Головинова андрея юрьевича лечение артрита
Головинов Андрей Юрьевич
АМАВАТА — РЕВМОТОИДНЫЙ АРТРИТ
Аюрведические методы лечения
Причины ревматоидного артрита – открытая тема среди патологов, которые продолжают колебаться между аутоиммунной и инфекционной теориями или указывают обе эти причины. В отличие от современных взглядов Аюрведа дает более ясную этиологическую и патологическую модель, позволяющую выработать наиболее правильную стратегию лечения и добиться реальных результатов.
ВВЕДЕНИЕ
Существует три основных типа мышечно-суставных болезней, описанных в Аюрведе – амавата, сандхивата и ваташонита. При проведении параллелей с современной номенклатурой болезней Амавата наиболее соответствует ревматоидному артриту, сандхивата – артрозу и остеоартриту, ваташонита – подагре.
Амавата (आमवात) – это болезнь с хроническими болями в суставах и мышцах, иногда с отеками суставов. Эти симптомы обычно сопровождаются скованностью и ограниченностью движений, снижением аппетита, потерей остроты восприятия, жаждой, несварением, потерей энтузиазма, чувством тяжести и повышением
температуры тела.
Если болезнь прогрессирует, боли становятся очень интенсивными, жгучими и начинают перемещаться. Мочеиспускание становится скудным и частым. Нарушается сон. Пищеварение продолжает ухудшаться, возникают кишечные спазмы, запоры, тошнота и рвота. Часто бывают головокружения с чрезмерным потоотделением, скованность в суставах усиливается. Все эти симптомы, описанные в древних источниках, наиболее схожи с теми, совокупность которых обычно диагностируется как ревматоидный артрит в современной медицине.
Данная патология встречается у 0,3 – 1,5% популяции и в 2-3 раза чаще у женщин, чем у мужчин, чаще всего в возрасте от 30 до 60 лет, хотя этой болезни подвержены люди всех возрастов. Тяжесть проявления колеблется от коротких олигоартикулярных недомоганий с отсутствием или очень незначительными повреждениями отдельных суставов до полиартрита с обширными и значительными повреждениями.
Причины ревматоидного артрита – открытая тема среди патологов, которые продолжают колебаться между аутоиммунной и инфекционной теориями или указывают обе эти причины. Соответственно лечение состоит из приема нестероидных противовоспалительных препаратов, кортикостероидов, иммуносупрессивных и ремиттивных средств.
К несчастью все эти препараты имеют множество неприятных и потенциально опасных эффектов, среди которых поражение ЖКТ, печени и почек, иммунодефицит и так далее. Кроме того, они не способны остановить развитие данной патологии. В отличие от современных взглядов Аюрведа дает более ясную этиологическую и патологическую модель, позволяющую выработать наиболее правильную стратегию лечения и добиться реальных результатов.
Эта модель проверена опытом тысячелетий. Лечение очень эффективно и не дает каких-либо вредных побочных эффектов даже после длительного применения лекарственных средств, очистительных и физиотерапевтических мероприятий. По этим причинам интерес к Аюрведическим методам лечения ревматоидного артрита неуклонно растёт во всём мире.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА
Термин амавата состоит из двух санскритских слов: Вата и ама. Вата это одна из трех дош. Этимологически слово Вата означает «то, что передвигает». Ватадоша является движущей и мотивирующей силой в человеческом теле и отвечает за инициацию любого рода активности.
Две другие доши (Питта и Капха) считаются неподвижными в отсутствие Ватадоши. Местом наиболее выраженного присутствия Ваты в теле является область ниже пупка – в основном толстый кишечник. Здесь Вата обеспечивает правильную и своевременную элиминацию отходов. Среди трех дош Вата наиболее тонкая и легко поражается.
Дисбаланс Ваты всегда стоит за любой физиологической дисфункцией. Основными качествами Ваты являются холод (сита), легкость (лагху) и сухость (рукша). Ама в переводе с санскрита означает – «непереваренное». Когда пищеварительный огонь слаб, это влечет за собой накопление «недопереваренной пищи» — метаболических токсинов в ЖКТ, которые, благодаря дви
Источник
Головинов Андрей Юрьевич
АМАВАТА — РЕВМОТОИДНЫЙ АРТРИТ
Аюрведические методы лечения
Причины ревматоидного артрита – открытая тема среди патологов, которые продолжают колебаться между аутоиммунной и инфекционной теориями или указывают обе эти причины. В отличие от современных взглядов Аюрведа дает более ясную этиологическую и патологическую модель, позволяющую выработать наиболее правильную стратегию лечения и добиться реальных результатов.
