Лечебная гимнастика при артрите у детей
Артрит — воспалительный процесс в суставах. Заболевание поражает как крупные суставы, например, коленный, плечевой и локтевой, так и мелкие — на пальцах рук и ног. Болезнь носит хронический характер, приводит к постоянной боли и отёчности поражённых участков, на поздних стадиях — к дегенеративным процессам, потере подвижности и деформации суставов.
Чтобы замедлить прогрессирование заболевания и улучшить состояние поражённых суставов, в периоды ремиссии врачи рекомендуют заниматься ЛФК. В чем польза упражнений при артрите и каким комплексам отдать предпочтение, расскажем дальше в статье. Также перечислим случаи, когда физическая активность противопоказана.
Польза ЛФК при артрите суставов
Лечебная гимнастика положительно воздействует на организм в целом и на поражённые суставы:
- Помогает снять боль. ЛФК назначают в периоды ремиссии, когда сильная боль отступила, но сохраняется незначительная болезненность или дискомфорт.
- Восстанавливает костную и хрящевую ткань. После физической активности ускоряется кровоток и активизируются обменные процессы, что положительно сказывается на регенерации тканей.
- Укрепляет мышцы. Когда суставы поддерживает крепкий мышечный корсет, процесс из деформации существенно замедляется.
Противопоказания к лечебной гимнастике
Заниматься лечебной физкультурой нельзя при:
- обострениях артрита, которые сопровождаются сильной болью;
- заболеваниях сердца, сосудов, лёгких, почек в стадии обострения;
- тяжёлых инфекционных заболеваниях, например, ангине;
- дыхательной недостаточности;
- тяжёлых болезнях и пороках сердечно-сосудистой системы.
Комплексы упражнений
Чтобы выполнять упражнения против артрита, не нужно никакого специального снаряжения. Достаточно удобной одежды, которая хорошо тянется, и нескользящего гимнастического коврика.
Для коленного сустава
Лёжа на спине:
- поочередно сгибайте ноги в коленях и подтягивайте к себе так, чтобы дотянуться пятками до ягодиц;
- поочередно медленно отводите в сторону одну ногу, затем — вторую;
- попеременно поднимайте ноги над полом, на расстоянии 20 см фиксируйте на 4-5 секунд;
- поднимите прямую правую ногу, на вдохе тяните носок вперед, на выдохе — тяните пятку, после чего повторите упражнение для другой ноги.
Лёжа на животе:
- согните одну ногу под прямым углом, вращайте голенью по кругу, затем поменяйте ногу;
- поднимите ногу параллельно полу, задержите в таком положении на 4-5 секунд, повторите с другой ногой.
Сидя на стуле:
- поочередно качайте ногами вперед-назад по 10-20 секунд;
- поднимите ногу параллельно полу, зафиксируйте положение на 4-5 секунд, повторите с другой ногой.
Для плечевого сустава
Лёжа на спине:
- положите руки на пол, вытяните вдоль туловища, поднимайте прямые руки и кладите на пол обратно;
- согните руки, коснитесь кистями плечей, на выдохе разводите руки в сторону и коснитесь локтями пола, на вдохе возвращайте в исходное положение;
- положите кисти на плечи, вращайте локтями по кругу сначала по часовой стрелке, потом — против.
Сидя на стуле:
- поднимите одну руку, выполняйте ею круговые движения, затем смените руки;
- опустите и расслабьте руки, ритмично поднимайте и опускайте плечи;
- положите кисти на плечи, прижмите локти к туловищу, поочередно выдвигайте их перед собой, старайтесь поднять на максимальную высоту.
Для пальцев рук
- Ритмично сжимайте и разжимайте кулаки, сначала медленно, затем увеличивайте темп;
- максимально разведите пальцы в стороны, затем сведите обратно;
- кончиком большого пальца поочередно коснитесь кончиков всех остальных пальцев;
- потрите ладони друг о друга;
- положите ладони на стол, медленно по-очереди поднимайте и опускайте каждый палец.
Каждое упражнение для пальцев повторяйте 10 раз.
