé è íàèâíîé äóøå áûëî õîòü êàêîå-òî ïîäîçðåíèå. Ðàéîí ó íàñ áûë è íå ïëîõîé è íå õîðîøèé. Îáû÷íûé ñïàëüíûé. Íàðêîìàíû è àëêàøè, øïàíà äà ãîðîäñêèå ñóìàñøåäøèå — âñå â íåêðèòè÷åñêîì êîëè÷åñòâå.

Ñòàëà ïîäíèìàòüñÿ íà ñâîé ýòàæ. Æèëà íà ïÿòîì ýòàæå òèïè÷íîé õðóùåâêè.

È òóò íà ïðîëåòå ìåæäó òðåòüèì è ÷åòâåðòûì ýòàæîì ñòîÿò îíè…Íå áûëî ó ìåíÿ íè ñòðàõà, íè çàöåïêè íà íåãî. Íó íà êîé ÿ ñäàëàñü ýòèì äåâî÷êàì? ß èõ íå çíàþ. Òåì áîëåå ýòî äåâî÷êè. Ðàçâå áóäóò îíè ìåíÿ òðîãàòü.

Íî äåâî÷êè òðîíóëè. Îíè øàðïíóëè ìåíÿ çà êóðòêó. È îäíà èç íèõ íà÷àëà ìíå ãîâîðèòü, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ ïèêíó, îíè ìíå ðàçðåæóò ðîò îò óõà äî óõà (ïðèâåò, Äæîêåð). Ïðè ýòîì íîæà ÿ íå âèäåëà. Îäíà èç íèõ âðîäå êàê ïîëåçëà çà íèì â êàðìàí áðþê. Äðóãàÿ ñìà÷íî ïðèëîæèëà ìåíÿ êóëàêîì â ñîëíå÷íîå ñïëåòåíèå. ß ñîãíóëàñü ïîïîëàì.

ß âñå åùå íå ìîãëà ïîíÿòü, ÷òî èì îò ìåíÿ íàäî? Íó íåò íà ìíå íè çîëîòà, íè äåíåã. Òî÷íåå äåíüãè áûëè. Íî â êîëè÷åñòâå 10 ãðèâåí. ß ýòî ïîòîì óæå âñïîìíèëà. È ÿ íå äóìàëà, ÷òî çà òàêèìè äåíüãàìè ìîæíî îõîòèòüñÿ. Âåäü ýòî äëÿ ìåíÿ îíè áûëè «öåëûì ñîñòîÿíèåì», íî, ïî ñóòè, áûëè ñòðàòåãè÷åñêè íåïðèâëåêàòåëüíûìè.

È âîò â ýòîì ñîãíóòîì ñîñòîÿíèè ÿ íà÷àëà æàëîáíî õíûêàòü, ïîòîìó ÷òî ñ ýòèìè çâóêàìè ñîâëàäàòü íå ìîãëà. Îäíà èç ýòèõ êðûñ ïîïûòàëàñü ðàññòåãíóòü êàðìàí. Íî ÿ èíñòèíêòèâíî ðóêàìè çàêðûëà äîñòóï ê íåìó è òîãäà ïîëó÷èëà óäàð íîãîé.

Êîëåíîì ïî ÷åëþñòè.

Âû çíàåòå, õîòÿ ÿ íàäåþñü, ÷òî âû íå çíàåòå, ýòî î÷åíü áîëüíî, êîãäà èìåííî òàê òåáÿ áüþò.  ãëàçàõ òåìíååò, ÷óâñòâóåòñÿ êàê õðóñòÿò çóáû î äðóã äðóãà, äûõàíèå ñáèâàåòñÿ, à ùåêè ñàìè ñîáîé ïðîêóñûâàþòñÿ.