ВВЕДЕНИЕ
Существует три основных типа мышечно-суставных болезней, описанных в Аюрведе – амавата, сандхивата и ваташонита. При проведении параллелей с современной номенклатурой болезней Амавата наиболее соответствует ревматоидному артриту, сандхивата – артрозу и остеоартриту, ваташонита – подагре.
Амавата (आमवात) – это болезнь с хроническими болями в суставах и мышцах, иногда с отеками суставов. Эти симптомы обычно сопровождаются скованностью и ограниченностью движений, снижением аппетита, потерей остроты восприятия, жаждой, несварением, потерей энтузиазма, чувством тяжести и повышением
температуры тела.
Если болезнь прогрессирует, боли становятся очень интенсивными, жгучими и начинают перемещаться. Мочеиспускание становится скудным и частым. Нарушается сон. Пищеварение продолжает ухудшаться, возникают кишечные спазмы, запоры, тошнота и рвота. Часто бывают головокружения с чрезмерным потоотделением, скованность в суставах усиливается. Все эти симптомы, описанные в древних источниках, наиболее схожи с теми, совокупность которых обычно диагностируется как ревматоидный артрит в современной медицине.
Данная патология встречается у 0,3 – 1,5% популяции и в 2-3 раза чаще у женщин, чем у мужчин, чаще всего в возрасте от 30 до 60 лет, хотя этой болезни подвержены люди всех возрастов. Тяжесть проявления колеблется от коротких олигоартикулярных недомоганий с отсутствием или очень незначительными повреждениями отдельных суставов до полиартрита с обширными и значительными повреждениями.
Причины ревматоидного артрита – открытая тема среди патологов, которые продолжают колебаться между аутоиммунной и инфекционной теориями или указывают обе эти причины. Соответственно лечение состоит из приема нестероидных противовоспалительных препаратов, кортикостероидов, иммуносупрессивных и ремиттивных средств.
К несчастью все эти препараты имеют множество неприятных и потенциально опасных эффектов, среди которых поражение ЖКТ, печени и почек, иммунодефицит и так далее. Кроме того, они не способны остановить развитие данной патологии. В отличие от современных взглядов Аюрведа дает более ясную этиологическую и патологическую модель, позволяющую выработать наиболее правильную стратегию лечения и добиться реальных результатов.
Эта модель проверена опытом тысячелетий. Лечение очень эффективно и не дает каких-либо вредных побочных эффектов даже после длительного применения лекарственных средств, очистительных и физиотерапевтических мероприятий. По этим причинам интерес к Аюрведическим методам лечения ревматоидного артрита неуклонно растёт во всём мире.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА
Термин амавата состоит из двух санскритских слов: Вата и ама. Вата это одна из трех дош. Этимологически слово Вата означает «то, что передвигает». Ватадоша является движущей и мотивирующей силой в человеческом теле и отвечает за инициацию любого рода активности.
Две другие доши (Питта и Капха) считаются неподвижными в отсутствие Ватадоши. Местом наиболее выраженного присутствия Ваты в теле является область ниже пупка – в основном толстый кишечник. Здесь Вата обеспечивает правильную и своевременную элиминацию отходов. Среди трех дош Вата наиболее тонкая и легко поражается.
Дисбаланс Ваты всегда стоит за любой физиологической дисфункцией. Основными качествами Ваты являются холод (сита), легкость (лагху) и сухость (рукша). Ама в переводе с санскрита означает – «непереваренное». Когда пищеварительный огонь слаб, это влечет за собой накопление «недопереваренной пищи» — метаболических токсинов в ЖКТ, которые, благодаря движущей силе Ватадоши начинают циркулировать и затем откладываться в тканях, замедляя, ухудшая и препятствуя правильному метаболическому процессу. Ама имеет жирорастворимую природу. Ревматоидные патологические состояния всегда начинаются с избытка и соединения амы и Ваты.
ЭТИОЛОГИЯ (НИДАНА)
Клиническое описание болезни и ее причины в Аюрведе называется нидана, что означает причина. На практике же нидана это не только наука о причине болезни, но также описание патогенеза и клинических методов обследования пациента. Кроме того, Аюрведа включает в этиологию духовные и психологические причины, а также уклад жизни, пищевые пристрастия, поведенческие факторы и т.д.
