Курсовая работа лфк при остеохондрозе

Курсовая работа лфк при остеохондрозе thumbnail

Курсовая работа лфк при остеохондрозе

Остеохондроз: причины возникновения; проявления. Теории, объясняющие механизм развития остеохондроза и сопутствующей ему патологии. Патогенез остеохондроза позвоночника: этапы; периоды. Методика проведения лечебной физической культуры при остеохондрозе.

Подобные документы

  • Определение остеохондроза – заболевания позвоночника. Протрузия и грыжа межпозвонкового диска. Основные причины остеохондроза, его клиническое течение, методы лечения. Лечебно-физическая культура при остеохондрозе, ее задачи, формы, примеры комплексов.

    презентация, добавлен 20.10.2016

  • Этиология остеохондроза шейного отдела позвоночника. Классификация и степени развития остеохондроза шейного отдела позвоночника. Содержание и значение комплекса лечебной гимнастики при остеохондрозе шейного отдела позвоночника, оценка его эффективности.

    дипломная работа, добавлен 23.02.2018

  • Понятие, цели и задачи лечебной физической культуры. Классификация (грудной, поясничный, крестцовый, шейный), стадии и основные причины остеохондроза. Методы комплексного консервативного лечения. Рекомендуемый комплекс упражнений при остеохондрозе.

    доклад, добавлен 01.12.2012

  • Этиология, патогенез, классификация и клиническая картина шейного остеохондроза, лечебная физическая культура и ее задачи при данном заболевании. Лечебный массаж и противопоказания при занятиях физическими упражнениями, профилактика шейного остеохондроза.

    курсовая работа, добавлен 27.12.2015

  • Понятие остеохондроза позвоночника. Анализ причин и основных этапов течения заболевания. Характеристика задач реабилитации и комплекса лечебной физкультуры. Показания, противопоказания и задачи лечебной гимнастики. Меры по профилактике остеохондроза.

    презентация, добавлен 23.03.2016

  • Рассмотрение эффективности применения физических упражнений в лечебно-профилактических целях. Описание примерных комплексов лечебной гимнастики, применяемых в остром периоде и в период ремиссии. Ортопедическая профилактика остеохондроза позвоночника.

    реферат, добавлен 22.12.2013

  • Что такое остеохондроз позвоночника, общие сведения и виды. Процессы при остеохондрозе, вызывающие факторы. ЛФК как средство лечения и профилактики остеохондроза. Профилактика остеохондроза, лечебная физкультура. Примерная схема лечебной гимнастики.

    реферат, добавлен 09.02.2010

  • Лечебная физкультура при лечении остеохондроза. Лечебная гимнастика как метод терапии при заболеваниях позвоночника и суставов. Специальные методики дыхательных упражнений. Профилактика остеохондроза и сколиоза. Комплексы упражнений при остеохондрозе.

    реферат, добавлен 26.12.2014

  • Специфика и история становления лечебной физической культуры. Характеристика опорно-двигательного аппарата человека. Причины и анатомо-клиническая периодизация развития остеохондроза. Подбор физических упражнений для занятий лечебной гимнастикой.

    реферат, добавлен 06.11.2016

  • Причины возникновения остеохондроза поясничного отдела позвоночника. Использование лечебной гимнастики для укрепления мышечного корсета и улучшение кровоснабжения. Рекомендации по проведению занятий в бассейне. Основные принципы двигательного режима.

    реферат, добавлен 24.02.2015

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Îñòåîõîíäðîç: ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ; ïðîÿâëåíèÿ. Òåîðèè, îáúÿñíÿþùèå ìåõàíèçì ðàçâèòèÿ îñòåîõîíäðîçà è ñîïóòñòâóþùåé åìó ïàòîëîãèè. Ïàòîãåíåç îñòåîõîíäðîçà ïîçâîíî÷íèêà: ýòàïû; ïåðèîäû. Ìåòîäèêà ïðîâåäåíèÿ ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ïðè îñòåîõîíäðîçå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Èìååò òàêæå çíà÷åíèå õèìè÷åñêîå äåéñòâèå âîäíîé ñðåäû, îñîáåííî ïðè ïðîâåäåíèè ïðîöåäóð â áàññåéíàõ ñ ìèíåðàëüíîé âîäîé.

