Дмитрий сумароков о подагре

Дмитрий сумароков о подагре thumbnail

Так как он был сторонником просвещенного абсолютизма, то в основе драматургического конфликта его пьес лежит идея подчинения чувства гражданскому долгу. Трагедии Сумарокова носят ярко выраженный политический характер. Автор заставляет своих героев неоднократно высказывать «правильные» мысли о монаршей власти, дворянской чести, святости долга перед отечеством и т.д. В драматургии Сумароков строго следует принципам классицизма, в частности, «правилу трех единств».

Сумароков написал 9 трагедий: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Аристана» (1750), «Семира» (1751), «Ярополк и Димиза» (1758), «Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774). Наиболее значительной и важной в художественном и идеологическом плане является трагедия «Дмитрий Самозванец».

Анализ трагедии «Дмитрий Самозванец»

«Дмитрий Самозванец» — тираноборческая трагедия. В образе главного героя Сумароков вывел тип «антимонарха», который своим характером, поступками, мыслями и намерениями демонстрирует все то, чего не должно быть в монархе истинном, настоящем. Таким образом, идеальный облик просвещенного, гуманного монарха создается по принципу «от противного». Дмитрия, самозваного царя, восшедшего на русский престол путем обмана, интриг и с помощью польской армии, обличают не только положительные герои — Ксения, дочь боярина Шуйского, и князь Георгий Галицкий. Дмитрий Самозванец энергично и настойчиво выявляет собственные пороки:

Зла фурия во мне смятенно сердце гложет,

Злодейская душа спокойна быть не может.

Я к ужасу привык, злодейством разъярен,

Наполнен варварством и кровью обагрён.

В первом же явлении трагедии Дмитрий говорит, что он ненавидит русских: «Российский я народ с престола презираю». Дмитрий не уважает законов, так как считает, что высшая власть воплощается не в законе, а в «царской воле», которая, в свою очередь, диктуется не разумом, а «царской страстью». Одним из основных пороков тирана является его неуважение к личности:

Вы, ползущая тварь и черви на земле,

Внимайте рабственно монарше повеленье…

Следует подчеркнуть, что, осуждая Дмитрия за его злодейства, Сумароков не ставит ему в вину «самозванство». Устами одного из героев, Пармена, автор высказывает свое отношение к праву на престол. Не «порода» и не наследственное право являются основными условиями царствования, но личные достоинства монарха:

Когда бы ты не царствовал злонравно,

Димитрий ты иль нет, сие народу равно.

Характеры героев трагедии «Дмитрий Самозванец» (как и других пьес Сумарокова) лишены противоречивости, глубины, психологической сложности. В «Дмитрии Самозванце» нет героев, борющихся со своими пороками, страстями, преодолевающими искушение перед нравственным выбором и т.д. Конфликт между страстью и долгом не предполагает элементов психологической напряженности. Деление персонажей на положительных и отрицательных было резким и категоричным, лишенным оттенков и полутонов. Если Дмитрий — воплощение абсолютного зла, то Георгий и Ксения олицетворяют истинный патриотизм и являются носителями «разумных» чувств, а Пармен — воплощение долга и рассудительности.

Трагедии Сумарокова преследовали двоякую цель. С одной стороны, они служили «уроком царям», указывая, чего вправе требовать подданные (прежде всего, дворяне) от монархов. С другой — воспитывали самих дворян, внушая им сознание гражданского долга, любовь к отечеству, благородство, чувство собственного достоинства.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. — Воронеж: «Родная речь», 1995

Источник

*Дворянин по происхождению, всю жизнь Александр Сумароков принимал участие в литературной и в политической жизни России, мечтал о демократических реформах и новом законодательстве. Он издавал первый российский частный журнал о литературе «Трудолюбивая пчела», был директором первого русского профессионального театра и советником императрицы Екатерины II. В своем творчестве поэт обличал пороки общества, боролся с невежеством и безграмотностью. За это современники прозвали его «защитником истины, гонителем, бичом пороков».

Дмитрий сумароков о подагре

Александр Сумароков родился 25 ноября 1717 года в Финляндии — недалеко от Вильманстранда. Он стал вторым ребенком в большой дворянской семье. Отец будущего писателя — Петр Сумароков — был военным. Он стремился дать детям хорошее образование: нанял им иностранных гувернеров и сам занимался с сыновьями литературой. Мать Александра Сумарокова — Прасковья Приклонская — происходила из дворянского рода, который был приближен к власти в годы царствования Петра I и Екатерины I.