Мадхава Нидана (VIII в.н.э) описывает три основных причины амаваты:
1. Слабость пищеварения
Когда огонь пищеварения (джатарагни) слаб, накапливается ама, что в свою очередь влечет за собой неправильное всасывание питательных веществ, дисбаланс дош, еще большую слабость огня пищеварения, снижение оджаса – силы сдерживающей патологические тенденции. Ама разносится по телу и откладывается в тканях.
2. Неправильная диета
• пища, неподходящая по сезону или без учета биоклиматических условий
• привычный несвоевременный приём пищи
• пища, не подходящая по конституции человека
• загрязненная или испорченная пища, рафинированные продукты, тяжелые и токсичные продукты
3. Отсутствие физических упражнений и малоподвижный образ жизни
Физические упражнения являются важным аспектом диначарйи – ежедневной рутины, рекомендованной Аюрведой. В данном случае отсутствие физических упражнений ведет к плохому кровоснабжению и недостаточному удалению токсинов из периферических частей тела.
ПАТОГЕНЕЗ (САМПРАПТИ)
Мадхава Нидана утверждает, что слабый пищеварительный огонь (мандагни) ведет к накоплению амы в ЖКТ. Затем ама абсорбируется через кишечную стенку и за счёт избыточной возбуждённой Ваты начинает двигаться к местам локализации Капхи в теле. Ама ищет подобие, чтобы локализоваться.
Суставы соединяются с помощью Капхи, которая также питает и защищает суставные поверхности. Как и ама, Капха является тяжелой (гуру), влажной и жирной (снигдха), а также и холодной (сита) по природе. По причине этого подобия первой из дош смешивается с амой именно Капха. Вскоре циркуляторные каналы (дхамани), которые питают области Капхи, переполняются амой и нарушается нормальная циркуляция.
Вслед за этим остальные доши подключаются к патологическому процессу. Для восстановления баланса тело инициирует воспаление (Питта) чтобы переварить накопленную аму. Вата также активно участвует в процессе, вызывая сухость и дегенерацию суставных поверхностей.
Хотя амавата является преимущественно болезнью Ватадоши, она дифференцируется на три основных подтипа – Вата, Питта и Капха. Подобная дифференциация дает врачу возможность более правильного и точного подхода к лечению. Когда Питта соучаствует в патологическом процессе боль жгучая и острая, суставы краснеют и пациент чувствует в них жар. При Вата-типе боль также сильна, но без ощущения жжения и перемещается с места на место. Если Капха соучаствует в процессе боль тупая, но больше проявлена скованность, часто сочетающаяся с ощущением зуда.
Также могут быть комбинации любых двух или всех трех дош. Если одна доша вовлечена в процесс, то болезнь лечится легко. Если две, ситуация более сложна, но разрешима. Если все три доши – болезнь считается неизлечимой. Также, если имеется мигрирующая боль и сильное сочетанное воспаление суставов кистей, стоп, пяток, головы, крестца, коленей и бедер амавата неизлечима.
ЛЕЧЕНИЕ (ЧИКИТСА)
Существует четыре основных момента в лечении амаваты:
• Поддержка и усиление Агни
• Стабилизация Ваты
• Удаление амы из тела
• Восстановление поврежденных тканей и оджаса
УЛУЧШАЮЩИЕ МЕРЫ (ШАМАНА ЧИКИТСА)
Здесь мы только перечислим такие меры, лишь для составления представления о них, разместив в конце материала ссылку на полную версию статьи (ред)
Монодиета
Для избавления тела от амы и усиления пищеварения используют монодиету. Она состоит только из вареного риса басмати и супа из лущеного мунг дала (фасоль золотистая — Phaeolus aureus), известного в Средней Азии под названием маш.
В то же время предписывают принимать очищенную камедь гуггула (мирт арабский — Commiphora mucul) или классические формулы на его основе для скорейшего очищения от амы, уменьшения воспаления суставов и утоления боли. Чаще всего используют Йогарадж гуггул. Если имеются сопутствующие патологии, применяются и другие составы на основе гуггула. Например, Гокшуради гуггул рекомендован для пациентов, которые также страдают от болезней почек, Пушкарамула гуггул – при сердечных болезнях, Канчанар гуггул – при лимфоаденопатиях и так далее.