Ïðè ïðîâåäåíèè ËÔÊ â âîäå ïðèìåíÿþò ðàçíîîáðàçíûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, âûïîëíÿåìûå ïðè ðàçëè÷íîé ãëóáèíå ïîãðóæåíèÿ ÷åëîâåêà â âîäó (äî ïîÿñà, äî ïëå÷, äî ïîäáîðîäêà). Ïðîâîäÿò àêòèâíûå è ïàññèâíûå óïðàæíåíèÿ ñ ýëåìåíòàìè îáëåã÷åíèÿ è îòÿãîùåíèÿ (íàïðèìåð, ñ âîäíûìè ãàíòåëÿìè, ïåíîïëàñòîâûìè ïëîòèêàìè); óïðàæíåíèÿ ñ óñèëèåì ó áîðòèêà; óïðàæíåíèÿ â óïîðå î ñòåíêó áàññåéíà, î ïîðó÷åíü, î ñòóïåíè áàññåéíà, ñ ïðåäìåòàìè è ïðèñïîñîáëåíèÿìè (ãèìíàñòè÷åñêèå ïàëêè, ìÿ÷è ðàçëè÷íîãî ðàçìåðà, ïîäâåñíîé ñòóëü÷èê, ïîäâåñíûå êîëüöà èëè òðàïåöèè, íàäóâíûå ðåçèíîâûå ïðåäìåòû, ëàñòû äëÿ íîã, ëàñòû-ïåð÷àòêè è äð.); óïðàæíåíèÿ, èìèòèðóþùèå «÷èñòûå» èëè ñìåøàííûå âèñû; óïðàæíåíèÿ, ñïîñîáñòâóþùèå ìûøå÷íîé ðåëàêñàöèè è ðàñòÿæåíèþ ïîçâîíî÷íèêà; óïðàæíåíèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì ìåõàíîòåðàïåâòè÷åñêèõ àïïàðàòîâ è ïðèñïîñîáëåíèé; äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ; ðàçíîâèäíîñòè õîäüáû â âîäå.

Îñîáûé âèä ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé â âîäå — ïëàâàíèå: ñâîáîäíîå, ñ ýëåìåíòàìè îáëåã÷åíèÿ (ñ ëàñòàìè, ïåíîïëàñòîâûìè è ïëàñòìàññîâûìè äèñêàìè, ïëîòèêàìè, íàäóâíûìè ðåçèíîâûìè ïðåäìåòàìè), ñ èìèòàöèåé ñïîðòèâíûõ ñòèëåé (êðîëü, áðàññ è äð.). Èãðû â âîäå (ïîäâèæíûå è ìàëîïîäâèæíûå) — èìèòàöèÿ ýëåìåíòîâ âîäíîãî ïîëî, èãðû ñ ïåðåäâèæåíèåì ïî äíó áàññåéíà è äð.

Äëÿ áîëüíûõ íàèáîëåå êîìôîðòíà òåìïåðàòóðà ïðåñíîé âîäû â áàññåéíå 28-320Ñ. Ïðè çàáîëåâàíèÿõ îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà è íåêîòîðûõ çàáîëåâàíèÿõ íåðâíîé ñèñòåìû òåìïåðàòóðà âîäû ïðè ïðîâåäåíèè ïðîöåäóð äîëæíà áûòü 35-37°Ñ.

Ïðîöåäóðû ËÔÊ â âîäå ñ èñïîëüçîâàíèåì ãðóïïîâîãî, èíäèâèäóàëüíîãî ìåòîäîâ ïðîâîäèò èíñòðóêòîð ËÔÊ.

Ïîêàçàíèÿ ê ôèçè÷åñêèì óïðàæíåíèÿì â âîäå:

– íàðóøåíèÿ äâèãàòåëüíîé ôóíêöèè ïîñëå ïîâðåæäåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà ñî ñäàâëèâàíèåì èëè íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè ñïèííîãî ìîçãà, à òàêæå ïîñëå ïîâðåæäåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà è ïåðèôåðè÷åñêèõ íåðâîâ;

– âòîðè÷íûå êîðåøêîâûå áîëåâûå ñèíäðîìû ïðè îñòåîõîíäðîçå (â òîì ÷èñëå ïîñëå îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà), ñïîíäèëîàðòðèòå;

— ïîñëåäñòâèÿ ïîâðåæäåíèÿ îòäåëüíûõ ïåðèôåðè÷åñêèõ íåðâîâ (ïàðåçû, àòðîôèÿ ìûøö, êîíòðàêòóðû, äåôîðìàöèÿ è ò.ä.);

— íåâðîçû è àñòåíè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ ñ ñîïóòñòâóþùèìè âåãåòàòèâíûìè è ñîñóäèñòûìè ðàññòðîéñòâàìè;

— îñòàòî÷íûå ÿâëåíèÿ ïîñëå ïåðåíåñåííîãî ïîëèîìèåëèòà è äåòñêèõ öåðåáðàëüíûõ ïàðàëè÷åé (ïàðåçû, ìûøå÷íûå àòðîôèè, íåéðîãåííûå êîíòðàêòóðû è äåôîðìàöèè êîíå÷íîñòåé è ò.ä.).

— íàðóøåíèÿ îñàíêè, äåôîðìàöèè ïîçâîíî÷íèêà è íîã (íàïðèìåð, ñóòóëîâàòîñòü, ñêîëèîçû, ïëîñêîñòîïèå è äð.);

— õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ êîñòåé, ñóñòàâîâ; àðòðèòû è àðòðîçû ðàçëè÷íîé ýòèîëîãèè (äåôîðìèðóþùèå, ðåâìàòîèäíûå, îáìåííûå, áîëåçíü Áåõòåðåâà è äð.) è âíå ïåðèîäà îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ ïåðèàðòèêóëÿðíûõ òêàíåé è ñóõîæèëüíî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà ïîñòòðàâìàòè÷åñêîãî è äðóãîãî ïðîèñõîæäåíèÿ;

Читайте также:  Остеохондроз боль голове защемление

— ñëàáîñòü ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, íåäîñòàòî÷íîå ðàçâèòèå ìóñêóëàòóðû, ñóñòàâíî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà è ò.ä.;

— âîññòàíîâèòåëüíûé ïåðèîä ïîñëå äëèòåëüíîé ãèïîêèíåçèè ó çäîðîâûõ ëèö è ïîñëå âûñîêèõ íàãðóçîê ó ñïîðòñìåíîâ.