 ýòîò ìîìåíò ÿ, ïî÷åìó-òî, ÷åòêî óâèäåëà, êàê ñîñåäêà ïîäîøëà ê ãëàçêó äâåðè íàïðîòèâ. Çíàåòå, ó íåå áûë òàêîé áîëüøîé äâåðíîé ãëàçîê. Òàì íà ñåêóíäó ìåëüêíóë ñâåò. Ìåëüêíóë îí è ó ìåíÿ â äóøå — ñåé÷àñ ñîñåäêà âûéäåò è ñïàñåò ìåíÿ. Íî ýòîãî íå ïðîèçîøëî.  òîíêîñòåííîé õðóùåâêå, ãäå ñëûøíî íà 5-ì ýòàæå, êàê êàøëÿåò áàáêà íà ïåðâîì, íèêòî íå ñëûøàë, ÷òî ìåíÿ èçáèâàëè èç-çà íåñ÷àñòíûõ 10 ãðèâåí.

À îíè âñå ãðîçíî øåïòàëè ìíå, ÷òî ñåé÷àñ ðàçðåæóò ìíå ëèöî…Îäíà èç íèõ ïðîäîëæàëà ïèíàòü ìåíÿ íîãîé, íî ïî ñðàâíåíèþ ñ óäàðîì ïî ÷åëþñòè — ýòî áûëî óæå ëåãêèì ïîñòóêèâàíèåì.

ß ïëàêàëà áåççâó÷íî è äî ïîñëåäíåãî íå ïîíèìàëà, çà ÷òî?

 íàøåì, îáû÷íî ëþäíîì ïàðàäíîì, ãäå âûõîäèëè ïîêóðèòü è ïîñóäà÷èòü — íèêòî íå øåë. ×åðåç 2 ýòàæà, òàì — äîìà, â êâàðòèðå, íàõîäèëñÿ ñòàðøèé áðàò, êîòîðûé ýòèõ ñîïëåé ðàçìàçàë áû ïî âñåì ñòåíàì äîìà. Íî äî 5-ãî ýòàæà áûëî áåñêîíå÷íîå êîëè÷åñòâî ÷àñîâ, ìèëü, ìèíóò è ñòðàõà.

Îíè ðàçîðâàëè ìîè òåòðàäêè è áðîñèëè íà ìåíÿ. Ïîðâàëè êóðòêó. Îíè äàæå ÷òî-òî õîõîòàëè èçäåâàòåëüñêè. È óæå äàâíî çàáðàëè èç êàðìàíà äåíüãè. À òåïåðü ïðîñòî íàñëàæäàëèñü.

È íèêòî. Íèêòî íå âûõîäèë ïîñìîòðåòü, ÷òî æå çà ìûøèíàÿ âîçíÿ ïðîèñõîäèò.

Íî òàêè ïîâåçëî. Â ïàðàäíîå âîøëà ñîñåäêà, êîòîðàÿ âîçâðàùàëàñü èç ìàãàçèíà.

Ýòè íåäîëþäè æåíñêîãî ïîëà ìîìåíòàëüíî ðâàíóëè âíèç, îäíà íàïîñëåäîê ïðèëîæèëà ìåíÿ ïî ãîëîâå.

ß ëåæàëà íà ïðîëåòå ìåæäó ýòàæàìè. Â ïîçå ýìáðèîíà…È íå ìîãëà èçäàòü çâóêà. Ó ìåíÿ ãîëîñ íà 3 îêòàâû, ÿ ïîþ ñ 6 ëåò. È ÿ íå ìîãëà íå òî ÷òî çàîðàòü. ß íå ìîãëà øóìíî âäîõíóòü.

Ñîñåäêà óâèäåëà âåñü ýòîò êîøìàð, ïîäíÿëà ìåíÿ, çàâåëà äîìîé, îòìûëà îò êðîâè. Ïûòàëàñü ñïðîñèòü, ÷òî ñëó÷èëîñü, íî ÿ íå ìîãëà ðàññêàçàòü. Ìåíÿ íå ñëóøàëñÿ ãîëîñ. Çà ìíîé ïðèáåæàëà ìàìà, äàâàé ðûäàòü è ïðè÷èòàòü…Îò ýòîãî ìíå ñòàëî òîëüêî õóæå. Ïîòîìó ÷òî ñðåäè åå «óñïîêàèâàíèÿ» ïðîëåòåëè: «à çà÷åì òû ñâåòèëà äåíüãàìè?», «ïî÷åìó íå çàêðè÷àëà, íå ïîçâàëà íà ïîìîùü».