Матра басти
Для удаления жирорастворимых токсинов из кишечника и тканей, а также для контроля и стабилизации Ватадоши назначаются ежедневные клизмы с теплыми лекарственными маслами, называемые матра басти. Объем такой клизмы — 75 мл. Используются масла на основе кунжутного, сваренные особым способом с лекарственными травами, молоком и другими компонентами. Наряду с другими традиционными маслами, чаще всего для матра басти используют Дханвантарам тайл
Физические упражнения — вьяяма
Регулярные физические упражнения – важный аспект в лечении амаваты. Они необходимы для усиления циркуляции в пораженных частях тела, что также способствует удалению амы. Вагбхатта во второй главе Сутрастханы Аштанга Хридайам рекомендует делать упражнения в половину силы зимой и весной и с еще меньшей силой летом и осенью, пока пот не выступит на лбу и подмышками. Обычно мягкие нагрузки, такие как ходьба или простые асаны хатха-йоги рекомендуются с начала лечения.
Масляный массаж и прогревание
Масляный массаж абхьянга и различные виды локального и общего прогревания обязательно предписываются курсами, а при возможности постоянно. Классические масла, чаще всего используемые для массажа при амавате — Маханараяна тайла, Коттамчуккади тайла, Брихат саиндхавадйа тайла. Если очень выражена боль применяют Прабханджанам тайлу. Можно также использовать кунжутное или касторовое масло. Нужно втирать предписанное лекарственное масло в пораженные суставы, а лучше во все тело. После чего суставы или все тело прогреваются. Это нужно для того, чтобы ама, залегающая глубоко в тканях и суставах растворилась маслом, стала более текучей и подвижной от тепла, отделилась и пришла в движение. Это позволяет легко удалить ее из пораженных суставов и направить обратно в ЖКТ, для дальнейшей элиминации из тела.
Припарки — лепа
Для удаления амы применяются также припарки из трав, обладающих горьким и острым вкусами, а также противозастойными свойствами, такие как дхаттура (дурман вонючий – Datura stramonium), шунти (имбирь лекарственный – Zingiber officinalis), харитаки (миробалан кабульский – Terminalia chebula), куштха (горькуша лопуховая — Saussurea lappa), расна (ванда шахматная — Vanda tesselata), вача (аир болотный – Acorus calamus). Важно смешивать травы, используемые для припарок при амавате с кунжутным и касторовым маслами. Также в припарки добавляют каменную соль (саиндхава) и кислое молоко. В период обострения воспаления нужно применять припарки очень осторожно.
Физические упражнения — вьяяма
Регулярные физические упражнения – важный аспект в лечении амаваты. Они необходимы для усиления циркуляции в пораженных частях тела, что также способствует удалению амы. Вагбхатта во второй главе Сутрастханы Аштанга Хридайам рекомендует делать упражнения в половину силы зимой и весной и с еще меньшей силой летом и осенью, пока пот не выступит на лбу и подмышками. Обычно мягкие нагрузки, такие как ходьба или простые асаны хатха-йоги рекомендуются с начала лечения.
Травы, принимаемые внутрь для лечения амаваты (сокр.)
• Ашвагандха (витания снотворная — Withania sosmnifera)
• Бхаллатака (чернильное дерево — Semecarpus anacardium)
• Бхутала (куркулиго орхидный — Curculigo orchioides)
• Читрака (свинцовка цейлонская — Plumbago zeylanica)
• Эранда (клещевина обыкновенная — Ricinus communis)
• Горакша (прутняк китайский — Vitex negundo)
• Гуггул (мирт арабский — Commiphora mukul)
• Харитаки (миробалан кабульский – Terminalia chebula)
• Париджата (жасмин ночной — Nyctanthes arbor tristis)
Методы очистительной терапии (шодхана чикитса), включающие панчакарму и лекарственные аюрведические перпараты, описаны в полной версии статьи: https://vk.com/doc12954610_309182680?hash=037f4a1c80fd..