 ðÿäå ñëó÷àåâ ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ äâèãàòåëüíûõ ðàññòðîéñòâ (ïàðàëè÷è) è ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèÿõ óïðàæíåíèÿ â âîäå ìîãóò ïðîâîäèòüñÿ ëèøü â ñïåöèàëüíûõ áàññåéíàõ ñ ïîìîùüþ èíñòðóêòîðà ËÔÊ, ïðè èñïîëüçîâàíèè ïðèñïîñîáëåíèé äëÿ çàíÿòèé, ïðè îïòèìàëüíîé äëÿ äàííîãî áîëüíîãî òåìïåðàòóðå âîäû.

Ïðè ïîêàçàíèÿõ ê ëå÷åáíîìó ïðèìåíåíèþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé â âîäå âûáîð òîé èëè äðóãîé ìåòîäèêè, ðåøåíèå âîïðîñà î äîïóñòèìîì óðîâíå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè ñîîòíîñÿò ñ ñîñòîÿíèåì êàæäîãî áîëüíîãî, ó÷èòûâàÿ íîçîëîãè÷åñêóþ ôîðìó çàáîëåâàíèÿ, îñîáåííîñòè áîëüíîãî, åãî âîçðàñò è îáùåå ñîñòîÿíèå, ñòåïåíü ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêè, â ÷àñòíîñòè óìåíèå äåðæàòüñÿ íà âîäå, è ò.ä.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ôèçè÷åñêèì óïðàæíåíèÿì â âîäå:

— Îòêðûòûå ðàíû, ãðàíóëèðóþùèå ïîâåðõíîñòè, òðîôè÷åñêèå ÿçâû, ïîñëåîïåðàöèîííûå ñâèùè è ò.ä.

— Îñòðûå è õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ êîæè (ýêçåìà, ãðèáêîâûå è èíôåêöèîííûå ïîðàæåíèÿ).

— Çàáîëåâàíèÿ ãëàç (êîíúþíêòèâèò, áëåôàðèò, êåðàòèò, ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê õëîðó).

— Çàáîëåâàíèÿ ËÎÐ îðãàíîâ (îñòðûå è õðîíè÷åñêèå ãíîéíûå îòèòû, ïåðôîðàöèè áàðàáàííîé ïåðåïîíêè, ýêçåìà íàðóæíîãî ñëóõîâîãî ïðîõîäà, âåñòèáóëÿðíûå ðàññòðîéñòâà è äð.).

— Ñîñòîÿíèå ïîñëå ïåðåíåñåííûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé è õðîíè÷åñêèå èíôåêöèîííûå áîëåçíè ïðè íàëè÷èè áàöèëëîíîñèòåëüñòâà.

— Âåíåðè÷åñêèå áîëåçíè. Òðèõîìîíàäíûé êîëüïèò, îáíàðóæåíèå òðèõîìîíàä â ìî÷å.

— Ýïèëåïñèÿ.

— Âåðòåáðîáàçèëÿðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ñ âíåçàïíîé ïîòåðåé ñîçíàíèÿ â àíàìíåçå.

— Êîðåøêîâûå áîëåâûå ñèíäðîìû, ïëåêñèòû, íåâðàëãèè, íåâðèòû â ôàçå îáîñòðåíèÿ.

— Îñòðûå è ïîäîñòðûå çàáîëåâàíèÿ âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, îñîáåííî ïðè ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê õëîðó.

— Íåäåðæàíèå ìî÷è è êàëà, íàëè÷èå ñâèùåé ñ ãíîéíûì îòäåëÿåìûì, îáèëüíîå âûäåëåíèå ìîêðîòû è ò. ï.

— Òóáåðêóëåç ëåãêèõ â àêòèâíîé ñòàäèè.

— Ðåâìàòè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ ñåðäöà â ñòàäèè îáîñòðåíèÿ.

— Õðîíè÷åñêèå íåñïåöèôè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ëåãêèõ â III ñòàäèè.

— Îáîñòðåíèå õðîíè÷åñêîé êîðîíàðíîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

— Äðóãèå çàáîëåâàíèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è ëåãî÷íîé ñèñòåì â ñòàäèè äåêîìïåíñàöèè.

— Æåë÷íîêàìåííàÿ è ìî÷åêàìåííàÿ áîëåçíü.

— Îñòðûå âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ ïî÷åê è ìî÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé.

2.2 Êîìïëåêñû ËÔÊ ïðè îñòåîõîíäðîçå

Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, ïðèìåíèìûé â ïåðâîì (îñòðîì) ïåðèîäå

È.Ï. ëåæà. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ñòîï è ïàëüöåâ êèñòåé â êóëàê.

È.Ï. ëåæà, ëåâàÿ íîãà ñîãíóòà â êîëåíå. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïðàâîé íîãè, ñêîëüçÿ ïÿòêîé ïî ïîñòåëè. Ïîñëå 8-10 ïîâòîðåíèé — òî æå äðóãîé íîãîé.