Âñå. Ýòîãî áûëî äîñòàòî÷íî.

Âñÿ âèíà çà ýòî ïðîèñøåñòâèå áûëà íà ìíå. ß ñàìà âèíîâàòà. Õîòÿ äåíüãè ÿ ïðîñòî äîñòàâàëà èç êàðìàíà, êîãäà ðàñïëà÷èâàëàñü çà òåòðàäè. È óæ òî÷íî íå îáìàõèâàëàñü èìè êàê âååðîì.

À ïðî ïîìîùü. Êàê æå ÿ ìîëèëà, â ìîìåíò, êîãäà íàäî ìíîé èçäåâàëèñü, ÷òîáû ñîñåäêà òåòÿ Ëþäà, ÷üè äâåðè áûëè ðÿäîì, âûãëÿíóëà ïîñìîòðåòü. Âåäü âîñêðåñåíüå. Îêòÿáðü. Âñå äîìà.

Íèêòî íå ïðèøåë íà ïîìîùü. Íåèçáåæíûé ñëó÷àé, êàæäûé, âîçìîæíî, äóìàë, àé — äðóãîé ïîìîæåò. Äà è ÷òî òàì ïðîâåðÿòü, áàëóþòñÿ äåòè.

Ýòî «áàëîâñòâî» çàëåãëî ó ìåíÿ íà ñåðäöå øðàìîì ðàçìåðîì ñ Ìàðèàíñêóþ âïàäèíó. Ïîòîìó ÷òî ïîòîì íèêòî íå ñòàë âûçûâàòü ìèëèöèþ. Íèêòî íå ñòàë ðàçáèðàòüñÿ. Ìíå ïðîñòî ïîñîâåòîâàëè áîëüøå íå õîäèòü ñàìîé è óæ òåì áîëåå íå íîñèòü ñ ñîáîé äåíüãè.

Íå îòâîåâàëè ìåíÿ. Íè âî âðåìÿ. Íè ïîñëå.

ß íå çàïîìíèëà íè ëèöà ýòèõ òâàðåé, íè äàæå èõ îäåæäû. Íî ñ òåõ ïîð, åñëè ÿ âèæó êàêóþ-òî íåðàçáåðèõó — ó ìåíÿ ïàäàåò ïëàíêà. ß õâàòàþ ïîäðó÷íûå ïðåäìåòû è êèäàþñü äàæå íà êîìïàíèþ èç áóõèõ ìóæèêîâ. Ñëåïîé ÿðîñòüþ ðîñòîì â 157 ñì, íåñóñü îòâîåâàòü ñåáÿ òó, 12-ëåòíþþ. ß çíàþ, ÷òî øàíñîâ ïîëó÷èòü ñìåðòåëüíûé «êîö» â ãîëîâó ïðè òàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ î÷åíü ìíîãî. Íî ïîäåëàòü íè÷åãî ñ ñîáîé íå ìîãó. Íå âèæó ÿ ñåáÿ â ýòè ìîìåíòû. Íå îñîçíàþ. Îñîçíàâàëêó ìíå òîãäà ýòè áû÷êè îòáèëè.

À ê ÷åìó ÿ ýòî…

Âî-ïåðâûõ: åñòü ïîâîä è ñèëû íàêîíåö-òî âûãîâîðèòüñÿ, ïî÷òè íå âñïîìèíàëà ýòîò ýïèçîä áåç ñëåç, ðåâó è ñåé÷àñ. Íî ñëåçû ñâåòëûå. Ïîïóñêàþùèå.

Âî-âòîðûõ: õî÷ó ïîïðîñèòü, åñëè âèäèòå íåðàçáåðèõó, îñîáåííî ñðåäè äåòåé, íå ãîâîðèòå «ñàìè ðàçáåðóòñÿ», ïîòîìó ÷òî èìåííî â ýòîò ìîìåíò êîãî-òî ìîãóò óáèâàòü êàê ëè÷íîñòü. À ýòî õóæå ïîëîìàííûõ êîñòåé è ññàäèí. Çíàþ, ÷òî ìîìåíò ñ äåòñêèìè äðàêàìè è ñóåòîé âñåãäà ñïîðíûé, íî ìîæíî ñïðîñèòü, ãðîìêî êðèêíóòü. Èíîãäà ýòîãî äîñòàòî÷íî, ÷òîáû ñïóãíóòü íàðâàííûõ íåäîðîñëåé.

