Что такое социальный вывих
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
5 ноября день рождения великого русского педагога и психолога Льва Семеновича Выготского. В нашем колледже состоялась конференция, посвященная 130-летию со дня рождения этого великого ученого, в которой я приняла активное участие. Так как я учусь на коррекционном отделении, то меня в многогранном творчестве Льва Семеновича Выготского, больше всего заинтересовали работы, в которых рассматривались проблемы дефектологии. Меня очень заинтересовала эта тема, я прочитала много статьей, выбирала интересные факты, чтобы можно сделать такой доклад, который был бы понятен и интересен аудитории. Мой доклад назывался «Л.С.Выготский как основатель дефектологии в России»
Л.С.Выготский как основатель дефектологии в России
В деятельности и в творчестве Льва Семеновича проблемы дефектологии занимали значительное место. Весь московский период жизни, все десять лет Лев Семенович параллельно с психологическими исследованиями вел теоретическую и экспериментальную работу в области дефектологии.
С переездом в Москву его привлекает особая сфера практики – работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. Л.С. Выготский организует лабораторию по психологии аномального детства в Москве, на базе которой в 1929г. появился Экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ). В институте осуществлялось обследование аномального ребенка, диагностирование и планирование дальнейшей коррекционной работы с глухими и умственно отсталыми детьми.
В ЭДИ существовала школа-коммуна для детей с отклонениями в поведении, вспомогательная школа (для умственно отсталых детей), школа глухих и клинико-диагностическое отделение. Проведенные Л.С. Выготским в этом институте исследования до сих пор являются основополагающими для продуктивной разработки проблем дефектологии.
Одна из проблем, которой он тогда занимался, была проблема закономерностей развития нормальных и аномальных детей. До Выготского в дефектологии преобладал биологизаторский подход, т.е. ученые считали, что развитие аномального ребенка полностью определяется его природным дефектом. Л.С. Выготский ставил много экспериментов и пришёл к выводу, что социальные условия играют важнейшую роль в формировании ребенка. Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих«, вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения.
Л.С.Выготский выдвинул идею о первичной и вторичной природе дефекта. Он считал необходимым строго различать первичные и вторичные отклонения, которые ведут к задержке развития аномального ребенка. Первичные – обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур. Эти вторичные дефекты– продукт того особого положения, которое ребенок занимает в социальном обществе вследствие своего патологического развития.. Помимо этого могут возникнуть третичные и даже четвертичные нарушения, которые главным образом затрагивают личностную сферу.
Пример № 1: Например, ребенок родился глухим, у него нарушено слуховое восприятие. Это первичный дефект. Но слуховой анализатор играет большую роль в развитии речи, и если глухота наступила до периода овладения речью, то, как следствие, наступает вторичный дефект – немота.
Выготский говорил, что корни первичных дефектов связаны с органическим нарушением ЦНС, и эти нарушения очень трудно ослабить. Вторичные дефекты, формируются в процессе жизни аномального ребенка в социуме, они могут быть предотвращены и откорректированы. Педагогические усилия должны быть направлены на предупреждение появления вторичных дефектов и устранение ранее возникших.
Например: Ребенок родился слепым, это может привести в появлению ощущению собственной неполноценности. Но во многих народах слепым приписывается особый дар ясновидения и они пользуются особым почитанием – в этом случае не возникает психологического конфликта).
Значительным вкладом Выготского в дефектологию была разработка теории компенсации. Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций.
Например: люди, которые плохо видят, отличаются высокой слуховой чувствительностью.
Л.С.Выготский писл по этому поводу: “Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненным дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой стороны – именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед.
Поэтому, центральное положение современной дефектологии: всякий дефект создает стимул для выработки компенсации.”
В последующие годы Лев Семенович углубил и конкретизировал теорию компенсации. Необычайно важным для совершенствования теории компенсации и проблемы обучения аномальных детей было выдвинутое Л.С. Выготским положение о создании обходных путей развития патологически развивающегося ребенка. Л.С. Выготский считал, что вся дефектологическая педагогическая практика состоит из создания обходных путей развития аномального ребенка.