Почему важно заниматься ЛФК со специалистом
Чтобы лечебная физкультура принесла пользу поражённым суставам и не ухудшила состояние, приступайте к занятиями после назначения врача и под его наблюдением. Специалист подберет подходящие упражнения с учетом того, какой сустав поражен и как быстро прогрессирует болезнь. Проследит, чтобы вы выполняли упражнения правильно. При усилении боли снизит интенсивность нагрузки или подберет другой комплекс.
Отзывы пациентов
Точность диагностики и качественное обслуживание — главные приоритеты нашей работы. Мы ценим каждый отзыв, который оставляют нам наши пациенты.
Панина Валентина Викторовна
Актриса, заслуженная артистка РСФСР
Узнала о вас в интернете — нужно срочно сделать МРТ.
И вот после спектакля я у вас. Мне очень понравились ваши сотрудники. Спасибо за внимание, доброжелательность и точность.
Пусть у вас всё будет так же хорошо на душе, как у меня сейчас, несмотря на все проблемы…
Будьте!!! Нам на радость! Ваша Панина В.В.
Открыть скан отзыва
Сергей Шнуров
Российский рок-музыкант, киноактёр, телеведущий и художник.
Ц. М. Р. Т. «Петроградский» спасибо!
Спасибо огромное за такое хорошее, професиональное обслуживание в вашей клинике. Приятно, комфортно! Прекрасные люди, прекрасные условия.
Открыть скан отзыва
Русанова
Хочу поблагодарить сотрудников за внимательное и доброжелательное отношение. Хорошо, что такая клиника есть хотя бы у Вас.
Открыть скан отзыва
Все очень грамотно, очень вежливое обслуживание. Буду рекомендовать эту клинику друзьям. Успехов!!!
Открыть скан отзыва
Кузнецов В.А.
Очень отзывчивый администратор. Вежливая, культурная, добрая.
Открыть скан отзыва
Храброва В.Е.
Выражаю большую признательность администратору Кристине и Ринату Чубарову за внимательное и доброжелательное отношение при проведении обследования желаю, чтобы было больше такого персонала, что в наши дни редкость.
Открыть скан отзыва
Выражаю огромную благодарность Екатерине Корневой за терпение, профессионализм, доброту и фантастическое отношение к пациентам.
Большое спасибо за консультацию и обследование… Очень вежливо, доступно и подробно объяснила ход и результат.
Источник
По счастью, для артрита характерно волнообразное течение, когда период обострения сменяется ремиссией. И последнюю надо активно использовать для помощи суставам. Занимаясь гимнастикой, например. Конечно, пока суставы болят, лучше их вообще не трогать. Однако, в период стихания симптомов ревматоидного артрита, лечебная физкультура способствует разработке суставов, их тренировке, и восстановлению, пусть и неполного, но приемлемого объема движений.
Для ревматоидного артрита в первую очередь характерны поражения мелких суставов кистей и стоп, поэтому упражнения лечебной физкультуры направлены на восстановление физиологического движения пальцев кистей, запястий и пальцев стопы. В гимнастические комплексы должны входить ротационные (вертящие) и вытягивающие упражнения, и не в коем случае — не силовые.
1. Исходное положение — сидя на стуле, обе ладони положить на стол перед собой, развести пальцы веерообразно, подержать так на 5 счетов, свести. Повторить 2-3 раза.
2. Упражнение похоже на п. 1. Однако разводить и сводить пальцы надо то справа налево, то слева направо. Движение похоже на работу автомобильных «дворников». 2-3 раза.
3. Исходное положение как в пункте 1. Сжать и разжать пальцы кистей. 4-6 раз.
4. Из того же положения, упереть основания ладоней в стол, пальцы вытянуть вверх, подержать из на 3 счета, на 4-й- сжать, затем расслабить пальцы и вернуть их в исходное положение. 4-6 раз.
5. Из того же положения, вытянуть пальцы правой кисти вверх, затем пальцами левой руки слега надавить на каждый вытянутый палец в направлении кзади. Повторить на левой руке. 4-6 раз.
6. Кольцевые упражнения пальцами. Каждый палец поочередно соединять с большим в виде кольца, сначала от указательного к мизинцу, затем — наоборот. 2 раза на каждой руке.
7. Сгибание пальцев: поочередно сгибаем большой, затем большой и указательный, затем большой, указательный и т. д. Разгибание пальцев начинаем с мизинца. 2 раза на каждой руке.