Ñïàñèáî, ÷òî ïðî÷èòàëè. Íàâåðíîå, õîðîøî, ÷òî è ÿ ýòî ñìîãëà ðàññêàçàòü.

Источник

Дети удивительно активные и непоседливые существа. И как бы внимательно ни следили за ребенком родители, они не могут полностью защитить его от всех неприятных случайностей и травм. Ушибы, растяжения, вывихи у детей встречаются очень часто, поэтому родители должны знать, что делать в такой ситуации и как помочь ребенку. О правилах оказания доврачебной помощи и методах лечения вывихов и растяжений автор «Дэйли Бэби» Татьяна Гитун беседовала с детским ортопедом-травматологом Алексеем Владимировичем Зоткиным.

Первая помощь при растяжении

От растяжения у детей чаще всего страдают связки лучезапястного, голеностопного и коленного суставов.

В момент травмы ребенок чувствует резкую боль в области пострадавшего сустава, после чего уже через несколько минут появляется быстро нарастающий отек, а немного позже могут образоваться синяки. Сам сустав при этом не деформируется, и ребенок хотя и жалуется на боль, но вполне может двигать поврежденной рукой, сжимать пальцы в кулак, или наступать на травмированную ногу.

Алексей Зоткин: «Необходимо хотя бы примерно определить тяжесть травмы, так как легкие растяжения первой и второй степени не требуют экстренной врачебной помощи и заживают самостоятельно.

Тяжелое повреждение третьей степени, с полным или частичным разрывом связки, требует немедленной госпитализации в травматологическое отделение, а нередко и срочной хирургической операции по восстановлению связки.

Поэтому, если после травмы ребенок не может опереться или пошевелить пострадавшей конечностью, важно как можно быстрее доставить его в травмпункт.

Если растяжение небольшое, то доврачебную помощь родители могут оказать самостоятельно. Для этого нужно максимально быстро приложить к месту растяжения охлаждающий компресс. Проще и удобнее всего использовать специальные охлаждающие пакеты, которые продаются в любой аптеке. Холодные компрессы нужно продолжать делать в течение всего первого дня после травмы: 2 часа пострадавший сустав охлаждается, затем на 30 минут следует сделать перерыв, а потом снова приложить компресс.

Также на поврежденный сустав обязательно накладывается давящая повязка, которая фиксирует его в неподвижном положении и снимет нагрузку с травмированной связки. Лучше всего, чтобы первый раз такую повязку или лонгету ребенку накладывал врач в травмпункте. Позже родители смогут менять повязку самостоятельно».

Лечение растяжения у детей

Выздоровление при растяжении легкой и средней степени тяжести у детей обычно происходит довольно быстро: уже через 7-10 дней острые симптомы травмы полностью исчезают, а через 3-4 недели поврежденная связка восстанавливается.

Главное — постараться в первые 2-3 дня обеспечить максимальный покой травмированным связкам и суставам. Если повреждены связки лучезапястного сустава, руку рекомендуется зафиксировать согнутой в локтевом суставе — в «подвешенном» положении. Если пострадал голеностоп или коленный сустав, ребенку придется 2-3 дня провести в постели — с приподнятой на возвышении ногой. Когда отек спадет и пройдут болезненные ощущения, можно начинать массаж и щадящую гимнастику, но только если они не причиняют боли ребенку.

Алексей Зоткин:

«Очень часто родители допускают серьезную ошибку — уже в первые дни после травмы начинают использовать согревающие процедуры.

Этого делать не следует, т.к. тепло вызывает расширение сосудов и приток крови к поврежденным тканям. А это приведет к увеличению отека и дополнительным болевым ощущениям.