В 1732 году, когда Сумарокову было 14 лет, отец отправил его на учебу в недавно открытый Сухопутный Шляхетный кадетский корпус. Это учебное заведение готовило будущих военнослужащих, чиновников и придворных — его даже называли «рыцарской ака­демией». В корпусе учили риторике, этикету, фехтованию, музыке и танцам, но мало преподавали науки. Кадеты участвовали в придворных праздниках — ставили спектакли, писали стихи. Сумароков много читал, особенно любил популярных в те годы Василия Тредиаковского и Жана Расина. Незадолго до окончания корпуса он создал две оды — «Всемилостивейшей государыне императрице Анне Иоанновне, самодержице всероссийской, поздравительные оды в первый день нового года 1740, от кадетского корпуса сочиненные чрез Александра Сумарокова». Наставники Сумарокова помогли с публикацией стихотворений — их напечатали отдельной брошюрой.

В апреле 1740 года Александр Сумароков выпустился из кадетского корпуса. Хорошие оценки позволили ему претендовать на быстрое продвижение по службе. Сумароков получил должность адъютанта Михаила Головкина, вице-канцлера императрицы Анны Леопольдовны. Однако вскоре случился дворцовый переворот 1741 года, и к власти пришла Елизавета Петровна. Она распорядилась арестовать Головкина и выслать чиновника в Сибирь — его обвинили в государственной измене. На карьере Сумарокова эти события не отразились. Вскоре после переворота он получил новую должность. Поэт стал помощником графа Алексея Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. В это время Александр Сумароков был приближен к первым лицам государства, регулярно бывал на приемах во дворце, посещал светские салоны. Его взгляды были близки чиновникам и аристократам — поэт был монархистом. В то же время Сумароков совмещал службу и творчество, следил за современной литературой тех лет.

Читайте также:  Как принимать яблочный уксус от подагры

В начале 1740-х в печати появились первые оды Михаила Ломоносова. Сумароков прочитал их и решил познакомиться с автором стихотворений. Поэты подружились, и в 1744 году вместе выступили против Василия Тредиаковского в теоретическом споре о размерах русского стихосложения. Ломоносов полагал, что ритм задает эмоциональный тон литературного произведения. Сумароков с ним согласился. В этот период у поэта еще не было собственного четко сформировавшегося стиля. Он ориентировался на опыт других писателей, в том числе и Ломоносова. Однако уже в 1747 году Сумароков написал «Эпистолу о стихотворстве», в которой сформулировал основные принципы своего творчества:

Слог песен должен быть приятен, прост и ясен;
Витийств не надобно; он сам собой прекрасен;
Чтоб ум в нем был сокрыт, а говорила страсть;
Не он над ним большой, имеет сердце власть.

В том же году Сумароков обратился к своему начальнику — графу Алексею Разумовскому: он просил опубликовать трагедию «Хорев».

Я намерен издать сочиненную мною трагедию «Хорева» в свет. А понеже, милостивый государь, исполнение моего желания зависит от особы вашей, — того ради приношу оную вашему сиятельству для рассмотрения и, ежели она напечатания достойна, то прошу, милостивый государь, приказать ее напечатать за мои деньги… с таким определением, чтоб и впредь против воли моей сей моей трагедии других эдиций в Академии не печатать… Ежели ж для каких-либо обстоятельств сих моих стихов ныне напечатать неудобно, то прошу сию мою трагедию возвратить мне назад, ибо меня к тому, чтоб она была напечатана, ничто не понуждает, кроме одного искреннего желания тем, чем я могу, служить моему отечеству.

В 1747 году была опубликована трагедия «Хорев», а в 1748 году — «Гамлет», которую, как предполагают исследователи, Сумароков написал под впечатлением от Шекспира. Эти произведения принесли ему успех. Критики хвалили его за патриотизм, интерес к русской истории. Вскоре вокруг поэта начала формироваться литературная школа. У Сумарокова появились ученики и последователи, среди которых были Иван Елагин, Петр Свистунов, Николай Муравьев и другие.

Дмитрий сумароков о подагре

В начале 1750-х Александр Сумароков экспериментировал и искал собственный стиль. Он писал не только торжественные оды, но и песни, элегии, дружеские и любовные послания, которые пользовались огромной популярностью среди дворянской молодежи. Их читали в салонах, печатали в брошюрах и переписывали от руки. Творчество Сумарокова перестал одобрять Михаил Ломоносов. Поэты спорили в печати, анализировали стихотворения друг друга. Сумароков даже написал пять «вздорных» од — пародий на произведения Ломоносова. Поэт критиковал Ломоносова за обилие метафор и сравнений. Он считал, что в поэзии недопустима «словесная вольность», а стихи должны быть точными и ясными. Ломоносов в ответ писал: «Зла ему [Сумарокову] не желаю, мстить за обиды и не думаю и только у Господа прошу, чтобы мне с ним не знаться».