Лев Семенович утверждал, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам. Но наряду с общими закономерностями он отмечал и своеобразие развития аномального ребенка. И как главную особенность аномальной психики выделял расхождение биологического и культурного процессов развития. Нормально развивающийся ребёнок растёт, созревает биологически и на каждом возрастном этапе достигает нового уровня психического развития. Аномальный ребёнок, созревая биологически, в плане психического развития отстаёт всё больше и больше.
Характеризуя дефективность как «социальный вывих», Лев Семенович вовсе не отрицает, что органические дефекты (при глухоте, слепоте, слабоумии) — факты биологические. Но поскольку воспитателю приходится на практике иметь дело не столько с самими биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями, с конфликтами, возникающими при «вхождении аномального ребенка в жизнь», Л.С. Выготский утверждал, что воспитание ребенка с дефектом носит в своей основе социальный характер. Неправильное или поздно начатое воспитание аномального ребенка приводит к тому, что усугубляются отклонения в развитии его личности, появляются нарушения поведения.
В процессе педагогической работы с детьми, имеющими сенсорные или интеллектуальные отклонения, Л.С. Выготский считает необходимым ориентироваться не на «золотники болезни» ребенка, а на имеющиеся у него «пуды здоровья». Он выдвинул задачу найти все лучшее, что есть в аномальном ребенке. Необходимо опираться на сохранные стороны аномального ребенка в коррекционной работе.
Во времена Выготского суть коррекционной работы специальных школ, сводилось к тренировке процессов памяти, внимания, наблюдательности, органов чувств. Л.С. Выготский считал, что такие тенировки не очень полезны, и они не являются самоцелью одним из первых обратил внимание на тягостный характер этих тренировок. Он выступал такой принцип коррекционно-воспитательной работы, при котором исправление недостатков познавательной деятельности аномальных детей являлось бы частью общей воспитательной работы, растворялось бы во всем процессе обучения и воспитания, осуществлялось в ходе игровой, учебной и трудовой деятельности.
Смысл педагогического воздействия Л.С.Выготский видел в содействии развитию личности. Л.С. Выготский говорил, что каждый аномальный ребенок имеет резерв здоровых задатков, которые в определенных условиях открывают большие возможности для развития личности. Необходимо определить их уровень и создать благоприятные условия. Тогда аномальные дети могут развиваться в новом качественном скачке.
Таким образом, Л.С.Выготский заложил теоретическую базу дефектологии, её научные основы, которые актуальны до сих пор. Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1)Л.С. Выготский организовал лабораторию по психологии аномального детства в Москве, восприемником которой в 1929г. стал Экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ).
2) Учение Л.С. Выготского создало основу для развития отечественной дефектологии.
3)Л. С. Выготский выделил два дефекта: первичный и вторичный.
4)Л. С. Выготский разработал « Теорию компенсации».
5) Л.С. Выготский говорил, что каждый аномальный ребенок имеет резерв здоровых задатков, которые в определенных условиях открывают большие возможности для развития личности.
6) Чтобы достичь успехов в развитии аномальных детей, нужен интегрированный подход, сочетающий обучение и воспитание.
Мой доклад был завершающим, он вызвал значительный интерес у слушателей, так как среди присутствующих было большое количество студентов коррекционного отделения. Возникла дискуссия, студенты задавали много вопросов. После выступления я поделилась со студентами своими впечатлениями от практики в коррекционной школе.
Источник
Основные задачи коррекционно- развивающей среды.
1. Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом.
Основу дифференцированного и индивидуального подхода составляет знание состояния здоровья ребенка в широком смысле этого слова, включая не только физическое, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребенка. В процессе обучения необходимо иметь в виду его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса. Педагоги и психологи называют это “обучаемостью”, понимая под “обучаемостью” ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которых при прочих равных условиях зависит успешность обучения. Основная задача каждого учителя — научить детей учиться, создать условия для саморазвития, самообразования детей. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Образовательная программа должна учитывать возможности и потребности каждого ребенка с ОВЗ.
2. Ориентация на зону актуального и ближайшего развития.
Обучение должно вести за собой развитие. В связи с этим следует определять «зону актуального развития» ребенка, то есть его возможности. Которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности, и «зону ближайшего развития», то есть его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослыми.
«Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребенка, т.е. способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребенка, и с их учетом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы. Вся коррекционно- развивающая среда строится с учетом «зоны ближайшего и актуального развития».
3. Социальная компенсация дефекта.