È.ï. ëåæà. Ïîî÷åð¸äíûå ïîäíèìàíèÿ ðóê ââåðõ.

È.Ï. ëåæà, ëåâàÿ íîãà ñîãíóòà â êîëåíå. Îòâåäåíèå ïðàâîé íîãè â ñòîðîíó. Ïîñëå 8-10 ïîâòîðåíèé — òî æå äðóãîé íîãîé.

È.ï. ëåæà, ðóêè ê ïëå÷àì. Êðóãè ñîãíóòûìè ðóêàìè âïåðåä è íàçàä.

È.Ï. ëåæà. Ïîî÷åðåäíûå âûïðÿìëåíèÿ íîã â êîëåíÿõ, îïèðàÿñü áåäðàìè î âàëèê.

È.ï. ëåæà, íîãè ñîãíóòû. Ïîî÷åðåäíîå ñãèáàíèå ñîãíóòûõ íîã ê êèâîòó.

È.ï. ëåæà. Ñãèáàíèå ðóê ê ïëå÷àì â ñî÷åòàíèè ñ äûõàíèåì.

È.ï. ëåæà, íîãè ñîãíóòû. Ïîî÷åðåäíîå îòâåäåíèå êîëåíåé â ñòîðîíû.

È.ï. ëåæà, íîãè ñîãíóòû. Ðóêè ââåðõ — âäîõ, ïðèæàòü êîëåíî ê êèâîòó — âûäîõ. Òî æå — äðóãîé íîãîé.

È.ï. ëåæà, íîãè âðîçü. Ðîòàöèÿ íîã âíóòðü è íàðóæó.

È.ï. ëåæà. Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå [10].

Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, ïðèìåíèìûé âî âòîðîì (ïîäîñòðîì) ïåðèîäå.

È.ï. ëåæà. Îäíîâðåìåííîå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ñòîï.

È.ï. ëåæà. Ïîî÷åðåäíîå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå íîã â êîëåíÿõ.

Ç. È.ï. ëåæà. Ïîî÷åðåäíîå ïîäíèìàíèå ðóê ââåðõ ñ ïîñëåäóþùèì ïàññèâíûì âûòÿæåíèåì èõ èíñòðóêòîðîì ËÔÊ.

È. ï. ëåæà, ëåâàÿ íîãà ñîãíóòà. Îòâåäåíèå ïðàâîé íîãè â ñòîðîíó. Ïîñëå íåñêîëüêèõ ïîâòîðåíèé òî æå ëåâîé íîãîé.

5. È.ï. ëåæà, ðóêè ê ïëå÷àì. Êðóãè ñîãíóòûìè ðóêàìè.

È.ï. ëåæà, ëåâàÿ íîãà ïðèæàòà ê æèâîòó. Ïîäíèìàíèå ïðàâîé íîãè âïåðåä. Ïîñëå íåñêîëüêèõ ïîâòîðåíèé — òî æå ëåâîé íîãîé.

7. È.ï. ëåæà, íîãè îòîãíóòû, Ðóêè íà æèâîòå. Ïðèïîäíèìàíèå ãîëîâû è ïëå÷. Ôèêñàöèÿ ýòîãî ïîëîæåíèÿ 2-4 ñ.

8. È.ï. ëåæà. Ñòàòè÷åñêîå íàïðÿæåíèå áîëüøèõ ÿãîäè÷íûõ ìûøö. Âðåìÿ íàïðÿæåíèÿ 6-8 ñ.

9. È.ï. óïîð íà êîëåíÿõ. Ñãèáàíèå ïîçâîíî÷íèêà. Ïðè âîçâðàùåíèè â è.ï. íå ïðîãèáàòüñÿ.

10.È.ï. ëåæà íà æèâîòå (ïîä æèâîòîì âàëèê). Ïîî÷åðåäíûå ïðèïîäíèìàíèÿ íîã îò êóøåòêè íà 3-5 ñì â óäåðæàíèå èõ â ýòîé ïîëîæåíèè 4-6 ñ.

11.È.ï. ëåæà íà æèâîòå, ðóêè â ñòîðîíû. Ïðèïîäíÿòü ãîëîâó è ïëå÷è îò êóøåòêè íà 3-5 ñì è óäåðæàíèå â ýòîì ïîëîæåíèè 4-6 ñ.

12. È.ï. ëåæà íà áîêó. Îäíîâðåìåííîå ñãèáàíèå íîã âïåðåä. Òî æå íà äðóãîì áîêó.

13. È.ï. ëåæà. Ïîî÷åðåäíîå «âûòÿãèâàíèå» íîã âíèç [10].

Óïðàæíåíèÿ, ðåêîìåíäóåìûå äëÿ âêëþ÷åíèÿ â êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, ïðèìåíÿåìûé â ïåðèîä ðåìèññèè.

Êèôîçèðîâàíèå ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ñ ôèêñàöèåé ýòîãî ïîëîæåíèÿ 10-60 ñ:

à) 9 îïîðîé î ñòåíó; íîãè íà ðàññòîÿíèè 40 ñì îò ñòåíû; á) â è.ï. ñòîÿ.