В середине 1750-х героями стихов Сумарокова стали представители его окружения. Он считал, что в России было мало образованных людей. Поэт писал: «Невеж больше, нежели просвещенных людей». Сумароков сочинял обличительные басни, сатиры, высмеивал чиновников и придворных. Ученик поэта Иван Елагин назвал его «защитником истины, гонителем, бичом пороков». Сумароков высмеивал невежество, взяточничество, жадность. Он обвинял молодых людей в неуважении к русскому языку и правилам морали.

Его неукротимость и истеричность вошли в поговорку. Он вскакивал, бранился, убегал, когда слышал, как помещики называли крепостных слуг «хамовым коленом». Он доходил до истерики, защищая свое авторское право от посягательств московского главнокомандующего; он громко проклинал самоуправство, взятки, дикость общества; дворянское «общество» мстило ему, выводя его из себя, издеваясь над ним.

Несмотря на это, в 1756 году Сумарокову доверили руководство Русским, для представлений трагедий и комедий, театром — первым постоянным публичным театром России (сейчас — Александринский театр Санкт-Петербурга). В нем ставили спектакли по пьесам Сумарокова. Поэт сам писал сценарии, подбирал актеров, присутствовал на репетициях. Сумароков поставил первую русскую оперу «Цефал и Прокриса», драму «Пустынник», трагедию «Ярополк и Димиза». В то же время он не оставлял литературу — создавал оды, эпистолы, критические статьи, пасторальные зарисовки, идиллии, эпиграммы. Сумароков пробовал себя почти во всех жанрах, писал прозу и стихи. Он сотрудничал с Императорской Академией наук, публиковал в ее журнале «Ежемесячные сочинения» и там же редактировал отдел поэзии.

В январе 1759 года поэт начал издавать «Трудолюбивую пчелу» — первый российский частный журнал, который был целиком посвящен литературе. Первый номер журнала открывался посвящением Екатерине Алексеевне, жене наследника престола Петра Федоровича, будущей Екатерины II. В то время она находилась в опале: императрица Елизавета Петровна подозревала ее в связи с иностранными дипломатами и подготовке заговора. Сумароков поддержал Екатерину Алексеевну. Он писал:

Умом, и красотой, и милостью богиня,
О просвещенная великая княгиня!

Возвысь сей низкий труд примерами ея
И покровительством Минерва будь моя!

В «Трудолюбивой пчеле» были опубликованы многочисленные стихотворения и статьи самого Сумарокова, его учеников и друзей — филолога Григория Козицкого, актера Ивана Дмитревского, писателя Алексея Ржевского и других, переводы произведений античных поэтов. Здесь же Сумароков продолжил полемику с Ломоносовым. В январском номере он опубликовал статью «О истреблении чужих слов из русского языка». В ней издатель упрекал писателей и поэтов в использовании заимствований в произведениях, писал, что они мешают «ясности» слога: «Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка». В журнале печатались и сатирические стихотворения и заметки, в которых Сумароков критиковал власть и современное ему общество. Поэт опубликовал в «Трудолюбивой пчеле» «Письмо о некоторой заразительной болезни», в котором обвинял чиновников во взяточничестве, очерк «О домостроительстве» о жестокости помещиков, утопию «Сон. Щастливое общество». В декабре 1759 года Александр Сумароков закрыл журнал. Литературовед Александр Западов писал: «Редакция не объяснила причины прекращения журнала, но, очевидно, сумароковская сатира, придавшая ему критическую окраску, могла ухудшить отношение придворных кругов к кадетскому журналу и способствовать его окончанию». В последнем номере «Трудолюбивой пчелы» Сумароков поместил стихотворение «Расставание с музами»:

Для множества причин
Противно имя мне писателя и чин;
С Парнаса нисхожу, схожу противу воли
Во время пущего я жара моего,
И не взойду по смерть я больше на него, —
Судьба моей то доли.
Прощайте, музы, навсегда!
Я более писать не буду никогда.

В 1761 году Александр Сумароков оставил театр из-за конфликта с сотрудниками. Поэту не хватало денег, которые выделяла казна, он месяцами не платил жалованье. Это вызвало недовольство театральной труппы. Сумароков пытался получить дополнительное финансирование. Он написал Ивану Шувалову с просьбой выделить деньги, но не получил ответа. После этого писателю пришлось уйти с должности.