Публикация в международном научно-практическом медицинском журнале «Традиционная медицина. Восток и Запад.» № 2(13) 2007 — https://ew-journal.ru/arhiv/200702/index.php
_________________________________________________________________________________________
Список литературы:
1. Amavata Vijnana : Rheumatology in Ayurveda — Ashwini Kumar Sharma. Varanasi, Chaukhambha Pub., 2005
2. Understanding Rheumatoid Arthritis — Sanjeev Rastogi. Delhi, Pratibha, 2001
3. Rheumatoid Arthritis, Osteoarthritis, and Gout — Lakshmi Chandra Mishra, CRC Press LLC, 2000
#заболевания@all_ayurveda #артрит@all_ayurveda #суставы@all_ayurveda
Источник
Артрит – это воспаление суставов, при котором они опухают, становятся горячими на ощупь, кожа под ними краснеет, человек испытывает в них боль и ограничение в движениях. Артрит является одним из самых распространенных хронических заболеваний, трудноподдающихся лечению. Причины артрита – открытая тема среди специалистов традиционной медицины, которые продолжают колебаться между аутоиммунной и инфекционной теориями или указывают обе эти причины.
Лекарств, которые вылечили бы артрит полностью, в официальной медицине не существует. Есть только те, которые облегчают состояние. В отличие от современной медицины Аюрведа дает ясную модель возникновения заболевания, позволяющую выработать наиболее правильную стратегию лечения и добиться реальных результатов. Эта модель проверена опытом тысячелетий. Интерес к Аюрведическим методам лечения артрита неуклонно растёт во всём мире.
Артрит в Аюрведе
В Аюрведе артрит (почти все виды) называется Амавата – затоксикованное состояние при дисбалансе Ваты. Патологические состояния всегда начинаются с избытка и соединения Амы и Ваты. “Ама” в переводе с санскрита означает – “непереваренное”. Когда Агни (Огонь пищеварения) слаб, то это влечет за собой накопление “недопереваренной пищи” – токсинов в кишечнике, которые благодаря движущей силе Ваты начинают циркулировать и затем откладываться в костях, тканях, замедляя, ухудшая и препятствуя правильному метаболическому процессу. Также артрит может возникнуть из-за вышедших из баланса других Дош. Протекать он будет со своими особенностями. Соответственно, режим и лечение будут другими – понижение соответствующей Доши (очистки, питание, режим дня, Асаны, Медитации и т.д).
Артрит могут провоцировать как внешние, так и внутренние факторы. Внешние – это проживание в ветреном, сыром и холодном климате. Внутренние – низкий Агни (Огонь пищеварения), плохое пищеварение, приводящее к накоплению токсинов, которые складируются в суставах, вызывая воспаление и боль. Также артрит может провоцироваться травмами (что случается у бывших спортсменов). Хотя основной причиной в Аюрведе считается вышедшая из баланса Вата, это не обязательно может быть повышенная Вата. Это может быть так называемая “блокировка Ваты” совместно с любой повышенной Дошей и повышенной Амой (токсинами). Частые симптомы блокировки Ваты – это как раз артриты, ревматизм, многие пищеварительные проблемы – запоры, газы, вздутие живота. Поэтому основным лечение и профилактикой артрита является очистка кишечника от токсинов.
Основные причины Амаваты (артрита):
1. Слабый Агни (Огонь пищеварения) и, соответственно, накопление Амы (токсинов), что, в свою очередь, влечет за собой неправильное всасывание питательных веществ, дисбаланс Дош, еще большую слабость Агни, еще большее накопление Амы, которая разносится по телу и откладывается в тканях.
2. Неправильная диета – пища, неподходящая по сезону или без учета климатических условий; несвоевременный приём пищи; пища, не подходящая по конституции человека; испорченная пища, рафинированные продукты, тяжелые и токсичные продукты.
3. Малоподвижный образ жизни и отсутствие физических упражнений, которые ведут к плохому кровоснабжению и недостаточному удалению токсинов из организма. Образуясь в организме, Ама ищет подобие, чтобы локализоваться. Она имеет жирорастворимую природу. Подобную же природу имеет Капха. Как и Ама, Капха является тяжелой, влажной и жирной, а также и холодной по природе. По причине этого подобия первой из Дош смешивается с Амой именно Капха. За счёт избыточной возбуждённой Ваты Ама начинает двигаться к местам локализации Капхи в теле. Суставы соединяются с помощью Капхи, которая также питает и защищает суставные поверхности. Вскоре каналы, которые питают области Капхи, переполняются Амой и нарушается нормальная циркуляция. Вслед за этим остальные Доши подключаются к патологическому процессу. Для восстановления баланса тело инициирует воспаление (Питта) чтобы переварить накопленную Аму. Вата также активно участвует в процессе, вызывая сухость и дегенерацию суставных поверхностей. Хотя Амавата (артрит) является преимущественно болезнью Вата Доши, она подразделяется на три основных подтипа – Вата, Питта и Капха.