Читайте также:  Как лечить остеохондроз у подростка

È.ï. âèñ ñòîÿ íà ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå, ðóêè ñîãíóòû. Ñãèáàÿ íîãè, ïåðåéòè â ñìåøàííûé âèñ â ïðèñåäå.

È.Ï. óïîð íà êîëåíÿõ, íîãè âðîçü. Ïåðåñòóïàÿ ðóêàìè âëåâî, ñîãíóòü òóëîâèùå âëåâî. Òî æå â äðóãóþ ñòîðîíó.

È.ï. ñòîéêà íà êîëåíÿõ. Ñåä íà áåäðî ñïðàâà, ðóêè âëåâî. Òî æå â

äðóãóþ ñòîðîíó.

5. È.ï. ëåæà, íîãè ñîãíóòû âïåðåä. Íàêëîíû êîëåíåé âëåâî è âïðàâî.

6. È.ï. ëåæà, íîãè ñîãíóòû, ðóêè çà ãîëîâó. Ñåñòü — ëå÷ü.

7. È.ï. âèñ ñçàäè íà ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå. Îäíîâðåìåííîå ñãèáàíèå íîã âïåðåä.

8. È.ï. âèñ ñïåðåäè íà ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå. Ñ ïîâîðîòîì òàçà íàëåâî, ñîãíóòü íîãè âïåðåä. Òî æå â äðóãóþ ñòîðîíó.

9.È.ï. ëåæà íà æèâîòå íà ãèìíàñòè÷åñêîé ñêàìåéêå, ðóêè çà ãîëîâó, íîãè ôèêñèðîâàíû. Ðàçãèáàíèå òóëîâèùà íàçàä. Ñèëüíî íå ïðîãèáàòüñÿ!

10.È.ï. ëåæà, íîãè ïðèæàòû ê æèâîòó. Ïåðåêàòû íå ñïèíå âïåðåä è íàçàä.

11.È.ï. ëåæà, ðóêè ââåðõ. Ïîäíèìàÿ ëåâóþ íîãó âïåðåä, êîñíóòüñÿ ïðàâîé ðóêîé ëåâîé ãîëåíè. Òî æå äðóãîé íîãîé.

12. ÕÎÄÜÁÀ: íà íîñêàõ, íà ïÿòêàõ, íà íàðóæíîì êðàå ñòîï, âûïàäû ñ ïîâîðîòàìè òóëîâèùà âëåâî è âïðàâî, õîäüáà ñ âûñîêèì ïîäíèìàíèåì áåäåð, õîäüáà ñî ñãèáàíèåì íîã íàçàä è ò.ä. [10].

Êîìïëåêñ ËÔÊ ïðè øåéíîì îñòåîõîíäðîçå

1. È.Ï. Ëåæà íà ñïèíå, íîãè âûïðÿìëåíû. Îäíó ðóêó ïîëîæèòü íà ãðóäü, äðóãóþ — íà æèâîò. Íåãëóáîêî âäîõíóòü, íàïðÿ÷ü ìûøöû. Âûäîõíèòå è ðàññëàáèòüñÿ. Ïîâòîðèòü 5 ðàç.

2. È.Ï. Ëåæà íà ñïèíå. Íîãè âûïðÿìëåíû, ðóêè — âäîëü òåëà. Íîãè ñîãíóòü â êîëåííûõ ñóñòàâàõ è îáõâàòèòü èõ ðóêàìè. Ïîòîì ïîäòÿíóòü ê æèâîòó. Ïîäíÿòü ãîëîâó è êîñíóòüñÿ ëáîì êîëåí. Ïëàâíî âåðíóòü èõ â èñõîäíóþ ïîçèöèþ. Ïîâòîðèòü 4-5 ðàç.

3. È.Ï. Ëåæà íà ñïèíå, ñîãíóòü íîãè â êîëåííûõ ñóñòàâàõ, ðóêè ðàçâåñòè â ñòîðîíû. Ïîâîðà÷èâàòü òóëîâèùå âïðàâî è âëåâî.  êàæäóþ ñòîðîíó ïîâîðà÷èâàòü 4-5 ðàç.

4. È.Ï. Ëåæà íà ñïèíå ñ ñîãíóòûìè â êîëåííûõ ñóñòàâàõ íîãàìè, óõâàòèòüñÿ ðóêàìè çà êðàé äèâàíà èëè ñïèíêó êðîâàòè. Ìåäëåííî ïîäíèìàòü òóëîâèùå, ñòàðàÿñü äîñòàòü ñòóïíÿìè íîã êèñòè ðóê. Ïîâòîðèòü óïðàæíåíèå 4-5 ðàç.

5. È.Ï. Ëåæà íà æèâîòå ñ âûïðÿìëåííûìè íîãàìè. Ðóêè ïîëîæèòü âäîëü òåëà. Îïèðàÿñü íà íîãè, æèâîò è íèæíþþ ÷àñòü òåëà, ïîäíèìàòü ãîëîâó è ïëå÷è. Ïîâòîðèòå 4-5 ðàç.

6. È.Ï. Ëåæà íà ñïèíå, ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû. Ñëåãêà ïîâîðà÷èâàÿ òóëîâèùå âëåâî, äîñòàòü ïðàâîé ðóêîé ëåâóþ ëàäîíü. Ñäåëàòü òî æå ñàìîå â äðóãóþ ñòîðîíó. Ïîâòîðÿòü 5-6 ðàç.