8. Круговые вращения в лучезапястных суставах. Вытянуть руки вперед перед собою, выполнить вращения кистями одновременно, поочередно, в правую сторону, в левую сторону. 4-5 раз.
9. Сжать кисти в кулаки и повторить движения как в п.7. 4-5 раз.
10. Взять теннисный мячик, несильно сжимать его пальцами кистей поочередно каждой рукой. Начинать с 5- 6 сжатий. Постепенно можно довести до 15 — 20.
11. «Игра в ниточку». Речь идет о завязанном в колечко шнуре или веревке. Сложить веревочное кольцо, взяться за него сначала большими пальцами, затем добавить указательные и так далее. Пока обе кисти не будут удерживать кольцо. Затем начинаем обратный процесс: вынимаем из кольца мизинцы, безымянные и т. д.
12. «Перебираем четки». Для этого могут пригодиться и четки, и крупные бусы. Смысл упражнения понятен: перебираем четки каждым пальцем кисти.
1. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Выполнить перекаты с носка на пятку и с пятки на носок. 8-10 раз.
2. Исходное положение — стоя. Положить на пол гимнастическую палку. Встать на нее таким образом, чтобы пальцы оказались на ней, а пятки — на полу. Выполняем маленькие шаги вдоль палки.
3. Для этого упражнения надо использовать подушку с песком или гречневой шелухой. Но лучше всего проводить его на галечном пляже. Однако и подушка с песком пригодится. Встать на подушку обеими стопами и выполнить перекаты как в п1. Затем просто походить по подушке в течение 5-10 минут.
4. Исходное положение — сидя на стуле. Сжимать и разжимать пальцы ног. 8-10 раз.
5. Исходное положение — сидя на стуле. «Гусеница». Отталкиваясь пятками и упираясь на носок, провести гусеничные движения стопами вперед. Обратное движение — отталкиваясь носком. 8-10 раз.
6. Исходное положение — сидя. «Гармошка». Пятки проводят полукруговое движение по поверхности пола, а носки в это время двигаясь изнутри наружу, продвигают стопы в разные стороны. Развести и свести ноги таким образом. 2 раза.
7. Затем выполнить это движение одновременно обеими стопами в одну и другую сторону. 2 раза.
8. Сесть на коврик. Вытянуть обе ноги. Согнуть спину. Обхватить пальцы стоп руками и слегка подтянуть стопы на себя. 1 раз.
9. Исходное положение прежнее. Подтянуть колени к груди, обхватить стопы руками, медленно выпрямляем колени. Руки удерживают стопы до конца упражнения. 1 раз.
10. Лечь на спину. Правую ногу согнуть в колене, положить на нее согнутую левую ногу, так чтобы стопа висела. Выполнить круговые движения стопой по часовой и против часовой стрелки. Тоже самое выполнить, сменив положение ног. 5-6 раз на каждую ногу.
11. Лежа на спине. Вытянуть ноги. Потянуть пальцы стоп на себя и в обратном направлении. 5-6 раз.
12. Лежа на спине. Согнуть ноги в коленях. Вытянуть пальцы стоп в «носок», уперев в большой палец, поднять пятку вверх, затем расслабить стопы, опустить на коврик. Повторить упражнение 5-6 раз.
- Занятия должны быть регулярными, иначе они не принесут нужного эффекта.
- Увеличивайте время лечебной физкультуры при артрите постепенно.
- Не усердствуйте поначалу, это может вызвать болезненные ощущения в суставах.
- Выполняйте только те упражнения, которые вам нравятся и легко даются.
- Не старайтесь выполнить весь комплекс сразу. Если вы устали, сделайте перерыв.
- Занимайтесь гимнастикой только в период ремиссии.
Алла Смолякова
Источник
Ревматология является одной из самых быстро развивающихся специальностей, и успехи в лечении пациентов, в том числе с таким тяжелым заболеванием, как ювенильный идиопатический артрит (ЮИА), несомненны. Вовремя назначенная адекватная базисная, в том числе и генно-инженерная терапия значительно снижает активность ревматического заболевания, в результате улучшается состояние пациентов, расширяется объем движений в суставах, что позволяет ребенку вести соответствующий возрасту активный образ жизни [1-3]. Тем не менее важное значение при ювенильном идиопатическом артрите имеют реабилитационные мероприятия, направленные как на улучшение функции пораженных суставов, так и на укрепление организма ребенка в целом, повышение его выносливости. Лечебная физкультура (ЛФК), другие реабилитационные мероприятия приучают ребенка к необходимости постоянных занятий, помогают выработать правильный стереотип двигательной активности на всю жизнь. Однако в настоящее время недостаточно методической литературы, посвященной реабилитации детей с ревматическими заболеваниями, имеющаяся литература касается в основном взрослых пациентов, поэтому обсуждение проблемы является актуальным и своевременным.