Три основных подтипа
Вата-артрит характеризуется сильными болями, перемещающимися с места на место, пульсирующими, режущими. Жжения не ощущается. Боль уменьшается при применении тепла (сауна, теплые примочки, прогревание на солнце) и обостряется с применением холода (купание в холодной воде, закаливание, проживание в холодном, влажном и ветреном климате). У Ваты кожа обычно сухая, потрескавшаяся. Суставы также жесткие, издающие треск, движение их затруднено. При Вата-артрите суставы более всего подвергаются деформации и выглядят не эстетично. Вата-артриту обычно сопутствуют остальные Вата-симптомы – нервозность, тревога, страх, бессонница, запоры, газы или вздутие живота и боли в пояснице.
Питта-артрит характеризуется жгучей и острой болью, воспалением и покраснением суставов, жаром, ощущением жжения. Боль уменьшается при применение холода и увеличивается при применении тепла. Пита-артрит обычно сопровождается типичными Питта-симптомами – излишним выделением пота, склонностью к поносам, раздражительностью.
Капха-артрит характеризуется припухлостью суставов и отеками вокруг них, зудом. Боль локализована, тупая, тяжелая и ноющая. Так же, как и при Вата-артрите, облегчение приносит тепло, а холод усугубляет состояние. Капха-артрит часто сопровождается обычными для Капхи симптомами – жирная кожа, заложенность дыхательных путей, слизь во всех выделениях. Также могут быть комбинации любых двух или всех трех Дош. Если одна Доша вовлечена в процесс, то болезнь лечится легко. Если две, ситуация более сложна, но разрешима. Если все три Доши – болезнь считается неизлечимой. Также, если имеется мигрирующая боль и сильное сочетанное воспаление суставов кистей, стоп, пяток, головы, крестца, коленей и бедер, Амавата неизлечима.
Лечение артрита
Так как артрит считается состоянием высокой затоксикованности организма, то первоначальной задачей является эти токсины вывести из организма и уже потом повышать и поддерживать Агни (Огонь пищеварения). Это должно происходить вместе со стабилизацией Ваты, которая является основной “виновницей” артрита почти во всех случаях. И уже последний этап будет – восстановление поврежденных тканей и костей. Для избавления тела от Амы и усиления пищеварения используют монодиету с Кичари. Если лечение происходит в Аюрведической клинике, то в Кичари добавляют лекарственный состав (в который, кроме некоторых растений входит широко распостраненный перец пиппали и имбирь). Такой диете следуют в течение одного-двух месяцев.
Также в это время прописывают некоторые аюрведические препараты для скорейшего очищения от Амы, уменьшения воспаления суставов и утоления боли.
После курса монодиеты на основе Кичари можно возвратиться к нормальному питанию для вашего Аюрведического типа, но с небольшими добавлениями – больше горького и острого вкуса для стимуляции пищеварения и удаления Амы. Пища должна быть легкой и легко усвояемой. Из жиров – только Гхи (топленное сливочное масло) и кунжутное масло. Хорошо употреблять много зелени и овощей.
После каждого приема пищи выпивайте чашку свежеприготовленного имбирного чая. Это поможет вывести токсины из организма. Откажитесь от любых холодных напитков.
Для того, чтобы помочь вывести жирорастворимые токсины из кишечника и тканей, а также для контроля и стабилизации Вата Доши назначаются ежедневные клизмы с теплыми лекарственными маслами. Полезныы также припарки и примочки с определенными травами и маслами.
Для облегчения выведения токсинов очень важны физические упражнения. Они необходимы для усиления циркуляции в пораженных частях тела, что также способствует удалению Амы. Даже легкие нагрузки, такие как ходьба или простые Асаны Хатха-йоги значительно облегчат состояние.
Хорошо действует тепло. На Вата-артрит – влажное (типа русской бани), а на Капха-артрит – сухое (типа сауны). И те и другие чувствуют себя лучше в теплом морском климате.
Еще одно эффективное средство в Аюрведе в лечении артритов является Амароли (уринотерапия).
По материалам А. Головинова ”Традиционная медицина. Восток и Запад”
Источник