Консервативное лечение переломов и вывихов

Консервативное лечение переломов и вывихов thumbnail

Консервативные методы лечения переломов и вывихов имеют достаточно большую историю, но, несмотря на это, они не потеряли значение до сих пор и в части случаев являются методом выбора. При сочетанных травмах консервативные методы в значительной степени являются методом временной иммобилизации переломов в раннем периоде у тяжелопострадавших, поскольку в силу сложного характера переломов расширяются показания к оперативному лечению. Как окончательные методы гипсовая иммобилизация и скелетное вытяжение применяются реже, чем при изолированных травмах. 

К особенностям консервативного лечения следует отнести и трудности в репозиции костных отломков. Это связано с тем, что и вправление вывихов, и репозицию проводят в вынужденном положении больного лежа на спине и при наличии переломов соседних сегментов конечностей, когда вправление одного перелома может привести к смещению другого. 

К консервативным методам относят лечение положением, т.е. без иммобилизации, иммобилизацию гипсовыми повязками и тракцию скелетным вытяжением. Отдельно следует остановиться на вправлении вывихов. 

Показаниями к лечению положением являются переломы, фиксированные связками и окружающими тканями и не имеющие тенденции к смещению. К ним относятся переломы лопатки, грудных и поясничных позвонков с небольшим смещением при целых дужках, стабильные переломы переднего полукольца таза, переломы крестца, переломы костей запястья и заднего отдела стопы без смещения. Поскольку пациент с политравмой находится достаточно длительное время на постельном режиме в положении лежа на спине, создаются благоприятные условия для сращения этих переломов. 

Гипсовая иммобилизация как временная мера фиксации переломов при сочетанных травмах применяется достаточно широко и показана при любых повреждениях конечностей, кроме переломов бедра. Понятно, что следует стремиться к максимально точной репозиции отломков, но если по тем или иным причинам она не удается, то не следует выполнять многократные повторные репозиции. Гипсовую иммобилизацию используют также как дополнительный способ фиксации при недостаточно надежной фиксации спицами, аппаратами наружной фиксации, особенно у возбужденных пациентов. 

Из гипсовых повязок применяют только гипсовые лонгеты; глухие гипсовые повязки противопоказаны. Это связано с тем, что у пациентов с политравмой быстро развивается отек поврежденной конечности и у большинства из них имеются нарушения сознания и снижение чувствительности к боли вследствие введения анальгетиков, поэтому они не могут адекватно контролировать состояние своей конечности. Пациент с изолированной травмой всегда заметит онемение и усиление болей в травмированной конечности и обратит на это внимание медицинского персонала. 

Скелетное вытяжение применяют при вертикальных смещениях таза, переломах вертлужной впадины, переломах бедра и обеих костей голени с целью устранения смещения по длине, под углом и иммобилизации отломков. Скелетное вытяжение чаще всего является временной мерой, и в дальнейшем на профильном клиническом этапе выполняют остеосинтез переломов. 

Консервативные методы не имеют противопоказаний, их можно использовать у всех категорий пострадавших, даже у самых тяжелых, поскольку они просты, не сопровождаются кровопотерей и обеспечивают удовлетворительную иммобилизацию отломков даже в тех случаях, когда репозиция не удается.

В.А. Соколов 

Множественные и сочетанные травмы

Источник

  1. Хирургия
  2. Общая хирургия
  3. Общая хирургия 

Под консервативным методом лечения перелома обычно понимают одномоментную закрытую репозицию с последующей иммобилизацией с помощью гипсовой повязки.

Метод применим при простых закрытых переломах без значительного смещения отломков или при возможности легкого его устранения (простые переломы костей голени и предплечья, переломы лодыжек, костей кисти и стопы, фаланг пальцев и пр.).

а)              Репозиция

Наиболее часто применима ручная одномоментная закрытая репозиция. Ее техника заключается в следующем.

Обезболивание

Метод обезболивания может быть различен (введение новокаина в гематому в зоне перелома по Беллеру, проводниковая анестезия, внутривенный наркоз).

Наиболее простым способом является введение новокаина в гематому. Для этого непосредственно над зоной перелома с соблюдением всех правил асептики осуществляют внутрикожную анестезию, а затем, предпосылая новокаин, продвигают иглу в направлении линии перелома, потягивая периодически на себя поршень шприца. Появление при этом в шприце крови свидетельствует о нахождении иглы в области гематомы в зоне перелома. В этот момент вводят 20-30 мл 1-2% раствора новокаина.

Консервативное лечение переломов и вывиховТехника репозиции Пациента следует положить в удобном для него положении. Помощник врача-травматолога фиксирует конечность проксимальнее перелома (центральный отломок), а врач осуществляет тягу за дистальную ее часть (периферический отломок) в нужном направлении, что определяется характером смещения по данным рентгенографии (рис. 11.9).
После того как по мнению врача-травматолога репозиция достигнута, накладывают гипсовую лонгету для временной фиксации и производят контрольное рентгенографическое исследование. Если результаты его свидетельствуют об удовлетворительном стоянии отломков, производят окончательную иммобилизацию. Если смещение отломков сохраняется, то производят повторную репозицию.

б)              Иммобилизация

При консервативном способе лечения иммобилизация осуществляется с помощью гипсовых повязок.

В травматологическом стационаре (травмлункте) имеются специальные гипсовые комнаты, оснащенные соответствующим инвентарем и инструментами.

В ней должны быть: ортопедический стол, таз с клеенкой, бинты, гипсовый порошок, инструменты для снятия гипса.

Гипс — это сульфат кальция, высушенный при температуре 100- 130°С. Просушенный гипс представляет из себя мелкий белый порошок, обладающий гидрофильными свойствами. При смешивании с водой он быстро присоединяет кристаллизованную воду, образуя плотную, твердую кристаллическую массу.

На ощупь гипсовый порошок должен быть мягким, тонким, без частиц и крупинок. При смешивании его с равным количеством воды на тарелке при комнатной температуре через 5-6 минут должна образоваться твердая пластинка, которая не крошится и не деформируется при надавливании.

Для ускорения затвердевания гипса применяют более низкую температуру воды, добавление поваренной соли или крахмала.

Гипсовая техника Подготовка гипсовых бинтов — на специальном столе раскатывают марлевые бинты, пересыпают их гипсовым порошком и вновь скатывают. В последнее время в основном используют гипсовые бинты фабричного производства, хранящиеся в герметичных упаковках из полиэтилена.