Дмитрий сумароков о подагре

Георг Кристоф Гроот. Петр III с Екатериной II и сыном (фрагмент). Изображение: екатерина2.рф

5 января 1762 года умерла императрица Елизавета Петровна, и на престол вступил Петр III. Новый правитель вызвал недовольство Александра Сумарокова. Дворцовый переворот 9 июля 1762 года и воцарение Екатерины II поэт поддержал: он ждал демократических реформ. Императрица повысила Сумарокова до статского советника. Она оплатила все долги поэта за счет казны. Для коронации 3 октября 1762 года Сумароков написал «Речь на день Коронования Ея Величества Императрицы Екатерины II», в которой призвал Екатерину II менять законодательство и бороться с неграмотностью и преступностью.

Невежество есть источник неправды; бездельство полагает основание храма его; безумство созидает оный; непросвещенная сила, а иногда и смесившаяся со пристрастием укрепляет оный. Разруши, государыня, разруши стены храма сего, повергни столпы его и разори основание! Созижди великолепный храм ненарушаемого правосудия; но прежде того повели собирати потребные ко зданию вещи и основати училища готовящимся исправити и наблюдати предпринятые премудростию твоею законы!

В первой половине 1760-х годов Сумароков переписывался с императрицей и посвящал ей хвалебные оды. Однако Екатерина II не спешила проводить демократические реформы, о которых мечтал поэт. В 1767 году она издала «Наказ». В этом документе Екатерина II излагала свои политические взгляды, обосновывала необходимость самодержавия. Императрица писала о свободе и равенстве граждан Российской империи: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам». Спустя несколько месяцев после публикации документа Сумароков написал на него рецензию. Поэт утверждал, что «Наказ» оторван от реальной жизни России. По мнению Сумарокова, императрица пересказывала в нем трактат французского философа Шарля Монтескьё «О духе законов». Поэт писал: «В нем [Монтескьё] многое критике подлежит, о чем против его и писано». Екатерина II с замечаниями Сумарокова не соглашалась.

Господин Сумароков хороший поэт, но слишком скоро думает, чтоб быть хорошим законодавцем; он связи довольной в мыслях не имеет, чтоб критиковать цепь, и для того привязывается к наружности кольцев, составляющей цепь, и находит, что здесь или там ошибки есть, которых пороков он бы оставил, если б понял связь.

Дмитрий сумароков о подагре

Антон Лосенко. Портрет Александра Сумарокова (фрагмент). 1760. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Среди придворных росло недовольство Сумароковым. Поэт публиковал сатирические статьи и стихотворения. В это же время он много судился: Сумароков разошелся с женой, чтобы вступить в брак с дочерью своего кучера, поссорился с родственниками из-за наследства отца и написал жалобу на мужа сестры. В Петербурге о поэте ходили дурные слухи: его считали вздорным скандалистом. В 1769 году Сумароков переехал в Москву и сосредоточился на творчестве. В трагедиях «Синав и Трувор» и «Димитрий Самозванец» он обличал плохих, по его мнению, правителей, — тиранов и самодержцев. Критика, с которой поэт выступал в своих произведениях, вызвала недовольство представителей власти.

В 1770 году московский губернатор Петр Салтыков решил поставить спектакль по пьесе «Синав и Трувор». Он сам подобрал актеров и не допустил Сумарокова к работе над постановкой. Филолог Юрий Стенник писал: «Неподготовленную пьесу разыграли по приказу Салтыкова на потеху публике и провалили». Зрители освистали спектакль. Актеры плохо знали роли, а исполнительница главной роли артистка Елизавета Иванова вышла на сцену пьяной. Сумароков написал Екатерине II письмо, в котором обвинил Салтыкова в самоуправстве.

Мои трагедии — моя собственность… Я уважаю фельдмаршала как знаменитого градоначальника древней столицы, а не как властелина моей музы; она не зависит от него. По чреде, им занимаемой, я его почитаю; но на поприще поэзии я ставлю себя выше его.

Императрица не поддержала поэта. Она посоветовала ему поблагодарить Салтыкова за постановку. В ответ Сумароков написал стихотворение «Все меры превзошла моя досада». В нем он писал:

В сей час, в который я терзаюсь, вопию,
В сей час среди Москвы «Синава» представляют
И вот как автора достойно прославляют:
«Играйте, — говорят, — во мзду его уму,
Играйте пакостно за труд назло ему!»
Сбираются ругать меня враги и други.
Сие ли за мои, Россия, мне услуги?