Если ребенок жалуется на боль в области сустава, можно использовать местные обезболивающие средства: аэрозоли или гель с кетопрофеном, диклофенаком, спрей с ментолом и метилсалицилатом.

Когда ребенок снова начнет активно двигаться, пострадавший сустав рекомендуется закрепить с помощью ортопедического суппорта, который частично уменьшит нагрузку на связки. Через 3-4 недели суппорт можно будет снять и начать ежедневно делать упражнения, укрепляющие мышцы конечности».

Частые вывихи суставов у ребенка

Как определить вывих у ребенка

Вывих сустава у ребенка — серьезная травма, лечить которую может и должен только специалист — хирург или травматолог. Поэтому самое лучшее, что могут сделать родители, — это как можно быстрее доставить пострадавшего в детский травмпункт.

О том, что у ребенка действительно произошел вывих, а не просто ушиб или растяжение связок, можно догадаться по следующим признакам:

  • сустав деформирован;
  • пострадавшая конечность приняла неестественное положение;
  • активные движения в суставе невозможны;
  • попытка согнутьразогнуть сустав вызывает сильную боль.

Алексей Зоткин: «Самое главное — как можно быстрее вправить вывих. Лучше всего — не позднее 2-3 часов после травмы. Чем больше времени прошло с момента вывиха, тем выше риск того, что полностью восстановить подвижность сустава и его устойчивость к нагрузкам не удастся. Поэтому никакого самолечения и ожидания быть не должно.

Если есть возможность, нужно обеспечить неподвижность травмированной конечности. Для этого следует зафиксировать не только место вывиха, но и суставы, которые расположены выше или ниже.

Очень желательно использовать охлаждающий компресс, это не только облегчит боль, но и уменьшит отек. Но главное — немедленно везти ребенка в травмпункт».

Вывих сустава: лечение и первая помощь

После вправления вывиха поврежденный сустав обязательно фиксируется наложением гипсовой лонгетной повязки. Очень важно чтобы не менее 2-3 недель после получения травмы сустав оставался неподвижным, без какой-либо нагрузки. После того, как ребенку снимут гипсовую повязку, в течение следующих 2-3 недель рекомендуется использование мягкой фиксации — с помощью ортеза. Это позволяет избежать нового травмирования невосстановившихся тканей.

Разрабатывать и восстанавливать подвижность сустава с помощью специальных упражнений начинают уже через 3-4 дня после травмы. Через 7-10 дней к лечебной физкультуре можно добавить массаж. При благоприятном течении поврежденные ткани сустава заживают уже через 30-40 дней. Но полностью его работоспособность восстановиться только через 2-3 месяца после травмы. И все это время ребенок должен находится под наблюдением врача.

Алексей Зоткин: «Два самых главных условия быстрого и полноценного восстановления сустава — это правильная фиксация в первые дни после травмы и ежедневная лечебная физкультура в течение следующих двух месяцев. И здесь очень важную роль играет правильное поведение родителей.

Во-первых, ни в коем случае не следует самостоятельно снимать гипсовую повязку или ортез! Сделать это может и должен только лечащий врач, который наблюдает ребенка.

Во-вторых, не стоит пренебрегать лечебной физкультурой. Ни один препарат или метод физиотерапии не поможет травмированному суставу так, как это могут сделать правильно подобранные упражнения. Поэтому не позднее, чем через 5-7 дней после травмы нужно начинать разрабатывать сустав.

Сначала можно просто шевелить пальцами, сгибать и разгибать стопу, сжимать ладонь в кулак. На следующем этапе можно начинать ритмически напрягать и расслаблять мышцы пострадавшей конечности. Через 7-10 дней можно постепенно нагружать сустав: вставать и 10-15 минут ходить с помощью костыля, на 10-15 минут брать в руку небольшую гантель или какой-то предмет, весом около 1 кг.

После того, как жесткую фиксацию заменят на ортез, можно постепенно начинать активные движения в суставе, но только если они не вызывают болезненных ощущений у ребенка. И, конечно, до полного восстановления все упражнения следует выполнять только в ортезе, чтобы избежать рецидива травмы».

Частые вывихи суставов у ребенка

Источник