Замачивание бинтов — бинты в скатанном виде на 1-2 минуты погружают в таз с водой комнатной температуры. Косвенным признаком намокания всего бинта является прекращение выделения пузырьков воздуха. После этого бинты вынимают и аккуратно отжимают воду с концов бинта — в середину, без выкручивания и сильных усилий во избежание потери с водой гипсового порошка.

Подготовка лонгет — влажные бинты раскатывают на столе, покрытом клеенкой, на определенную, предварительно измеренную длину и тщательно разглаживают. Затем поверх первого слоя укладывают второй, третий и т. д. Для подготовки лонгеты на предплечье достаточно 5-6 слоев, на голень — 8-10 слоев, на бедро — до 10-12 слоев гипсового бинта.
Наложение повязки — после обработки ссадин антисептиками на выступающее костное образование укладывают вату или кусочки ткани, накладывают подготовленные лонгеты и осуществляют бинтование гипсовым бинтом. При этом следует соблюдать определенные правила:

Читайте также:  Вывих ноги у кролика

  • конечность по возможности должна находиться в физиологически выгодном положении,
  • повязка обязательно захватывает один сустав выше и один — ниже перелома,
  • бинт не перекручивают, а подрезают,
  • дистальные участки конечности (кончики пальцев) должны оставаться открытыми.

Последнее положение заслуживает особого внимания. При наложении циркулярной гипсовой повязки вследствие прогрессирования отека может произойти сдавление мягких тканей, нарушиться венозный отток вплоть до возникновения тяжелых расстройств кровообращения.

Консервативное лечение переломов и вывиховКонсервативное лечение переломов и вывиховПоэтому при малейшем появлении отека пальцев и их цианоза необходимо рассечь циркулярную повязку по передней поверхности и развести края в области разреза для увеличения ее объема на время отека. Пренебрежение указанным правилом может привести к развитию тяжелейших осложнений — некрозов под гипсом и гангрене конечности.

Сушка — происходит в течение 5- 10 минут, затвердевание определяется легким постукиванием по повязке — раздается характерный для постукивания по твердому предмету звук.

Основные виды гипсовых повязок представлены на рис. 1L10.

Гипсовая повязка накладывается на весь срок, необходимый для консолидации перелома — в основном от 3-4 недель до 2-3 месяцев.

в)              Достоинства и недостатки консервативного метода лечения

К достоинствам консервативного метода относятся его простота, мобильность больного и возмож
ность амбулаторного лечения, а также отсутствие повреждения кожных покровов и возможности инфекционных осложнений.

Основными недостатками метода являются:

  • Закрытая одномоментная репозиция не всегда может быть успешной.
  • Невозможно удержать отломки костей в массивных мышечных тканях (бедро).
  • Обездвиживание всей конечности приводит к:

атрофии мышц, тугоподвижности суставов, лимфовенозному стазу, флебиту.

  • Тяжесть и невозможность передвижения при массивных повязках у стариков и детей.
  • Невозможность наблюдения за состоянием конечности.

    Источник: Петров Сергей Викторович, &laquoОбщая хирургия » 1999

    А так же в разделе «КОНСЕРВАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПЕРЕЛОМОВ »

    • ПОНЯТИЕ О ТРАВМЕ, ТРАВМАТИЗМЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАВМ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
    • ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ТРАВМАТОЛОГИИ
    • ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
    • ИСТОРИЯ ТРАВМАТОЛОГИИ
    • ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ОСТРОЙ ТРАВМОЙ
    • ОСОБЕННОСТИ СБОРА АНАМНЕЗА
    • ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО
    • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО
    • ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО С ТЯЖЕЛОЙ ТРАВМОЙ
    • КЛАССИФИКАЦИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ
    • РАСТЯЖЕНИЕ
    • СОТРЯСЕНИЕ
    • ВЫВИХИ
    • ВРОЖДЕННЫЙ ВЫВИХ БЕДРА
    • ТРАВМАТИЧЕСКИЕ ВЫВИХИ
    • ПЕРЕЛОМЫ
    • РЕГЕНЕРАЦИЯ костной ТКАНИ
    • ВИДЫ СРАЩЕНИЯ ПЕРЕЛОМА
    • ДИАГНОСТИКА ПЕРЕЛОМОВ
    • ЛЕЧЕНИЕ
    • МЕТОД СКЕЛЕТНОГО ВЫТЯЖЕНИЯ
    • ОПЕРАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
    • ТРАВМАТИЧЕСКИЙ шок ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ТЕОРИИ
    • КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
    • ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
    • ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ
    • АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ С ТРАВМАТИЧЕСКИМ ШОКОМ
    • (3) ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ШОКА

    Источник

    Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

    Ïåíçåíñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Óíèâåðñèòåò

    Ìåäèöèíñêèé Èíñòèòóò

    Êàôåäðà Òðàâìàòîëîãèè

    Çàâ. êàôåäðîé ä. ì. í.,

    íà òåìó:

    «Îáùèå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ è âûâèõîâ»