ЮИА является одним из самых частых и инвалидизирующих ревматических заболеваний у детей. Заболеваемость от 2 до 16 на 100 000 детей, у девочек встречается чаще, чем у мальчиков. В Российской Федерации распространенность ЮИА у детей до 18 лет достигает 62,3 [4, 5]. Классификация и номенклатура ЮИА включает выделение семи вариантов течения заболевания (по классификации Международной лиги ревматологических ассоциаций (League of Associations for Rheumatology, ILAR)):
1) системный артрит;
2) полиартрит: негативный по ревматоидному фактору (РФ);
3) полиартрит: позитивный по РФ;
4) олигоартрит: а) персистирующий и б) распространяющийся;
5) энтезитный артрит;
6) псориатический артрит;
7) другие артриты, которые: а) не соответствуют ни одной из категорий или б) отвечают критериям более чем одной категории.
До настоящего времени остается неизвестной этиология ювенильного идиопатического артрита. В основе механизма развития заболевания лежит активация клеточного и гуморального звеньев иммунитета, вероятно, в ответ на появление чужеродного или на измененный собственный антиген. В результате сложных взаимодействий активированные Т-лимфоциты, макрофаги, фибробласты, синовиоциты вырабатывают провоспалительные цитокины, вызывающие каскад патологических изменений с развитием прогрессирующего воспаления в полости сустава. Неконтролируемые реакции иммунной системы приводят к развитию острого иммунного воспаления с трансформацией его в хроническое с развитием паннуса и необратимым разрушением суставных структур [4, 5].
Суставной синдром является ведущим симптомокомплексом всех форм идиопатического артрита, и, с точки зрения реабилитологии, его следует оценивать как проявление дезадаптации опорно-двигательного аппарата, при котором наблюдаются следующие типовые патоморфологические процессы: воспаление, нарушение кровообращения, дистрофия и дегенерация. В результате данных процессов возникает боль, дефигурация, деформация, ведущие к нарушению функции сустава. Эта патологическая цепочка неизбежно приводит к ухудшению качества жизни и инвалидизации ребенка.
Реабилитация, или восстановительное лечение детей, это процесс, в который включается комплекс мероприятий. Реабилитационные мероприятия направлены на сохранение функциональных возможностей пораженных суставов, стабилизацию патологического процесса. В реабилитации детей имеют значение соблюдение диетических рекомендаций; режима дня, физиотерапевтические методы лечения; рефлексотерапия; санаторно-курортное лечение.
Наша публикация акцентирует внимание на методах кинезотерапии, занимающих центральное место в физической реабилитации детей с ювенильными артритами. Под термином «кинезотерапия» мы подразумеваем лечение положением (в т. ч. ортезирование), ЛФК, массаж, мануальные техники, механо- и трудотерапию.
Из общих рекомендаций необходимо отметить, что спать ребенок должен на удобной постели, матрас предпочтителен ортопедический, не слишком мягкий, но и не слишком жесткий. При поражении суставов нижних конечностей, позвоночника может быть использована ортопедическая обувь, но, в любом случае, обувь с жестким задником. Инвалидизация наших пациентов часто обусловлена поражением суставов кисти. Поэтому необходимо с помощью врачей, методистов ЛФК, родителей формировать правильный стереотип движений в лучезапястном суставе для коррекции возможной или уже имеющейся ульнарной девиации в нем. Так, нужно соблюдать прямую ось при выполнении всех движений, в т. ч. при выполнении упражнений ЛФК (положение на ребре ладони), избегать положения кисти в сторону мизинца. Для предотвращения формирования деформаций по типу «лебединой шеи» рекомендуется уменьшение нагрузки на концевые фаланги — т. е. вырабатывается «подушечковый хват», используются утолщенные конусовидные ручки, карандаши.