7. È.Ï. Ñòîÿ ìåæäó äâóìÿ ñòóëüÿìè. Íîãè âìåñòå, ðóêàìè âçÿòüñÿ çà ñïèíêè ñòóëüåâ. Ïðèïîäíÿòüñÿ íà íîñêè è äåëàòü âðàùåíèÿ òàçîì òî â îäíó, òî â äðóãóþ ñòîðîíó. Ïîâòîðèòå 4-5 ðàç [10].

Êîìïëåêñ ËÔÊ ïðè ãðóäíîì îñòåîõîíäðîçå

1. È.ï. — ñèäÿ íà ñòóëå èëè òàáóðåòå, ðóêè âäîëü òóëîâèùà, íîãè ñîãíóòû â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ, ñòóïíè íà ïîëó. Íàêëîíèòü ãîëîâó âïåðåä, ñòàðàÿñü ïîäáîðîäêîì êîñíóòüñÿ ãðóäè, çàòåì ìàêñèìàëüíî îòêëîíèòü åå íàçàä. Ïîâòîðèòü 2-6 ðàç. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

2. È.ï. — òî æå. Ïîäíÿòü ïðàâóþ ðóêó ïåðåä ãðóäüþ, òåì îòâåñòè åå â ñòîðîíó (óäåðæèâàÿ ïîä ïðÿìûì óãëîì â ïëå÷åâîì ñóñòàâå), ïîâåðíóâ îäíîâðåìåííî ãîëîâó íàïðàâî è ñëåäÿ ãëàçàìè çà ïåðåäâèæåíèåì ïàëüöåâ ðóêè, ïîòîì âåðíóòüñÿ â è. ï. Òî æå ëåâîé ðóêîé. Ïîâòîðèòü 2-6 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ìåäëåííûé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

3. È.ï. — òî æå. Âûïÿòèòü æèâîò — âäîõ, âòÿíóòü — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 3-4 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé.

4. È.ï. — òî æå. Êðóãîâûå äâèæåíèÿ íàäïëå÷üÿìè âïåðåä è íàçàä. Ïîâòîðèòü ïî 4-6 ðàç ïîäðÿä â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

5. È.ï. — òî æå. Ñîåäèíèòü ëîïàòêè è âåðíóòüñÿ â è. ï. Ïîâòîðèòü 6 ðàç. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

6. È.ï. — òî æå, ðóêè ñîãíóòû â ëîêòÿõ, ëàäîíè ñîåäèíåíû. Èìèòàöèÿ ïëàâàíèÿ ñòèëåì «áðàññ». Ïîâòîðèòü 6 ðàç. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

7. È.ï. — ñòîÿ, íîãè è ðóêè íà øèðèíå ïëå÷, â ðóêàõ ïàëêà. Ìàõîâûå êðóãîâûå äâèæåíèÿ ïàëêîé ïåðåä ãðóäüþ ïî ÷àñîâîé è ïðîòèâ ÷àñîâîé ñòðåëêè. Ïîâòîðèòü ïî 6-10 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

8. È.ï. — òî æå, êîíöû ïàëêè óïèðàþòñÿ â ëàäîíè. Ïåðåíåñòè ïàëêó âåðòèêàëüíî âïðàâî, ïîâîðà÷èâàÿ ãîëîâó íàïðàâî. Òî æå â îáðàòíóþ ñòîðîíó. Ïîâòîðèòü 6-10 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

9. È.ï. — òî æå, â ðóêàõ ïàëêà, ðóêè íà øèðèíå ïëå÷. Ïîäíÿòü ïàëêó ââåðõ íàä ãîëîâîé — âäîõ, îïóñòèòü — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 3-4 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé.

10. È.ï. — òî æå, ðóêè ñîãíóòû â ëîêòÿõ, ïàëêà íà óðîâíå ùåé, ïîäáîðîäîê îïóùåí. Îäíîâðåìåííî âûïðÿìèòü ðóêè è âûòÿíóòü ïàëêó ïåðåä ãðóäüþ, ïîäíÿòü ïîäáîðîäîê è çàïðîêèíóòü ãîëîâó íàçàä, çàòåì âåðíóòüñÿ â è. ï. Ïîâòîðèòü 6 ðàç. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

Читайте также:  Как лечить онемение пальцев при остеохондрозе

11. È. ï. — òî æå, ðóêè ñîãíóòû â ëîêòÿõ, ïîäíÿòû ñ ïàëêîé íà çàòûëîê. Îïèðàÿñü íà ïàëêó, ïîâîðà÷èâàòü ãîëîâó è ïëå÷åâîé ïîÿñ áåçîñòàíîâî÷íî ñïðàâà íàëåâî è íàîáîðîò. Ïîâòîðèòü ïî 6 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

12. È. ï. — òî æå. Ðóêè ñ ïàëêîé ïîäíÿòü ââåðõ íàä ãîëîâîé — âäîõ, íàãíóòüñÿ è îïóñòèòü ïàëêó ê êîëåíÿì — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 3 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé [10].