    Âûïîëíèëà: ñòóäåíòêà V êóðñà

    Ïðîâåðèë: ê. ì. í., äîöåíò

    Ïåíçà 2008

    Ïëàí

    1. Ïåðâàÿ ïîìîùü

    2. Ñïåöèôè÷åñêîå ëå÷åíèå

    3. Çàêðûòàÿ ðåïîçèöèÿ

    4. Èììîáèëèçàöèÿ

    5. Öèðêóëÿðíàÿ ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà

    6. Ëîíãåòû

    7. Ñèíòåòè÷åñêèå ìàòåðèàëû

    8. Îñëîæíåíèÿ ïðè èììîáèëèçàöèè ãèïñîâûìè ïîâÿçêàìè

    9. Îòêðûòûå ïåðåëîìû

    10. Âûâèõè

    11. Ïåðåëîìû ó äåòåé

    Ëèòåðàòóðà

    1. Ïåðâàÿ ïîìîùü

    Ïåðâàÿ ïîìîùü ïàöèåíòó ñ âîçìîæíûì ïåðåëîìîì îêàçûâàåòñÿ íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ; îñíîâîé íåîòëîæíîãî ëå÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ øèíèðîâàíèå. Ïîïûòêè ðåïîçèöèè ïåðåëîìà èëè âûâèõà íà ìåñòå ïðîèñøåñòâèÿ, êàê ïðàâèëî, íå ïðåäïðèíèìàþòñÿ, åñëè òîëüêî íåò óãðîçû äëÿ æèçíè ïàöèåíòà (èëè äëÿ åãî êîíå÷íîñòè). Ñèòóàöèè, êîãäà äâèæåíèå â ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè áûâàåò âîçìîæíûì áåç ïðåäâàðèòåëüíîãî øèíèðîâàíèÿ, î÷åíü ðåäêè. Àäåêâàòíîå øèíèðîâàíèå ïðåäîòâðàùàåò äàëüíåéøåå ïîâðåæäåíèå êîñòè è ìÿãêèõ òêàíåé, ïðåäóïðåæäàåò îñëîæíåíèÿ, óìåíüøàåò áîëü è äåëàåò âîçìîæíîé áîëåå ðàííþþ òðàíñïîðòèðîâêó ïîñòðàäàâøåãî. Ñàìè øèíû äîëæíû áûòü ïðàêòè÷íûìè, íàäåæíûìè è ýôôåêòèâíûìè. Çäåñü óìåñòíî è ïðèìåíåíèå èìïðîâèçèðîâàííûõ øèí, äëÿ êîòîðûõ ìîæåò èñïîëüçîâàòüñÿ ëþáîé ïîäðó÷íûé ìàòåðèàë — îò ãàçåòû äî ïîëîòåíöà.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ âïîëíå äîñòóïíû øèíû èç áîëåå ïîäõîäÿùåãî ìàòåðèàëà (äåðåâî, ìåòàëë), à òàêæå íàäóâíûå øèíû, êîòîðûå èñïîëüçóþòñÿ íàðÿäó ñî ñïåöèàëüíûìè óñòðîéñòâàìè, ïðåäíàçíà÷åííûìè äëÿ îïðåäåëåííûõ ïåðåëîìîâ (íàïðèìåð, øèíû Òîìàñà, Ãîâàðäà è Ñåéåðà). Âðà÷è è ïåðñîíàë, îêàçûâàþùèå íåîòëîæíóþ ïîìîùü, äîëæíû õîðîøî çíàòü ðàçëè÷íûå øèíû è óìåòü ïðàâèëüíî èõ íàêëàäûâàòü.

    2. Ñïåöèôè÷åñêîå ëå÷åíèå

    Ïîñëå îñìîòðà ïàöèåíòà, îöåíêè åãî ñîñòîÿíèÿ è èììîáèëèçàöèè îáëàñòè ïåðåëîìà ïðîâîäèòñÿ ðÿä ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé. Âðà÷ äîëæåí ïîïûòàòüñÿ çàêðûòûì ñïîñîáîì ïðèäàòü àíàòîìè÷åñêîå ïîëîæåíèå îòëîìêàì êîñòè (íàñêîëüêî ýòî âîçìîæíî) â íàäåæäå âîññòàíîâèòü íîðìàëüíóþ ôóíêöèþ è âíåøíèé âèä êîíå÷íîñòè â ìàêñèìàëüíî êîðîòêèå ñðîêè. Ïîñêîëüêó ñî âðåìåíåì ïðîèñõîäèò ðåôîðìèðîâàíèå è ìîäåëèðîâàíèå àíàòîìè÷åñêèõ ñòðóêòóð ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà, òî÷íîå ñîïîñòàâëåíèå ôðàãìåíòîâ êîñòè íå âñåãäà íåîáõîäèìî, îñîáåííî åñëè íåò óãëîâîé èëè ðîòàöèîííîé äåôîðìàöèè, à óêîðî÷åíèå êîíå÷íîñòè íå ñëèøêîì âåëèêî. Îäíàêî âðà÷ äîëæåí ïîïûòàòüñÿ âîññòàíîâèòü íîðìàëüíóþ ôóíêöèþ ñóñòàâîâ âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà. Âàæíîå çíà÷åíèå èìååò òàêæå ïî÷òè ïîëíîå ðåïîíèðîâàíèå âíóòðèñóñòàâíûõ ïåðåëîìîâ. Íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü åùå äâà âàæíûõ ìîìåíòà: ðåäóêöèÿ íå äîëæíà ïðîèçâîäèòüñÿ ñëèøêîì áûñòðî, åñëè ýòî ñîïðÿæåíî ñ îïàñíîñòüþ äëÿ ïàöèåíòà; íèêîãäà íå ñëåäóåò ïðèáåãàòü ê ôîðñèðîâàííûì ìàíèïóëÿöèÿì ñ ïåðåëîìîì äëÿ äîñòèæåíèÿ àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè êîñòè.

    3. Çàêðûòàÿ ðåïîçèöèÿ

    Ïåðåëîìû ðåïîíèðóþò òðàêöèåé èëè òðàêöèåé ñ äîïîëíèòåëüíûìè ìàíèïóëÿöèÿìè ñ îòëîìêàìè. Òðàêöèÿ òðåáóåò èñïîëüçîâàíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé äëÿ ïîääåðæèâàíèÿ è óêðåïëåíèÿ ìåñòà ïåðåëîìà ïîñëå ñîïîñòàâëåíèÿ êîíöîâ êîñòè. Âîññòàíîâëåíèå öåëîñòè êîñòè ìîæåò áûòü çàòðóäíåíî ïðè íàëè÷èè îáøèðíîé ãåìàòîìû â ìåñòå ïåðåëîìà, à òàêæå â òîì ñëó÷àå, åñëè ìÿãêèå òêàíè ìåøàþò ðåïîçèöèè êîñòè èëè êîñòü çàõëåñòíóòà «ïåòëåé» èç ìÿãêèõ òêàíåé. Òðàêöèÿ âñåãäà âûïîëíÿåòñÿ ïî ïðîäîëüíîé îñè êîñòè. Êîãäà ïîïûòêà ìàíèïóëÿöèè ñ ïåðåëîìîì ïðè òðàêöèè óäàëàñü, ïåðåõîäÿò ê ìàíèïóëÿöèè ñ äèñòàëüíûì ôðàãìåíòîì, êîòîðûé ìîæåò áûòü ñìåùåí è óäåðæàí íàäåæíåå, ÷åì ïðîêñèìàëüíûé.

    Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ öåëîñòè êîñòè è ñîçäàíèÿ áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèé âàæíà àäåêâàòíàÿ àíåñòåçèÿ. Ñóùåñòâóåò ðÿä ìåòîäîâ ìåñòíîé àíåñòåçèè, ïðèìåíÿåìîé ïðè ðåäóêöèè: ìåñòíàÿ èíôèëüòðàöèÿ àíåñòåòèêà â ãåìàòîìó â îáëàñòè ïåðåëîìà; ðåãèîíàðíàÿ âíóòðèâåííàÿ àíåñòåçèÿ êîíå÷íîñòè; ðåãèîíàðíàÿ áëîêàäà è âíóòðèâåííîå ââåäåíèå ñåäàòèâíûõ ïðåïàðàòîâ, ÷òî âûçûâàåò íåêîòîðóþ àìíåçèþ. Ìîæåò ïîòðåáîâàòüñÿ è îáùàÿ àíåñòåçèÿ, îñîáåííî ó äåòåé.

     íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ çàêðûòàÿ ðåïîçèöèÿ ïðîòèâîïîêàçàíà: ïðè íåçíà÷èòåëüíîì ñìåùåíèè; ïðè íàëè÷èè ïðÿìûõ ïîêàçàíèé ê îïåðàòèâíîìó âìåøàòåëüñòâó è ðåïîçèöèè. Õèðóðãè÷åñêàÿ îïåðàöèÿ ïîêàçàíà â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ: ïðè íàëè÷èè ïåðåëîìîâ, ïðè êîòîðûõ âîññòàíîâëåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè íåâîçìîæíî ââèäó íåñòàáèëüíîñòè îòëîìêîâ ïðè ðåïîçèöèè; ïðè ïåðåëîìàõ âñëåäñòâèå ÷ðåçìåðíîãî íàïðÿæåíèÿ; ïðè âíóòðèñóñòàâíûõ ïåðåëîìàõ ñî ñìåùåíèåì; ïðè ïåðåëîìàõ, ñî÷åòàþùèõñÿ ñ ïîâðåæäåíèåì àðòåðèé; ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé, ïîðàæåííûõ ìåòàñòàçàìè; ïåðåëîìàõ ó ïàöèåíòîâ, êîòîðûå íå ìîãóò äëèòåëüíîå âðåìÿ îñòàâàòüñÿ â ïîñòåëè; ïðè îòñóòñòâèè äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà ìÿãêèõ òêàíåé äëÿ êîððåêöèè.

    Читайте также:  Первая медицинская помощь признаки вывиха

    4. Èììîáèëèçàöèÿ

    Èììîáèëèçàöèÿ ìåñòà ïåðåëîìà ïîñëå ðåïîçèöèè êîñòè íåîáõîäèìà äëÿ ñîõðàíåíèÿ äîñòèãíóòîãî ñòîÿíèÿ îòëîìêîâ è ïðåäóïðåæäåíèÿ ÷ðåçìåðíîé íàãðóçêè â îáëàñòè ïåðåëîìà. Èììîáèëèçàöèÿ íå äîëæíà îãðàíè÷èâàòü ïîäâèæíîñòü íåïîâðåæäåííûõ ñóñòàâîâ (îñîáåííî ó âçðîñëûõ) è ìåøàòü ïàöèåíòó ïåðåäâèãàòüñÿ. Äëÿ èììîáèëèçàöèè ìåñòà ïåðåëîìà ìîæåò èñïîëüçîâàòüñÿ ãèïñîâàÿ èëè ñèíòåòè÷åñêàÿ ïîâÿçêà, âûòÿæåíèå èëè ôèêñàöèÿ.  äàííîé ãëàâå îáñóæäàåòñÿ òîëüêî èììîáèëèçàöèÿ ñ ïîìîøüþ ãèïñîâîé èëè ñèíòåòè÷åñêîé ïîâÿçêè.

    Ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ìàðëþ, ïðîïèòàííóþ äåêñòðîçîé èëè êðàõìàëîì è ïîëóãèäðèðîâàííûì ñóëüôàòîì êàëüöèÿ. Ïðè ñîåäèíåíèè ñ âîäîé ãèïñ êðèñòàëëèçóåòñÿ ñ âûäåëåíèåì òåïëà. Âðåìÿ çàòâåðäåâàíèÿ ãèïñà ïðÿìî ïðîïîðöèîíàëüíî òåìïåðàòóðå âîäû è êîëè÷åñòâó âûäåëÿåìîãî òåïëà ïðè ðåàêöèè ïðèñîåäèíåíèÿ êàëüöèåì ìîëåêóë âîäû. ×åì ãîðÿ÷åå âîäà, òåì áûñòðåå ïðîèñõîäèò çàòâåðäåâàíèå ãèïñà è òåì áîëüøå âûäåëÿåòñÿ òåïëà. Îáðàçóþùååñÿ òåïëî ìîæåò âûçâàòü äèñêîìôîðò ó ïàöèåíòà è (ïðè îòñóòñòâèè ïðîêëàäêè) äàæå îæîã. Êðèñòàëëèçàöèÿ ãèïñà ìîæåò áûòü çàìåäëåíà ïðè èñïîëüçîâàíèè õîëîäíîé âîäû èëè ïðè äîáàâëåíèè â âîäó ñîëè.

    Ïðè íåêîòîðûõ ïåðåëîìàõ íàêëàäûâàåòñÿ öèðêóëÿðíàÿ ïîâÿçêà èëè øèíà. Îáû÷íî èììîáèëèçóþòñÿ ñóñòàâû âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà. Êðîìå òîãî, ïîâÿçêîé óäåðæèâàþòñÿ îòëîìêè êîñòè ïîñëå åå ðåïîçèöèè. Äëÿ ýòîãî êîíå÷íîñòü íåîáõîäèìî îáåðíóòü âàòîé, òðèêî è íàëîæèòü òðè ñëîÿ ãèïñîâîãî áèíòà. Åñëè ïðåäïîëàãàåòñÿ ðàçâèòèå îòåêà, òî êîñòíûå âûñòóïû ñëåäóåò õîðîøî óêðûòü âàòîé äî íàëîæåíèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêè.

    5. Öèðêóëÿðíàÿ ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà

    Ñóùåñòâóåò ðÿä ðåêîìåíäàöèé ïî íàëîæåíèþ öèðêóëÿðíîé ãèïñîâîé ïîâÿçêè. Ïðåæäå ÷åì ãèïñîâûé áèíò áóäåò îïóùåí â âîäó, åãî ñëåäóåò ðàçâåðíóòü íà 5-7,5 ñì, ñ òåì, ÷òîáû åãî êîíåö ìîæíî áûëî ëåãêî íàéòè.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ èñïîëüçóåòñÿ òåïëàÿ âîäà. Ãèïñîâûé áèíò äîëæåí áûòü êàê ìîæíî øèðå, ÷òîáû ïîêðûòü âñþ ïîðàæåííóþ îáëàñòü. Åãî äåðæàò â âîäå äî ïðåêðàùåíèÿ âûäåëåíèÿ ïóçûðüêîâ âîçäóõà. Çàòåì åãî áåðóò çà îáà êîíöà è îòæèìàþò âîäó, íå âûêðó÷èâàÿ; ïðè ýòîì íåæåëàòåëüíî «ðàçìàòûâàíèå» áèíòà.

    Ïîâÿçêà âñåãäà íàêëàäûâàåòñÿ â òîì æå íàïðàâëåíèè, ÷òî è âàòíàÿ ïðîêëàäêà; åå ñëåäóåò íàêàòûâàòü äîìèíèðóþùåé ðóêîé áåç ïåðåìåùåíèÿ ïàöèåíòà âî âðåìÿ ïðîöåäóðû áèíòîâàíèÿ. Êàæäûé ïîñëåäóþùèé ñëîé áèíòà äîëæåí ïîêðûâàòü ïðåäûäóùèé íà 50%; áèíòîâàíèå ïðîèçâîäèòñÿ íåïðåðûâíî. Ïîâÿçêà ìîäåëèðóåòñÿ ëàäîíÿìè (âîçâûøåíèÿ â ìåñòå îòõîæäåíèÿ áîëüøîãî ïàëüöà). Òàê êàê ïî êðàÿì ïîâÿçêà èíîãäà èñòîí÷àåòñÿ, ïîìîùíèê ìîæåò ïîäîãíóòü åå, îáåñïå÷èâ, òàêèì îáðàçîì, ðàâíîìåðíîñòü ïîêðûòèÿ, îñîáåííî ó åå íèæíåãî êðàÿ. Áèíò ñëåäóåò íàêëàäûâàòü ñ ìèíèìàëüíûì íàòÿæåíèåì, íè â êîåì ñëó÷àå íå ìåíÿÿ åãî íàïðàâëåíèÿ. Ñðàçó æå ïîñëå íàëîæåíèÿ ïîâÿçêó ñëåäóåò ïðèãëàäèòü è îòìîäåëèðîâàòü (âîçâûøåíèÿìè ëàäîíåé) â íàïðàâëåíèè, ïðîòèâîïîëîæíîì õîäó áèíòîâàíèÿ, ÷òî ïîçâîëÿåò ïîëó÷èòü ãîìîãåííóþ ôîðìó.

     òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà äëÿ èììîáèëèçàöèè ñóñòàâà ïîâÿçêà íàêëàäûâàåòñÿ â íåñêîëüêî ñëîåâ, ìîæíî ïðèáåãíóòü ê äîïîëíèòåëüíûì ìàíèïóëÿöèÿì â ìåñòå ïåðåëîìà, ÷òîáû îáåñïå÷èòü íàäëåæàùóþ ðåïîçèöèþ îòëîìêîâ, ïîêà ãèïñ åùå íå çàòâåðäåë.

    Ìîäåëèðîâàíèå, îñóùåñòâëÿåìîå, êàê óæå îòìå÷àëîñü, âîçâûøåíèÿìè ëàäîíåé, äîëæíî áûòü çàâåðøåíî äî êðèñòàëëèçàöèè ãèïñà. Ãèïñ íåëüçÿ ïîäâåðãàòü ðåêðèñòàëëèçàöèè, ïîýòîìó ïðè íåîáõîäèìîñòè êîððåêöèè ïîâÿçêè åãî íóæíî ñëîìàòü; îäíàêî èììîáèëèçàöèÿ â ýòîì ñëó÷àå áóäåò íåýôôåêòèâíîé.

    Ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà äîëæíà áûòü íàëîæåíà òàê, ÷òîáû îíà äëèòåëüíîå âðåìÿ ëåãêî ïåðåíîñèëàñü ïàöèåíòîì. Åå ñëåäóåò ïðèâåñòè â ïîðÿäîê è îáðåçàòü äî òðåáóåìîé äëèíû, ïîñëå ÷åãî îñíîâó ìîæíî ïîäâåðíóòü èëè çàãíóòü êíàðóæè è ïðèæàòü ñâåðõó îäíèì ñëîåì áèíòà.

    Ïîñëå òîãî êàê ïîâÿçêà íàëîæåíà, îòìîäåëèðîâàíà è ðàçãëàæåíà, åé äàþò âûñîõíóòü. Ãèïñ çàñòûâàåò â òå÷åíèå 15 — 30 ìèíóò, íî äëÿ åãî ïîëíîãî çàòâåðäåíèÿ íåîáõîäèìî ïðèìåðíî 24 ÷àñîâ.  òå÷åíèå ýòîãî âðåìåíè ïîâÿçêà íå äîëæíà èñïûòûâàòü íàãðóçîê èëè ïîäâåðãàòüñÿ âîçäåéñòâèþ âëàãè.

    6. Ëîíãåòû

    Ãèïñîâûå ëîíãåòû íàêëàäûâàþò ïðè íåêîòîðûõ ïåðåëîìàõ, à òàêæå ïðè îòåêå ìÿãêèõ òêàíåé. Ëîíãåòà ïîçâîëÿåò îñóùåñòâëÿòü (ïðè íåîáõîäèìîñòè) âèçóàëüíûé êîíòðîëü è ëå÷åáíûå ìåðîïðèÿòèÿ â îáëàñòè ïåðåëîìà.

    Ëîíãåòà ïîçâîëÿåò òàêæå îáåñïå÷èòü íàäëåæàùóþ èììîáèëèçàöèþ áåç îïàñåíèÿ îñòàòî÷íûõ ÿâëåíèé âñëåäñòâèå ñäàâëåíèÿ ñîñóäîâ è íåðâîâ.

    Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî ñïîñîáîâ èçãîòîâëåíèÿ òàêîé ïîâÿçêè, íî â ïðèíöèïå ëîíãåòà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îäèí ñëîé òðèêîòàæíîé îñíîâû ñ âàòíîé ïðîêëàäêîé (èëè áåç íåå) è ïðèìåðíî 10 ñëîåâ ãèïñîâûõ áèíòîâ, îáðåçàííûõ äî ñîîòâåòñòâóþùåé äëèíû. Êðàÿ ëîíãåòû äîëæíû áûòü îòìîäåëèðîâàíû è ðàçãëàæåíû, ÷òîáû íå ïðè÷èíÿòü íåóäîáñòâà áîëüíîìó. Ëîíãåòà íàêëàäûâàåòñÿ âî âëàæíîì ñîñòîÿíèè è ïîìåùàåòñÿ íà âàòíóþ èëè ýëàñòè÷íóþ ïðîêëàäêó. Òàêàÿ ïðîêëàäêà íå äîëæíà ïðèëåãàòü ñëèøêîì òóãî èëè ñäàâëèâàòü ñîñóäû è íåðâû. Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ãîòîâûõ ëîíãåò, êîòîðûå ìîæíî èñïîëüçîâàòü òàì, ãäå îíè ñïîñîáíû îáåñïå÷èòü óäîáíóþ èììîáèëèçàöèþ òîãî èëè èíîãî ó÷àñòêà.

    7. Ñèíòåòè÷åñêèå ìàòåðèàëû

    Íåêîòîðîå âðåìÿ ãîòîâûå ïîâÿçêè èç ñèíòåòè÷åñêèõ ìàòåðèàëîâ èìåëèñü â ñâîáîäíîé ïðîäàæå. Ðàíüøå äëÿ èõ èñïîëüçîâàíèÿ áûë íåîáõîäèì ñïåöèàëüíûé èñòî÷íèê ñâåòà èëè òðåáîâàëîñü êàêîå-òî èíîå óñòðîéñòâî äëÿ òîãî, ÷òîáû øèíà ñîîòâåòñòâîâàëà ìåñòó ïåðåëîìà.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðèìåíÿþòñÿ íîâûå ìàòåðèàëû, êîòîðûå ìîæíî ïîãðóæàòü â õîëîäíóþ âîäó, ðàñêàòûâàòü, êàê ãèïñîâûé áèíò, è ëåãêî ìîäåëèðîâàòü. Ïðåèìóùåñòâ ó ñèíòåòè÷åñêèõ ïîâÿçîê ìíîãî: îíè ëåãêè, óäîáíû, ïðî÷íû è âîäîíåïðîíèöàåìû; ïàöèåíò ìîæåò íàãðóæàòü èõ ÷åðåç 20 ìèíóò ïîñëå íàëîæåíèÿ. Îíè îñîáåííî ïðèãîäíû äëÿ ïîâòîðíîé èììîáèëèçàöèè.

    8. Îñëîæíåíèÿ ïðè èììîáèëèçàöèè ãèïñîâûìè ïîâÿçêàìè

    Ïðè èñïîëüçîâàíèè ãèïñîâûõ ïîâÿçîê, êàê è ïðè äðóãèõ ìåòîäàõ ëå÷åíèÿ, ìîãóò âîçíèêíóòü îñëîæíåíèÿ. Íåïëîòíî íàëîæåííàÿ ïîâÿçêà, äîïóñêàþùàÿ ïîäâèæíîñòü, ìîæåò íàðóøèòü ðåïîçèöèþ îòëîìêîâ è ïðèâåñòè ê âîçíèêíîâåíèþ èçúÿçâëåíèé è ññàäèí ñ ïîñëåäóþùèì ïðèñîåäèíåíèåì èíôåêöèè. Ïàöèåíòà ñëåäóåò ïðîèíñòðóêòèðîâàòü î íåîáõîäèìîñòè ïîâòîðíîãî îáðàùåíèÿ â îòäåëåíèå íåîòëîæíîé ïîìîùè (èëè âûçîâà âðà÷à) â ñëó÷àå óñèëåíèÿ áîëè èëè ïîÿâëåíèÿ ïîêàëûâàíèÿ äèñòàëüíåå ìåñòà ïåðåëîìà èëè â îáëàñòè, îõâà÷åííîé ãèïñîâîé ïîâÿçêîé. Áîëåå òîãî, â ïåðâûå 24-36 ÷àñîâ ïàöèåíò äîëæåí íàõîäèòüñÿ ïîä íàáëþäåíèåì âðà÷à ââèäó âîçìîæíîãî ïîÿâëåíèÿ áîëè è ïîáëåäíåíèÿ êîæè, èñ÷åçíîâåíèÿ ïóëüñà, âîçíèêíîâåíèÿ ïàðåñòåçèè è ïàðàëè÷à; ïðè ýòîì ïðîâîäèòñÿ îöåíêà åãî íåâðîëîãè÷åñêîãî ñòàòóñà è ñîñòîÿíèÿ ñîñóäîâ. Èçáåæàòü òàêèõ îñëîæíåíèé ìîæíî, îòêàçàâøèñü îò íàëîæåíèÿ öèðêóëÿðíîé ãèïñîâîé ïîâÿçêè â îáëàñòè ïåðåëîìà ñ ìàññèâíûì îòåêîì èëè íåäîñòàòî÷íûì êðîâîîáðàùåíèåì, à òàêæå ïðè íàðóøåíèè ÷óâñòâèòåëüíîñòè ëþáîãî ãåíåçà.

    Читайте также:  Что будет с лопаткой при вывихи у ребенком

    Êîëè÷åñòâî âàòû èëè ïðîêëàäîê, èñïîëüçóåìûõ ïåðåä íàëîæåíèåì ãèïñîâîé ïîâÿçêè, îïðåäåëÿåòñÿ ñ ó÷åòîì ïðåäïîëàãàåìîãî îòåêà, à òàêæå íåîáõîäèìîñòè çàùèòû âûñòóïàþùèõ ó÷àñòêîâ êîñòè.

    Ïðè óìåíüøåíèè îòåêà è ïðè ïîâòîðíîì íàëîæåíèè ïîâÿçêè èñïîëüçóåòñÿ ìåíüøå ïðîêëàäîê, òàê ÷òî èììîáèëèçàöèÿ â îáëàñòè ïåðåëîìà íå íàðóøàåòñÿ.

    Ïðè ëþáûõ ïåðåëîìàõ íåçàâèñèìî îò ìåòîäà èììîáèëèçàöèè ñëåäóåò ïðèäàòü âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, îáëîæèòü åå ëüäîì è îáåñïå÷èòü ïîëíûé ïîêîé â ïåðâûå 2-3 äíÿ.

    Ïðè ïîñòóïëåíèè â ÎÍÏ ïàöèåíòà ñ ìàññèâíûì îòåêîì, âûçâàííûì êàêîé-ëèáî òðàâìîé ñîñóäîâ è íåðâîâ (èëè â ñëó÷àå ïîäîçðåíèÿ íà òàêóþ òðàâìó), öèðêóëÿðíóþ ãèïñîâóþ ïîâÿçêó ðàññåêàþò ïî âñåé äëèíå. Âàòíóþ ïðîêëàäêó è òðèêîòàæíóþ îñíîâó ðàçðåçàþò íîæíèöàìè; âñÿ ïîâÿçêà äîëæíà áûòü ðàñêðûòà äëÿ óìåíüøåíèÿ îòåêà è âîññòàíîâëåíèÿ öèðêóëÿöèè.

    Åñëè íåîáõîäèìà «äâóñòâîð÷àòàÿ» ïîâÿçêà, òî ãèïñ, âàòó è îñíîâó ðàññåêàþò ñ ïðîòèâîïîëîæíîé ñòîðîíû. Îáå ïîëîâèíû ïîâÿçêè çàòåì ñîåäèíÿþò õëîï÷àòîáóìàæíûì ýëàñòè÷íûì áèíòîì.

    Ñëåäóåò ïðîèíôîðìèðîâàòü ïàöèåíòà íå òîëüêî î íåîáõîäèìîñòè íàáëþäåíèÿ çà ñîñòîÿíèåì êîíå÷íîñòè (îòåê), íî è î âîçìîæíîì ïîÿâëåíèè íåêîòîðîé ïîäâèæíîñòè â ìåñòå ïåðåëîìà äî òåõ ïîð, ïîêà íå ñôîðìèðóåòñÿ ìîçîëü.

    Êðîìå òîãî, ïàöèåíò äîëæåí çíàòü î âîçíèêíîâåíèè çóäà ïîä ïîâÿçêîé â ïåðèîä çàæèâëåíèÿ; èñïîëüçîâàíèå ïðè ýòîì êðþ÷êîâ, ïðîâîëîêè èëè äðóãèõ èíñòðóìåíòîâ î÷åíü îïàñíî ââèäó âîçìîæíîãî ïîâðåæäåíèÿ êîæè è âíåñåíèÿ èíôåêöèè.

    9. Îòêðûòûå ïåðåëîìû

    Åñëè ìÿãêèå òêàíè íàä ïåðåëîìîì ïîâðåæäåíû, òî â ïåðâóþ î÷åðåäü âíèìàíèå äîëæíî áûòü îáðàùåíî èìåííî íà íèõ. Ýòè òêàíè äîëæíû áûòü î÷èùåíû, à èõ êðàÿ èññå÷åíû; çàòåì ïðèíèìàåòñÿ ðåøåíèå îòíîñèòåëüíî ïåðâè÷íîãî èëè âòîðè÷íîãî çàêðûòèÿ ðàíû. Åñëè ðàíà ñîîáùàåòñÿ ñ ïåðåëîìîì, òî íåîáõîäèìî åå ïðîìûòü è î÷èñòèòü. Ðåøåíèå î ïðîôèëàêòè÷åñêîì íàçíà÷åíèè àíòèáèîòèêîâ, ïðîòèâîñòîëáíÿ÷íîé ñûâîðîòêè è ñòîëáíÿ÷íîãî èììóíîãëîáóëèíà äîëæíî áûòü ïðèíÿòî íå ïîçäíåå ÷åì ÷åðåç 3 ÷ ïîñëå ïîâðåæäåíèÿ: òîëüêî â ýòîì ñëó÷àå äîñòèãàåòñÿ ïîëîæèòåëüíûé ðåçóëüòàò. Åñëè äëÿ èììîáèëèçàöèè ïåðåëîìà íåîáõîäèìà ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà, òî â íåé ìîæåò áûòü ñäåëàíî îêíî äëÿ íàáëþäåíèÿ çà çàæèâëåíèåì ïîâðåæäåííûõ ìÿãêèõ òêàíåé, ê êîòîðûì ïðèáèíòîâûâàþò íåñêîëüêî ñëîåâ ìàðëè äî íàëîæåíèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêè.

    10. Âûâèõè

    Âûâèõ —
    ýòî ïîëíûé ðàçðûâ êàïñóëû ñóñòàâà ñ ïðåêðàùåíèåì êîíòàêòà ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé. Ïîäâûâèõ,
    â îòëè÷èå îò âûâèõà ïðåäñòàâëÿåò ÷àñòè÷íîå íàðóøåíèå êîíòàêòà ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé; îí ÷àùå ñî÷åòàåòñÿ ñ ïåðåëîìîì.

    Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè âûâèõà àíàëîãè÷íû íàáëþäàåìûì ïðè ïåðåëîìå. Ïàöèåíò èñïûòûâàåò áîëü, óòðà÷èâàåòñÿ íîðìàëüíîå äâèæåíèå â ñóñòàâå, íàïðÿãàþòñÿ ìûøöû. Äëÿ îöåíêè ñîñòîÿíèÿ ñóñòàâà íåîáõîäèìî ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå; äëÿ òî÷íîãî îïðåäåëåíèÿ ïîðàæåíèÿ îñîáåííî âàæíû ñíèìêè â äâóõ ïðîåêöèÿõ ïîä ïðÿìûì óãëîì. Âåñüìà âàæíî òàêæå èññëåäîâàòü ïåðèôåðè÷åñêèå ñîñóäû è íåðâû, òàê êàê ïðè âûâèõàõ ÷àñòîòà íåðâíî-ñîñóäèñòûõ ïîâðåæäåíèé âîçðàñòàåò, îñîáåííî â îáëàñòè ïëå÷åâîãî è êîëåííîãî ñóñòàâîâ. Ïîñëå óñòðàíåíèÿ âûâèõà ñëåäóåò ïîëó÷èòü íåîáõîäèìûå ðåíòãåíîãðàììû è ïðîâåñòè îáñëåäîâàíèå ñ ðåãèñòðàöèåé åãî ðåçóëüòàòîâ.

    11. Ïåðåëîìû ó äåòåé

    Ïåðåëîìû ó äåòåé îòëè÷àþòñÿ îò ïåðåëîìîâ ó âçðîñëûõ. Âçðîñëûå ïîäâåðæåíû áîëåå ðàçíîîáðàçíûì ïîâðåæäåíèÿì; ó äåòåé æå ïðè÷èíû ïåðåëîìîâ îáû÷íî î÷åíü ïðîñòû, íàïðèìåð ïðÿìîå âîçäåéñòâèå ñèëû. Êîñòíûå èçìåíåíèÿ è èñõîä ýòèõ ïåðåëîìîâ, êàê ïðàâèëî, ïðåäñêàçóåìû.

    Ñáîð àíàìíåçà (îñîáåííî óòî÷íåíèå ìåõàíèçìà òðàâìû) ó ìëàäåíöåâ è äåòåé, áåçóñëîâíî, áîëåå òðóäåí. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè íå èìåþò áîëüøèõ ðàçëè÷èé, îäíàêî ñëåäóåò îáðàòèòü îñîáîå âíèìàíèå íà ïîâåäåíèå ðåáåíêà. Ìëàäåíöû è äåòè íå ïðèíèìàþò íèêàêîé ïîçû, êîòîðàÿ ïðè÷èíÿåò áîëü, è íå ïðîèçâîäÿò íèêàêèõ äâèæåíèé, óñèëèâàþùèõ åå.

    Ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå íåîáõîäèìî, íî èíòåðïðåòàöèÿ åãî äàííûõ ó äåòåé çàòðóäíåíà ââèäó îòñóòñòâèÿ îññèôèêàöèè. Ïåðåëîìû ÷åðåç ýïèôèçàðíóþ ïëàñòèíêó (êîòîðûå ñîñòàâëÿþò 15% ïåðåëîìîâ ó äåòåé) òðåáóþò ýêñïåðòíîé îöåíêè. Ëþáîé äåôåêò êîñòè ïîäîçðèòåëåí íà ïåðåëîì. Ïîÿâëåíèå ñêëàäîê èëè èçìåíåíèå êîíòóðîâ êîðòèêàëüíîãî ñëîÿ (òîðçèîííûé èëè ñãèáàòåëüíûé ïåðåëîì) ëåãêî ïðîñìîòðåòü, åñëè íå îáðàòèòü íà ýòî îñîáîãî âíèìàíèÿ ïðè ÷òåíèè ðåíòãåíîãðàìì. Íåâûÿâëåííûé ïåðåëîì ýïèôèçà ìîæåò âïîñëåäñòâèè ïîñëóæèòü ïðè÷èíîé íàðóøåíèÿ ðîñòà êîñòè è îãðàíè÷èòü ïîëüçîâàíèå êîíå÷íîñòüþ.

    Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ïðîñòû, ïðè ýòîì íàèáîëåå âàæíîå çíà÷åíèå èìååò âîññòàíîâëåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè. Õîòÿ íåêîòîðàÿ óãëîâàÿ äåôîðìàöèÿ ó äåòåé âïîëíå äîïóñòèìà, íàëè÷èå ðîòàöèîííîé äåôîðìàöèè ñîâåðøåííî íåïðèåìëåìî. Êîñòè ó äåòåé ðåìîäåëèðóþòñÿ â îòâåò íà ëèíåéíîå äåéñòâèå ñèëû, ïîýòîìó ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè ó íèõ íå ñòîëü âàæíî. ×åì ìåíüøå âîçðàñò ðåáåíêà, òåì ïðîêñèìàëüíåå ïîâðåæäàåòñÿ ýïèôèçàðíàÿ ïëàñòèíêà è òåì áîëüøå ñòåïåíü ðåìîäåëèðîâàíèÿ, à çíà÷èò, è ñòåïåíü ïðèåìëåìîé óãëîâîé äåôîðìàöèè. Ýòî îñîáåííî ñïðàâåäëèâî, åñëè ïåðåëîì ëîêàëèçóåòñÿ â îäíîì èç ïðîêñèìàëüíûõ øàðíèðíûõ ñóñòàâîâ. Ïîñêîëüêó ðîñò êîñòè ìîæåò ñòèìóëèðîâàòüñÿ, íåêîòîðîå íàëîæåíèå îòëîìêîâ äðóã íà äðóãà èëè èõ áîêîâîå ñìåùåíèå æåëàòåëüíî â îïðåäåëåííûõ âîçðàñòíûõ ãðóïïàõ, îñîáåííî ïðè ïåðåëîìàõ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé.

    Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ ó äåòåé òàêèå æå, êàê ó âçðîñëûõ, íî ïðèìåíÿåìûå ìåòîäû ðàçëè÷íû. Âîññòàíîâëåíèå öåëîñòíîñòè êîñòè âñåãäà îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ îñòîðîæíîñòüþ è ìîæåò òðåáîâàòü îáùåé àíåñòåçèè. Èììîáèëèçàöèÿ ïåðåëîìà ó ðåáåíêà äîëæíà áûòü äîñòàòî÷íîé äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ëþáîé äåôîðìàöèè áåç âîçíèêíîâåíèÿ äèñêîìôîðòà. Èíîãäà íåîáõîäèìà èììîáèëèçàöèÿ ñóñòàâîâ âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà (ââèäó àêòèâíîñòè ðåáåíêà).  îòëè÷èå îò âçðîñëûõ ïîñòîÿííàÿ òóãîïîäâèæíîñòü ñóñòàâîâ ó äåòåé ïðàêòè÷åñêè íåèçâåñòíà. Ïîýòîìó ïîäîáíàÿ èììîáèëèçàöèÿ ñóñòàâîâ ó íèõ âïîëíå ïðèåìëåìà. Ïåðèîä èììîáèëèçàöèè ó äåòåé êîðî÷å, òàê êàê ïåðåëîì êîñòè çàæèâàåò áûñòðî. Ñêîðîñòü çàæèâëåíèÿ îáðàòíî ïðîïîðöèîíàëüíà âîçðàñòó. Íåñðàùåíèå êîñòåé ó äåòåé íàáëþäàåòñÿ íå÷àñòî, ïîýòîìó îòêðûòûå ñïîñîáû âîññòàíîâëåíèÿ ïðèìåíÿþòñÿ ðåäêî.  òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ïðè êëèíè÷åñêîì îáñëåäîâàíèè ðåáåíêà âîçíèêàåò ïîäîçðåíèå íà ïåðåëîì, íî îí íå îáíàðóæèâàåòñÿ íà ðåíòãåíîãðàììå, âñåãäà ðåêîìåíäóåòñÿ êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå ñ èììîáèëèçàöèåé, òàêîé êàê òûëüíîå øèíèðîâàíèå. Ðàáîòà îðòîïåäà-òðàâìàòîëîãà èëè ïåäèàòðà, íàáëþäàþùåãî ïàöèåíòà, îáëåã÷àåòñÿ ïðè ñîîòâåòñòâóþùåé èììîáèëèçàöèè, îáêëàäûâàíèè êîíå÷íîñòè ëüäîì, ïðèäàíèè åé âîçâûøåííîãî ïîëîæåíèÿ è îáåñïå÷åíèè ïîêîÿ.

    Ëèòåðàòóðà

    1. «Íåîòëîæíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü», ïîä ðåä. Äæ.Ý. Òèíòèíàëëè, Ðë. Êðîóìà, Ý. Ðóèçà, Ïåðåâîä ñ àíãëèéñêîãî ä-ðà ìåä. íàóê Â.È. Êàíäðîðà, ä. ì. í. Ì.Â. Íåâåðîâîé, ä-ðà ìåä. íàóê À.Â. Ñó÷êîâà, ê. ì. í. À.Â. Íèçîâîãî, Þ.Ë. Àì÷åíêîâà; ïîä ðåä.Ä. ì. í.Â.Ò. Èâàøêèíà, Ä.Ì. Í.Ï.Ã. Áðþñîâà; Ìîñêâà «Ìåäèöèíà» 2001

    2. Âîåííî-ïîëåâàÿ òåðàïèÿ. Ïîä ðåäàêöèåé Ãåìáèöêîãî Å.Â. — Ë.; Ìåäèöèíà, 1987. — 256 ñ.

    ñîäåðæàíèå   .. 
    297 
    298 
    299   ..

    Источник