Одно из ключевых мест в реабилитации детей с поражением опорно-двигательного аппарата занимает ЛФК. В результате воспаления, болезненных ощущений в суставах происходит вынужденное компенсаторное ограничение подвижности конечности и, вследствие этого, гипоксические, а впоследствии и гипотрофические процессы в мышцах [6, 7]. Упражнения позволяют сохранить и восстановить амплитуду движений в пораженных суставах, предупредить развитие мышечной гипотрофии, сохранить силу, выносливость мышц. Физическая активность является доказанным методом профилактики остеопороза, риск которого увеличен у пациентов с ЮИА [8]. Также ЛФК в детском возрасте стимулирует психомоторное развитие, является прекрасным средством отвлечения от болезни, элементом психотерапии.
При проведении ЛФК уровень нагрузки дозируется индивидуально в зависимости от функциональных и возрастных возможностей ребенка. Желательно комплекс упражнений проводить 2-3 раза в день (методистом и обученными родителями). В комплекс обязательно включаются дыхательные упражнения, а также упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета, активации крупных и мелких мышц конечностей.
ЛФК практически не имеет противопоказаний, за исключением периода высокой активности ЮИА, сопровождающегося лихорадкой, другими системными проявлениями процесса, выраженным болевым синдромом, выраженными гуморальными сдвигами. В этой ситуации с целью ранней профилактики формирования контрактур показано проведение т. н. пассивной гимнастики, когда работа с суставами осуществляется инструктором ЛФК или обученным родителем; объем движений в суставах определяется в пределах безболезненного коридора [6]. Пассивная гимнастика может быть необходимой и у детей раннего возраста, если сам ребенок еще не способен выполнять инструкции методиста. Применение этого метода может быть показано в случае активного осложненного увеита у пациентов с ЮИА при необходимости в разработке суставов. По индивидуальным показаниям после выполнения комплекса пассивной гимнастики можно использовать лечение положением с отягощением.
Применяется также лечение положением с использованием отягощений при наличии сформированных контрактур суставов. По методике сустав приводится в «крайнее» положение в направлении ограничения движения и на нем фиксируется отягощение, вектор силы тяжести которого совпадает с вектором, по которому ограничено движение. Время занятия в зависимости от возраста и состояния пациента составляет от 10 до 30 минут 3-5 раз в день. При выполнении данной манипуляции происходит постепенное медленное пассивное растягивание периартикулярного мышечно-сухожильного аппарата, что ведет к улучшению двигательной функции сустава. Однако, по данным детского отделения Научно-исследовательского института ревматологии, использование отягощений (в т. ч. «манжетного вытяжения») хорошо себя зарекомендовало при поражении коленного сустава, однако в остром периоде только ухудшает состояние локтевого сустава [8].
Ортезирование является важным методом восстановительного лечения больных ЮИА, основная цель которого — коррекция патологических девиаций суставов, формирование правильной функциональной их установки. Особенно эффективно использование ортезов в период занятий лечебной физкультурой для удержания и закрепления достигнутых результатов во время разработки суставов.
Режим ортеза и вариант его использования подбираются в каждом случае индивидуально. Практика показывает, что самыми «востребованными» оказываются ортезы для лучезапястных, коленных, голеностопных суставов. При необходимости некоторые ортезы можно одевать на ночь [4, 6].
Рекомендуется ношение «воротника Шанца» при поражении шейного отдела позвоночника. По высоте лечебный воротник должен быть равен расстоянию от нижней до верхней части шеи, то есть до челюсти впереди и до основания черепа сзади. Рекомендуется ношение воротника суммарно от 1,5 до 3 часов в сутки в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка [6].