Êîìïëåêñ ËÔÊ ïðè ïîÿñíè÷íîì îñòåîõîíäðîçå

1. È.Ï. — ëåæà íà ñïèíå, ñîãíóòûå â ëîêòÿõ ðóêè íàõîäÿòñÿ ïåðåä ãðóäüþ. Íà âäîõå ïëå÷è ðàçâåñòè â ñòîðîíû. Íà âûäîõå ïðèíÿòü èñõîäíîå ïîëîæåíèå. Ïîâòîðèòü óïðàæíåíèå 5-6 ðàç, ñîõðàíÿÿ ïðîèçâîëüíûé òåìï è ãëóáîêîå äûõàíèå.

2. È.Ï. — ëåæà íà ñïèíå, ðóêè ðàñïîëîæåíû âäîëü òåëà. Íà âäîõå ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ è ðàçâåñòè â ñòîðîíû. Íà âûäîõå ïðèíÿòü èñõîäíîå ïîëîæåíèå. Óïðàæíåíèå ïîâòîðèòü 4-6 ðàç, ñîõðàíÿÿ ïðîèçâîëüíûé òåìï è ãëóáîêîå äûõàíèå.

3. È.Ï. — ëåæà íà ñïèíå, ðóêè ðàñïîëîæåíû âäîëü òåëà. Íà âäîõå ñîãíóòûå â êîëåíÿõ íîãè ïîäíÿòü äî óðîâíÿ ãðóäè. Íà âûäîõå ïðèíÿòü èñõîäíîå ïîëîæåíèå. Óïðàæíåíèå ïîâòîðèòü 4-6 ðàç.

4. È.Ï. — ñòîÿ íà êîëåíÿõ ñ îïîðîé íà ðóêè. Íà âäîõå ïîäíÿòü ãîëîâó è ïðîãíóòüñÿ. Íà âûäîõå ïðèíÿòü èñõîäíîå ïîëîæåíèå. Óïðàæíåíèå ïîâòîðèòü 4-6 ðàç, ñîõðàíÿÿ ïðîèçâîëüíûé òåìï. Ïðè áîëåâûõ îùóùåíèÿõ âûïîëíåíèå óïðàæíåíèÿ ïðåêðàòèòü.

5. È.Ï. — ñòîÿ íà êîëåíÿõ ñ îïîðîé íà ðóêè, ãîëîâà îïóùåíà, ñïèíà îêðóãëåíà. Íà âäîõå âûòÿíóòü íîãó íàçàä, âûïðÿìèòü ñïèíó è ïîäíÿòü ãîëîâó. Íà âûäîõå ïðèíÿòü èñõîäíîå ïîëîæåíèå. Òî æå ñàìîå ïðîäåëàòü äðóãîé íîãîé. Óïðàæíåíèå ïîâòîðèòü 4-6 ðàç.

6. È.Ï. — ñòîÿ íà êîëåíÿõ ñ îïîðîé íà ðóêè. Íà âäîõå ñîãíóòü ðóêè, êîñíóòüñÿ ïðåäïëå÷üÿìè ïîëà è ïðîãíóòüñÿ. Íà âûäîõå ïðèíÿòü èñõîäíîå ïîëîæåíèå. Óïðàæíåíèå ïîâòîðèòü 4-6 ðàç, ñîõðàíÿÿ ïðîèçâîëüíûé òåìï.

7. È.Ï. — ñòîÿ íà êîëåíÿõ, ñåñòü íà ïÿòêè, óïåðåòüñÿ ðóêàìè â ïîë, ãîëîâó îïóñòèòü ìåæäó ðóêàìè. Íà âäîõå, ñîãíóâ ðóêè, êîñíóòüñÿ ïðåäïëå÷üÿìè ïîëà, ïðîãíóòüñÿ, îäíîâðåìåííî ïðèïîäíèìàÿ òàç è ãîëîâó. Íà âûäîõå ïðèíÿòü èñõîäíîå ïîëîæåíèå. Óïðàæíåíèå ïîâòîðèòü 4-6 ðàç, ñîõðàíÿÿ ïðîèçâîëüíûé òåìï: íà ðàç-äâà — âäîõ, íà òðè-÷åòûðå — âûäîõ [14].