В следующем, 1771 году Сумароков написал сатиру «О благородстве», в которой обличал пороки дворянства, и комедии нравов «Рогоносец по воображению», «Вздорщица» и «Мать — совместница дочери». Эти произведения поэт создал за очень короткий срок — на одну пьесу у него уходило несколько дней. В 1772 году журналист и издатель Николай Новиков написал о нем: «Притчи его почитаются сокровищем российского Парнаса, и в сем роде стихотворения далеко превосходит он Федра и де ла Фонтена, славнейших в сем роде». Поддерживали поэта и его ученики — Василий Майков и Михаил Херасков.

В 1770-х Сумароков много болел и стал терять зрение. Поэту не давали покоя кредиторы. Из-за нехватки средств Сумарокову пришлось продать часть библиотеки. Несколько раз он писал императрице и ее фавориту Григорию Потемкину и просил помочь. Его прошения остались без ответа. В произведениях этих лет Сумароков жаловался на нищету и равнодушие чиновников. В стихотворении «Жалоба» он писал:

Слаба отрада мне, что слава не увянет,
Которой никогда тень чувствовать не станет.
Какая нужда мне в уме,
Коль только сухари таскаю я в суме?
На что писателя отличного мне честь,
Коль нечего ни пить, ни есть?

Александр Сумароков умер 12 октября 1777 года в Москве. За несколько месяцев до смерти ему пришлось продать остатки своей библиотеки и дом. Похоронили поэта за счет московских актеров на Донском кладбище Москвы. Уже в начале XIX века его могила считалось утерянной, но в 1951 году захоронение нашли и установили на его месте памятник.

Дмитрий сумароков о подагре

Виталий Ермолаев. «Праздник торжествующей Минервы». 2011. Изображение: shkolazhizni.ru

1. Александр Сумароков был первым писателем, который познакомил русских читателей с творчеством Уильяма Шекспира. В 1747 году поэт опубликовал трагедию «Гамлет», которую, скорее всего, создал под впечатлением от оригинальной пьесы Шекспира. Филологи Николай Захаров и Борис Гайдин писали: «Как и в случае с Пушкиным, вопрос о степени владения им английским языком остается открытым и требует специального исследования. Можно предположить, что поэт, знавший латынь, немецкий (его жена была немкой) и французский, мог читать оригинальный текст, пользуясь словарем». В 1748 году в «Эпистоле о стихотворстве» поэт перечислил Шекспира и Мильтона в списке великих писателей прошлого:

Взойдем на Геликон, взойдем, увидим тамо
Творцов, которые достойны славы прямо.
Там царствует Гомер, там Сафо, Феокрит,

Мильтон и Шекеспир, хотя непросвещенный.

2. Сумароков был известен не только в России, но и за границей: в 1759 году его избрали почетным членом Лейпцигской академии наук. Еще при жизни драматурга все его трагедии были переведены на французский язык.

3. Сумароков был «вольтерьянецем» и был знаком со знаменитым французским философом. В 1769 году Сумароков отправил ему письмо, в котором критиковал популярные в то время комедии и жаловался на состоянии российского театра. Вольтер ответил поэту, похвалил его творчество и добавил: «К счастью, вы еще молоды и долго прослужите своему отечеству».

4. В 1763 году Сумароков организовал в Москве маскарад под названием «Торжествующая Минерва», который завершал празднования в честь коронации Екатерины II. Специально для праздника он написал стихотворение «Хор ко превратному свету», которое должно было прозвучать в конце праздника. Цензура пропустила произведение в сокращенном виде. Литературный критик Григорий Гуковский писал: «Смысл этого краткого хора таков: мне запретили говорит правду, что ж, я буду все же кричать об этом запрете и тем заявлю свой протест». В полной версии «Хора» Сумароков рассуждал о некой стране «за морем», в которой люди живут свободнее, чем в России:

За морем почетные люди
Шеи назад не загибают,
Люди от них не погибают.
В землю денег за морем не прячут,
Со крестьян там кожи не сдирают,
Деревень на карты там не ставят,
За морем людьми не торгуют.

Полную версию произведения под названием «Другой хор ко превратному свету» опубликовал Николай Новиков в 1781 году в «Полном собрании всех сочинений Александра Сумарокова».

5. Личная жизнь Александра Сумарокова вызывала много сплетен в обществе. Поэт был женат трижды. Его первой супругой стала фрейлина Екатерины II Иоганна Балк. От брака с ней у поэта было две дочери. В 1766 году, после 20 лет брака, Сумароков развелся и женился на дочери своего кучера Вере Прохоровой, от которой к тому моменту уже имел сына и дочь. Признать детей законными ему удалось только в 1774 году. В мае 1777 года, за несколько месяцев до смерти Сумарокова, Вера Прохорова умерла, и поэт женился на ее племяннице.

Источник