Процесс компенсации – это следствие самостоятельного упражнения и результат воспитания сохранных сторон психики и личности ребенка. Исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в значительной степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов в зависимости от успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.
Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок достигает этого иным способом, иными путями и средствами, поэтому особенно важно знать своеобразие пути по которому следует повести ребенка.
Процессы компенсации у детей в отличии от взрослых глубоко специфичны. У взрослых функции ЦНС уже сложились приняли характер стройной организации, что дает широкие возможности взаимозаменяемости и переключения в случае нарушения какой либо из функций. Дети же с ОВЗ проходят особый путь психического развития, где благодаря усилиям специального обучения и воспитания формируются новые функциональные системы, развиваются способы действий и усвоения социального опыта.
4. Коррекция «социального вывиха», преодоление отклонений в поведении и «вправление в жизнь».
Все дети с выраженными нарушениями в развитии нуждаются в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем индивидуализированную.К сожалению, до сих пор огромным числом руководителей, специалистов и даже родителей не вполне осознается роль и место в этом комплексе реабилитации средствами образования. В ряде случаев профессионально неграмотно определяется и содержание этого компонента реабилитации. В связи с этим необходимо сделать ясным, как специалисты — дефектологи определяют смысл, миссию реабилитации средствами образования. Социальное наследование, которое и является специфически человеческим типом наследования, у любого ребенка всегда осуществляется только средствами и в сфере образования. В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Отклонения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушения в развитии приводят к тому, что грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Грубо нарушается связь родителя и ребенка на самых ранних этапах, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л. С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член — рука или нога — выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка — это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган.»Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Источник
Юлия Лобанова
Основные задачи коррекционно-развивающей среды.
1. Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом.
Основу дифференцированного и индивидуального подхода составляет знание состояния здоровья ребенка в широком смысле этого слова, включая не только физическое, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребенка. В процессе обучения необходимо иметь в виду его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса. Педагоги и психологи называют это “обучаемостью”, понимая под “обучаемостью” ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которых при прочих равных условиях зависит успешность обучения. Основная задача каждого учителя — научить детей учиться, создать условия для саморазвития, самообразования детей. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Образовательная программа должна учитывать возможности и потребности каждого ребенка с ОВЗ.
2. Ориентация на зону актуального и ближайшего развития.
Обучение должно вести за собой развитие. В связи с этим следует определять «зону актуального развития» ребенка, то есть его возможности. Которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности, и «зону ближайшего развития», то есть его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослыми.
«Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребенка, т. е. способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребенка, и с их учетом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы. Вся коррекционно- развивающая среда строится с учетом «зоны ближайшего и актуального развития».
3. Социальная компенсация дефекта.
Процесс компенсации – это следствие самостоятельного упражнения и результат воспитания сохранных сторон психики и личности ребенка. Исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в значительной степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов в зависимости от успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.
Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок достигает этого иным способом, иными путями и средствами, поэтому особенно важно знать своеобразие пути по которому следует повести ребенка.
Процессы компенсации у детей в отличии от взрослых глубоко специфичны. У взрослых функции ЦНС уже сложились приняли характер стройной организации, что дает широкие возможности взаимозаменяемости и переключения в случае нарушения какой либо из функций. Дети же с ОВЗ проходят особый путь психического развития, где благодаря усилиям специального обучения и воспитания формируются новые функциональные системы, развиваются способы действий и усвоения социального опыта.
4. Коррекция «социального вывиха», преодоление отклонений в поведении и «вправление в жизнь».
Все дети с выраженными нарушениями в развитии нуждаются в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем индивидуализированную. К сожалению, до сих пор огромным числом руководителей, специалистов и даже родителей не вполне осознается роль и место в этом комплексе реабилитации средствами образования. В ряде случаев профессионально неграмотно определяется и содержание этого компонента реабилитации. В связи с этим необходимо сделать ясным, как специалисты — дефектологи определяют смысл, миссию реабилитации средствами образования. Социальное наследование, которое и является специфически человеческим типом наследования, у любого ребенка всегда осуществляется только средствами и в сфере образования. В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Отклонения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушения в развитии приводят к тому, что грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Грубо нарушается связь родителя и ребенка на самых ранних этапах, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л. С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член — рука или нога — выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами. Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка — это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган. «Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Источник