Определенное значение имеет в формировании хронического болевого синдрома, развитии болевых контрактур миофасциальный компонент. Миофасциальный болевой синдром (МБС) — это миалгия, проявляющаяся локальной и/или отраженной болью, источником которой является миофасциальная триггерная точка (МТТ). МТТ является группа уплотненных, как бы застывших мышечных волокон, в которых имеется зона интенсивной боли [9]. МТТ характеризуется наличием пальпируемого постоянно или не всегда уплотнения («тяж» или «узелок») в пределах мышцы, а также сенсорного расстройства, которое чаще всего проявляется болью. В основе механизма появления МТТ, как считается, лежит раздражение чувствительных нервных окончаний в суставах, мышцах и связках, что ведет к хронизации возбуждения механорецепторов, участвующих в формировании болевого синдрома, возникает физическое и метаболическое напряжение мышцы. Изменяется структура мышечного сокращения, формируются триггерные точки-сателлиты в мышцах, выполняющих компенсаторную функцию. При этом важной частью напряжения является гипоксическое (ишемическое) повреждение. Триггерные точки могут способствовать образованию тендинозов вследствие нарушения динамики мышечного сокращения, локальной перегрузки сухожилия и возникновения в этих участках относительной гипоксии [9, 10]. Этот механизм реализуется и у пациентов с ЮИА: при возникновении локальной боли включается механизм «мышечной защиты», а возникший спазм приводит к снижению двигательной активности. В состоянии гиподинамии создаются условия для ишемизации мышечного аппарата, что является одной из предпосылок развития МБС [9]. Болевой синдром может быть «отраженным» из спазмированных периартикулярных мышц и сухожилий: так, по нашим наблюдениям, при их расслаблении с помощью мануальных методик боли в области суставов имеют явную тенденцию к уменьшению. Мануальное воздействие на область миофасциальной болевой точки у наших пациентов приводит к выраженному размягчению плотного тяжа, увеличению болевого порога. Также отмечено, что при миофасциальной релаксации в большой доле случаев уменьшается выраженность энтезопатий. С целью коррекции миофасциального компонента болевого синдрома у наших пациентов применяется метод постизометрической релаксации (ПИР), а также мягкие мануальные (остеопатические) техники.
ПИР используется при наличии миалгического синдрома. За счет расслабления спазмированных мышц устраняется ишемический компонент формирования МБС, восстанавливается их кровоснабжение, уменьшается боль. Кроме того, ПИР хорошо зарекомендовала себя при работе с суставами, в которых ограничение движения развилось вследствие как выраженного болевого синдрома, так и безболезненного спазмирования периартикулярных мышц и сухожилий, а также вследствие уменьшения размеров суставной щели. Упражнения выполняются следующим образом: пациент осуществляет движение в сторону ограничения до «барьера», затем фиксирует сустав в этом положении на 1-2 минуты и расслабляет напряжение. Режим занятий подбирается индивидуально, выполняется обученным специалистом.
В случае наличия множественных триггерных точек, при повышенной чувствительности пациента к болевым ощущениям возможно использование остеопатической коррекции миофасциального напряжения. Действия осуществляются легчайшими прикосновениями на уровне мышечных фасций, что дает возможность достигнуть расслабления мышечно-сухожильного аппарата, не причиняя болевых ощущений. Обычно эта техника используется 1-2 раза, после чего пациент переводится на сочетание ПИР + ЛФК для установления положительной обратной связи между собственной работой и достигнутым результатом [6].
Остеопатическая коррекция и техники ПИР применяются как в стадии ремиссии, так и в стадии клинико-лабораторного обострения болезни и позволяют ускорить уменьшение болевого синдрома, улучшение самочувствия и двигательной функции суставов, способствуют профилактике формирования суставных контрактур. К сожалению, данные техники не всегда применимы к мелким суставам кистей и стоп, гораздо лучше они зарекомендовали себя на крупных и средних суставах [6].
Также входит в комплекс реабилитационных мероприятий при ЮИА ручной массаж. Он препятствует нарастанию мышечной гипотонии и гипотрофии, направлен на устранение мышечного дисбаланса периартикулярных мышц. Массаж может быть показан на стадии пролиферативных изменений в суставах вне обострения заболевания. Используются методики, общепринятые в детском возрасте. Область суставов не массируют. Массаж противопоказан при острых синовитах, лихорадочном синдроме, серозитах и висцеритах, гуморальной активности выше 1-й степени, а также учитывается наличие общих противопоказаний (острые респираторные вирусные инфекции, заболевания кожи и т. д.).
Механотерапия является одним из методов медицинской реабилитации. Она основана на применении дозированных движений, осуществляемых больными на специальных аппаратах. Метод больше подходит для детей старшего возраста. Противопоказанием для механотерапии являются наличие костного анкилоза, выраженных болей в суставах, резкой слабости мышц, нарушения конгруэнтности сочленяющихся поверхностей костей [11].
Реабилитация и лечение наших маленьких пациентов направлена, в конечном итоге, на обеспечение высокого качества их дальнейшей жизни, адаптацию к условиям быта и будущей трудовой деятельности. Трудотерапия, или «лечение занятием» (occupation therapy), способствует интегрированию в общественную жизнь, социализации детей с ювенильным артритом. Большое значение трудотерапия имеет при поражении мелких суставов пальчиков кистей, позволяя замедлить прогрессирование нарушения их двигательных функций. Рекомендуется лепка, бисероплетение, вязание, игра на фортепиано и т. д. Этот метод полезен и как средство повышения общего и психического тонуса, позволяет использовать игровые методики у младших детей. Получение продукта труда служит стимулом для лучшего выполнения работы, включает элементы соревнования и творчества. Выработанный в процессе трудотерапии правильный стереотип функции кисти закрепляют при выполнении бытовых манипуляций.
В заключение хочется отметить, что, несмотря на все успехи современного медикаментозного лечения ювенильных артритов, физические методы реабилитации занимают важное место в комплексе ведения пациентов. План реабилитационных мероприятий составляется индивидуально, основываясь на проблемах конкретного пациента, а не только на его диагнозе. Реабилитация должна быть занятием не только врачей и методистов, но и самих пациентов и их родителей. Тактика реабилитационных мероприятий, программа должны составляться совместно с ними, при таком подходе пациент становится центральной фигурой восстановительного лечения и активным участником этого процесса.
Литература
- Конопелько О. Ю., Жолобова Е. С., Розвадовская О. С., Ельяшевич В. Я., Николаева М. Н. Этанерцепт в реальной клинической практике лечения больных с активным ювенильным идиопатическим артритом) // Научно-практическая ревматология. 2013, 51 (1): 44-47.
- Нероев В. В., Катаргина Л. А., Денисова Е. В., Старикова А. В., Любимова Н. В. Эффективность генно-инженерных биологических препаратов в лечении увеитов, ассоциированных с ревматическими заболеваниями у детей // Научно-практическая ревматология. 2012, 53 (4): 91-95.
- Михельс Х., Никишина И. П., Федоров Е. С., Салугина С. О. Генно-инженерная биологическая терапия ювенильного артрита // Научно-практическая ревматология. 2011, № 1, 78-93.
- Жолобова Е. С., Шахбазян И. Е., Улыбина О. В. и др. Ювенильный ревматоидный артрит. Руководство по детской ревматологии / Под ред. Н. А. Геппе, Н. С. Подчерняевой, Г. А. Лыскиной. М.: ГЭОТАР, 2011. С. 162-245.
- Детская ревматология: клинические рекомендации для педиатров / Под ред. А. А. Баранова, Е. И. Алексеевой. М.: Союз педиатров России, 2011. 236 с.: ил.
- Геппе Н. А., Мелешкина А. В., Макарова М. Р. и др. Физическая реабилитация детей с ювенильными артритами: учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов: локальное электронное издание. М.: Издательство ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, 2014.
- Милюкова И. В., Евдокимова Т. А. Лечебная физкультура: Новейший справочник / Под общ. ред. проф. Т. А. Евдокимовой. СПб: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003. 862 с.
- Шелепина Т. А. Лечебная гимнастика в комплексной терапии у пациентов с ювенильным хроническим артритом // Современная ревматология. 2013, (3): 64-6.
- Ferguson L. W., Gerwin R. Clinical Mastery in the Treatment of Myofascial Pain. Lippincott Williams & Wilkins, 2005.
- Naomi Lynn Gerber, Siddhartha Sikdar, Jen Hammond, Jay Shah. Brief Overview and Up of Myofascial Pain. Syndrome and Myofascial Trigger Points // Journal of The Spinal Re Foundation. Spring. 2011, vol. 6, № 1.
- Физическая реабилитация. Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 3-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 608 с.
А. В. Мелешкина1, кандидат медицинских наук
А. В. Бунин
Н. А. Геппе, доктор медицинских наук, профессор
С. Н. Чебышева, кандидат медицинских наук
ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова МЗ РФ, Москва
1 Контактная информация: meleshkina.angel@mail.ru
Источник