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà ñ÷èòàåòñÿ îäíèì èç ñàìûõ âàæíûõ ìåòîäîâ òåðàïèè, ïðèìåíÿåìûõ ïðè çàáîëåâàíèÿõ ïîçâîíî÷íèêà è ñóñòàâîâ. Îíà ïîìîãàåò âîññòàíîâèòü ïîäâèæíîñòü, ñïîñîáñòâóåò óêðåïëåíèþ ìûøö è ïîääåðæàíèþ â òîíóñå âñåãî òåëà. Ñóùåñòâåííûì äîñòîèíñòâîì ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ÿâëÿåòñÿ åå äîñòóïíîñòü è îòñóòñòâèå ìàòåðèàëüíûõ çàòðàò. Íàçíà÷àåò ëå÷åáíóþ ôèçêóëüòóðó ëå÷àùèé âðà÷, à âðà÷-ñïåöèàëèñò ïî ËÔÊ îïðåäåëÿåò ìåòîäèêó çàíÿòèé. Òîëüêî âðà÷ ìîæåò óñòàíîâèòü íåöåëåñîîáðàçíîñòü âûïîëíåíèÿ íåêîòîðûõ óïðàæíåíèé ïðè òîé èëè èíîé áîëåçíè è ó÷åñòü âîçìîæíûå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû. Ïðîöåäóðû ïðîâîäèò èíñòðóêòîð, â îñîáî ñëîæíûõ ñëó÷àÿõ âðà÷ ïî ËÔÊ. Ïðèìåíåíèå ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû, ïîâûøàÿ ýôôåêòèâíîñòü êîìïëåêñíîé òåðàïèè, óñêîðÿåò ñðîêè âûçäîðîâëåíèÿ è ïðåäóïðåæäàåò äàëüíåéøåå ïðîãðåññèðîâàíèå çàáîëåâàíèÿ. Ñàìîñòîÿòåëüíî íà÷èíàòü çàíÿòèÿ ËÔÊ íå ñëåäóåò, òàê êàê ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê óõóäøåíèþ ñîñòîÿíèÿ, ìåòîäèêà çàíÿòèé, äîëæíà ñòðîãî ñîáëþäàòüñÿ. Ðàçëè÷àþò îáùóþ òðåíèðîâêó — äëÿ óêðåïëåíèÿ è îçäîðîâëåíèÿ îðãàíèçìà â öåëîì, è òðåíèðîâêè ñïåöèàëüíûå — íàïðàâëåííûå íà óñòðàíåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé îïðåäåëåííûõ ñèñòåì è îðãàíîâ.

Ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ êëàññèôèöèðóþòñÿ:

ïî àíàòîìè÷åñêîìó ïðèíöèïó — äëÿ êîíêðåòíûõ ìûøå÷íûõ ãðóïï (ìûøöû ðóê, íîã, äûõàòåëüíûå è ò.ä.);

ïî ñàìîñòîÿòåëüíîñòè — àêòèâíûå (âûïîëíÿåìûå ïîëíîñòüþ ñàìèì áîëüíûì) è ïàññèâíûå (âûïîëíÿåìûå áîëüíûì ñ íàðóøåííîé äâèãàòåëüíîé ôóíêöèåé ñ ïîìîùüþ çäîðîâîé êîíå÷íîñòè ëèáî ñ ïîìîùüþ ìåòîäèñòà). Äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ çàäà÷è ïîäáèðàþò òå èëè èíûå ãðóïïû óïðàæíåíèé, â ðåçóëüòàòå êîòîðûõ îðãàíèçì àäàïòèðóåòñÿ ê ïîñòåïåííî âîçðàñòàþùèì íàãðóçêàì è êîððåêòèðóåò âûçâàííûå çàáîëåâàíèåì íàðóøåíèÿ.

ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ

1. Áàéåð Ê.,Øíåéáåðã Ë. Çäîðîâûé îáðàç æèçíè. — Ìîñêâà, 2001.

2. Áåëàÿ Í.À. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà è ìàññàæ. Ìîñêâà: «Ñîâåòñêèé ñïîðò», 2001.

3. Âñå îá îñòåîõîíäðîçå. https://www.rostmaster.ru/lib/ostal/

4. Äóáðîâñêèé Â.È. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà. Ìîñêâà: «Âëàäîñ», 2001 ã.

5. Åïèôàíîâ Â.À. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà è ñïîðòèâíàÿ ìåäèöèíà. Ìîñêâà: «Ìåäèöèíà», 1999 ã.

6. Åïèôàíîâ Â.À. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà. Ó÷åáíîå ïîñîáèå. Ìîñêâà: «Ãýîòàð-ìåäèà», 2006 ã.

7. Åïèôàíîâ Â.À., Ðîëèê È.Ñ., Åïèôàíîâ À.Â. Îñòåîõîíäðîç ïîçâîíî÷íèêà. Ìîñêâà: ÇÀÎ «Àêàäåìè÷åñêèé ïå÷àòíûé äîì», 2000. — 344 ñ.

8. Êàñüÿí Í.À. — Áîëü â ñïèíå. Ìîñêâà: «Ôèçêóëüòóðà è ñïîðò», 1991.

9. Êóðïàí Þ.È., Òàëàìáóì Å.À., Ë.Ë. Ñèëèí Äâèæåíèÿ ïðîòèâ îñòåîõîíäðîçà ïîçâîíî÷íèêà. Ìîñêâà: «Ôèçêóëüòóðà è ñïîðò», 1987.

10. ËÔÊ ïðè îñòåîõîíäðîçå. https://www.pozvonok.ru/osteo/page_12_3.html

11. Îñòåîõîíäðîç. https://ru.wikipedia.org/wiki/

12. Ïîïîâ Ñ.Í. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà. Ó÷åáíèê äëÿ èíñòèòóòîâ ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû. Ìîñêâà: «Ïîä îáùåé ðåäàêöèåé äîöåíòà Ñ.Í. Ïîïîâà», 1978 ã.

13. Ïîïîâ Ñ.Í. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ. Ðîñòîâ-íà-Äîíó: «Ôåíèêñ», 2005 ã.

14. Ñóááîòèí À.Ä. Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà ïðè ïîÿñíè÷íîì îñòåîõîíäðîçå ïîçâîíî÷íèêà. Ñî÷è, 1990 ã.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник