Первая помощь при растяжении связок вывихах суставов переломах костей тест

Биология. 8 класс.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ СВЯЗОК, ВЫВИХАХ СУСТАВОВ, ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ.
Тест 1. Каковы признаки растяжения связок:
- Припухлость около поврежденного сустава.
- Бледность около поврежденного сустава.
- Сильная боль.
- Выход суставной головки из суставной впадины.
- Могут быть кровоизлияния.
Тест 2. Каковы признаки вывиха сустава:
- Припухлость около поврежденного сустава.
- Бледность около поврежденного сустава.
- Сильная боль.
- Выход суставной головки из суставной впадины.
- Могут быть кровоизлияния.
Тест 3. Какие меры первой помощи оказывают при растяжении связок:
- Наложить шину.
- Приложить холод.
- Наложить давящую повязку, зафиксировать сустав.
- Поможет горячий компресс.
Тест 4. Какие меры первой помощи оказывают при вывихе сустава:
- Обеспечить полный покой.
- Приложить холод.
- Резко дернуть, чтобы суставная головка вошла на место.
- Поможет горячий компресс.
Тест 5. Какие могут быть виды переломов?
- Открытые.
- Закрытые.
- Опасные.
- Внутренние.
Тест 6. Какая помощь необходима при переломах костей конечностей?
- Обработать рану йодом.
- Наложить шину, чтобы она заходила за суставы выше и ниже перелома.
- Поможет холод.
- Поможет горячий компресс.
Тест 7. Каковы меры первой помощи при переломах грудной клетки?
- Сделать глубокий выдох и туго забинтовать грудную клетку.
- Туго забинтовывать нельзя, грудную клетку освободить от одежды.
- Наложить шину.
- Дышать неглубоко.
- Дыхание должно быть глубоким, но редким.
Тест 8. Каковы меры первой помощи при переломах ключицы или лопатки?
- Руку с поврежденной стороны подвешивают на косынку.
- В подмышечную впадину подкладывают небольшой валик из ваты или любой ткани.
- Наложить шину.
- Пострадавшего укладывают на спину, под голову кладут валик из ткани.
Тест 9. Каковы меры первой помощи при переломах костей черепа?
- Пострадавшего укладывают на живот, голову поворачивают в сторону.
- Пострадавшего укладывают на спину, под голову кладут матерчатый валик.
- Пострадавшего укладывают на спину без подголовника, голову фиксируют валиком в форме подковы.
Тест 10. Каковы меры первой помощи при переломах костей позвоночника?
- Пострадавшего укладывают лицом вниз на твердую поверхность.
- Пострадавшего укладывают на спину, под голову кладут матерчатый валик.
- Пострадавшего укладывают на спину без подголовника, голову фиксируют валиком в форме подковы.
Компьютерное тестирование:
**Тест 1. Каковы признаки растяжения связок:
1.Припухлость около поврежденного сустава.
2.Бледность около поврежденного сустава.
3.Сильная боль.
4.Выход суставной головки из суставной впадины.
5.Могут быть кровоизлияния.
**Тест 2. Каковы признаки вывиха сустава:
1.Припухлость около поврежденного сустава.
2.Бледность около поврежденного сустава.
3.Сильная боль.
4.Выход суставной головки из суставной впадины.
5.Могут быть кровоизлияния.
**Тест 3. Какие меры первой помощи оказывают при растяжении связок:
1.Наложить шину.
2.Приложить холод.
3.Наложить давящую повязку, зафиксировать сустав.
4.Поможет горячий компресс.
**Тест 4. Какие меры первой помощи оказывают при вывихе сустава:
1.Обеспечить полный покой.
2.Приложить холод.
3.Резко дернуть, чтобы суставная головка вошла на место.
4.Поможет горячий компресс.
**Тест 5. Какие могут быть виды переломов?
1.Открытые.
2.Закрытые.
3.Опасные.
4.Внутренние.
**Тест 6. Какая помощь необходима при переломах костей конечностей?
1.Обработать рану йодом.
2.Наложить шину, чтобы она заходила за суставы выше и ниже перелома.
3.Поможет холод.
4.Поможет горячий компресс.
**Тест 7. Каковы меры первой помощи при переломах грудной клетки?
1.Сделать глубокий выдох и туго забинтовать грудную клетку.
2.Туго забинтовывать нельзя, грудную клетку освободить от одежды.
3.Наложить шину.
4.Дышать неглубоко.
5.Дыхание должно быть глубоким, но редким.
**Тест 8. Каковы меры первой помощи при переломах ключицы или лопатки?
1.Руку с поврежденной стороны подвешивают на косынку.
2.В подмышечную впадину подкладывают небольшой валик из ваты или любой ткани.
3.Наложить шину.
4.Пострадавшего укладывают на спину, под голову кладут валик из ткани.
**Тест 9. Каковы меры первой помощи при переломах костей черепа?
1.Пострадавшего укладывают на живот, голову поворачивают в сторону.
2.Пострадавшего укладывают на спину, под голову кладут матерчатый валик.
3.Пострадавшего укладывают на спину без подголовника, голову фиксируют валиком в форме подковы.
**Тест 10. Каковы меры первой помощи при переломах костей позвоночника?
1.Пострадавшего укладывают лицом вниз на твердую поверхность.
2.Пострадавшего укладывают на спину, под голову кладут матерчатый валик.
3.Пострадавшего укладывают на спину без подголовника, голову фиксируют валиком в форме подковы.
Источник
Содержание урока
Первая помощь (теория)
Первая помощь (практика)
Первая помощь (теория)
Вопросы для обсуждения
• признаки ушиба, растяжения связок, вывиха, перелома;
• первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах;
• первая помощь при переломах и комбинированных травмах;
• иммобилизация и транспортировка пострадавших.
Ключевые понятия темы:
ушиб; растяжение связок; вывих; перелом; иммобилизация.
Ушибы, растяжение связок, вывихи и переломы костей относятся к наиболее часто встречающимся видам травм. Восстановление травмированной части тела зависит от вида и характера повреждения, а также от своевременных и правильных мер первой помощи.
Ушибы, вывихи, растяжения связок — это закрытые травмы, полученные в результате механического воздействия поражающего предмета без нарушения целостности кожи и слизистых оболочек.
Ушибом называют повреждение мягких тканей вследствие удара или падения. При ушибах, как правило, повреждаются кровеносные и лимфатические сосуды.
Признаки ушиба: боль; отёк (припухлость); кровоподтёк (синяк) в травмированном месте.
Первая помощь при ушибе:
• приложить холод к месту ушиба (через чистую ткань) для сужения кровеносных сосудов и остановки подкожного кровоизлияния;
• обеспечить покой ушибленному месту;
• наложить на место ушиба давящую повязку;
• для ускорения восстановления тканей ушибленного места через 2—3 дня сделать согревающий компресс, местную тёплую ванночку;
• сделать на месте ушиба йодную сетку.
Растяжение связок — это повреждение мягких тканей под влиянием силы, растягивающей их.
Признаки растяжения, болт, и припухлость п области сустава; боль при движении конечностью (по при этом движение возможно).
Первая помощь при растяжении связок:
• уложить пострадавшего, обеспечить ему покой;
• если повреждена конечность, наложить па травмированное место тугую повязку, придать конечности приподнятое положение;
• на место повреждения положить лёд или холодный компресс;
• при необходимости дать пострадавшему обезболивающее средство;
• помочь пострадавшему добраться до медицинского учреждения. К врачу нужно обратиться как можно быстрее!
При небольшом растяжении выздоровление наступает через 5—10 дней.
В случае разрыва связок, как правило, требуется операция.
Для профилактики растяжений при больших нагрузках на сустав рекомендуется использовать фиксаторы суставов — наколенники, налокотники, напульсники.
Вывих — это смещение кости в суставе, разрыв суставной сумки и связок. По названию сместившейся кости именуют вывих. например: вывих левого плеча.
Признаки вывиха: деформация сустава, болезненность при попытке движения.
Первая помощь при вывихе:
• обеспечить неподвижность повреждённой конечности (при вывихе тазобедренного сустава травмированную ногу прибинтовывают к здоровой ноге; также можно привязать к ней палку, лыжу или другие подручные средства; при вывихе коленного сустава нельзя силой сгибать или разгибать ногу, нужно уложить колено в удобное положение и зафиксировать, поместив под колено подушку, одежду и т. д.);
• положение вывихнутой конечности не должно причинять боль;
• для облегчения боли приложить к повреждённому месту холод;
• не нужно пытаться самостоятельно вправить вывих, это должен делать только врач;
• как можно быстрее доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
Перелом — это нарушение целостности кости. Различают закрытые переломы (рана отсутствует) и открытые переломы (рана в месте перелома и угроза инфицирования). Меры первой помощи зависят от характерных особенностей перелома: единичный перелом или множественный (множество обломков), перелом без смещения или со смещением костных обломков, полный или неполный (трещина), переломы разнообразной формы: поперечные, косые, спиральные, продольные, оскольчатые (огнестрельные) — с раздроблением кости на мелкие осколки и сильным кровотечением от их внедрения в окружающие ткани.
Признаки перелома: резкая боль в конечности; нарушение её функции: неподвижность или ненормальное её положение. При открытых переломах в ране могут быть видны осколки костей, возможен травматический (болевой) шок.
Первая помощь при закрытых переломах:
• иммобилизация повреждённой части тела;
• дать пострадавшему обезболивающее средство;
• как можно быстрее транспортировать пострадавшего в больницу.
Первая помощь при открытых переломах:
• остановить наружное кровотечение;
• наложить на рану стерильную повязку;
• провести иммобилизацию повреждённой части тела;
• дать пострадавшему обезболивающее средство;
• как можно быстрее доставить пострадавшего в медицинское учреждения.
Нельзя вправлять или вытаскивать обломки кости из раны!
Иммобилизацию — обеспечение неподвижности повреждённой конечности — осуществляют наложением специальных шин или подручных средств. Иммобилизация бывает двух видов — транспортная (временная на период транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение) и лечебная (на период лечения).
Правила транспортной иммобилизации конечностей:
• накладывая жгут для остановки кровотечения, необходимо учитывать, как будет располагаться шина, чтобы жгут можно было снимать или ослаблять, не нарушая иммобилизации;
• шина обязательно должна захватывать два сустава — выше и ниже перелома. При переломах костей плеча и бедра — три сустава;
• при открытом переломе нельзя прикладывать шину к местам, где наружу выступают костные обломки;
• шину на всём протяжении (исключая уровень перелома) плотно прикрепляют к конечности бинтом, по не очень туго, чтобы не нарушить кровообращение. При переломе нижней конечности шину накладывают с двух сторон;
• при отсутствии шины или подручных средств повреждённую йогу можно прибинтовать к здоровой ноге, а руку — к туловищу;
• укутать пострадавшего, дать ему обильное тёплое сладкое питьё.
В первый момент после травмы головы трудно определить степень повреждения мозга, поэтому пострадавший с симптомами сотрясения мозга должен быть доставлен в больницу.
Признаки сотрясения мозга: спутанность сознания; заторможенность; головная боль; тошнота или рвота; нарушение координации движения; потеря памяти.
Первая помощь при травме головы:
• обеспечить пострадавшему покой;
• вызвать скорую медицинскую помощь;
• подложить под голову пострадавшего валик (ватно-марлевую «баранку», мешочки с песком, ткань).
• зафиксировать подбородок пращевидной повязкой, которую прикрепить к носилкам, и предупреждать асфиксию (удушение) рвотными массами;
• в случае травмы основания черепа уложить и переносить пострадавшего лёжа на боку.
Перелом ключицы — один из десяти наиболее частых переломов, что объясняется особенностями строения кости и её расположением.
Признаки перелома ключицы: резкая боль; деформация ключицы; невозможность движения рукой.
Первая помощь при переломе ключицы:
• иммобилизация травмированной конечности и ключичной области следующим способом:
а) с помощью двух ватно-марлевых колец («баранок» толщиной не менее 5 см), которые надевают на плечи и скрепляют сзади резиновой трубки для распределения равномерного, безболезненного давления на плечи при транспортировке пострадавшего;
б) с помощью крестообразной косыночной повязки: плечевые суставы оборачивают косынкой и концы повязки закрепляют крест-накрест между лопатками, подложив под узел ватно- марлевую подушку, чтобы отвести в стороны плечевые суставы и растянуть обломки ключицы (осторожно);
в) с помощью посыпочной повязки подвесит!» травмированную руку на косынке;
г) с помощью повязки Дезо прибинтовать травмированную руку к телу в согнутом под прямым углом положении, предварительно проложив ватный валик в подмышечную ямку;
д) руки, согнутые в локтевых суставах, с помощью палки отвести назад и удерживать в таком положении концами палки, которая проходит за спиной и впереди локтевых суставов, а свободные кисти рук фиксировать (привязывать) к животу эластичным бинтом или поясом;
• доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
Перелом рёбер — наиболее распространённый вид травмы грудной клетки. Это серьёзная травма, при которой повреждаются не только рёбра, но и внутренние органы в области грудной клетки.
Признаки перелома рёбер: резкая боль в груди, усиливающаяся при кашле и дыхании; затруднённый вдох, сопровождающийся страхом и паникой; несимметричность дыхательных движений: повреждённая половина обычно двигается медленнее, с запозданием; отёчность мягких тканей и образование синяков; кровохарканье, если залета ткань легкого; потеря сознания, бледность, учащённое сердцебиение в случае сильного кровотечения.
Первая помощь при переломе рёбер:
• дать пострадавшему обезболивающее средство;
• приложить лёд к месту поражения;
• максимально снизить амплитуду дыхательных движений: с помощью простыни, полотенца, бинта или другого подходящего материала плотно забинтовать грудную клетку по кругу на высоте выдоха. Также для фиксации рёбер можно использовать соответствующую руку пострадавшего, привязав её плотно к телу;
• транспортировать пострадавшего в медицинское учреждение в сидячем или полусидячем положении; при односторонней травме можно уложить его на поражённый бок;
• если имеется видимый дефект грудной клетки и воздух начинает поступать в плевральную полость, наложить на это место лоскут полиэтилена или другого материала, не пропускающего газ, плотно зафиксировать его по краям, чтобы сделать повязку герметичной. Это позволит уменьшить сжатие лёгкого воздухом.
При переломе рёбер не рекомендуется:
• заставлять пострадавшего откашливаться или глубоко дышать;
• с усилием ощупывать место травмы;
• самостоятельно пытаться вернуть костные отломки в исходное положение;
• позволять пациенту передвигаться, говорить, спать.
Перелом костей таза — очень опасная для здоровья человека травма, поскольку в данной области сосредоточено много важных органов.
Признаки перелома костей таза: боль, в области таза, в нижних отделах живота; усиление боли при надавливании на кости, при движении ногой; кровоподтёки в нижних отделах живота; может быть заметна асимметрия или видимая деформация; признаки шока при сильном внутреннем кровотечении; пострадавший может принять вынужденное положение на спине с разведёнными коленями или положение на здоровом боку.
Первая помощь при переломе костей таза:
• вызвать скорую медицинскую помощь;
• проверить наличие сознания, дыхание и пульса;
• произвести общий осмотр пострадавшего, чтобы исключить другие повреждения;
• уложить пострадавшего на ровную поверхность, согнуть ноги в коленях и развести их в стороны («поза лягушки»). Под колени подложить валик из подручных средств — одежды, одеяла и др.;
• контролировать состояние пострадавшего до приезда скорой медицинской помощи.
Бедренная кость — самая большая и самая прочная кость скелета человека. Тем не менее перелом бедренной кости — очень распространённый вид травмы.
Признаки перелома бедра (бедренной кости): сильная боль; невозможность ступить на ногу; неестественное положение ноги.
Первая помощь при переломе бедренной кости:
• иммобилизация бедра подручными средствами — досками. Доски накладывают по боковым поверхностям ноги. Наружную шину располагают вдоль всего тела от подмышечной впадины до стопы, а внутреннюю — от стопы до промежности;
• проложить ватой лодыжки и колонный сустав;
• прибинтовать шины к ноге и туловищу широким бинтом, начиная со стоны.
Перелом позвоночника — чрезвычайно тяжёлая травма. Различают переломы без повреждения и с повреждением спинного мозга. Признаки перелома позвоночника: сильная болт, в спине при малейшем движении; если повреждён спинной мозг, помимо боли, развивается паралич конечностей, который сопровождается потерей движения и чувствительности.
Первая помощь при переломе позвоночника:
• уложить пострадавшего на ровную твёрдую поверхность; голова и туловище должны находиться на одной линии;
• под бока пострадавшего положить сложенные вещи, чтобы обеспечить неподвижность туловища;
• вызвать скорую медицинскую помощь.
Перекладывать пострадавшего на носилки следует, предварительно подложив ему под спину доску. Поднимать больного должны три человека так, чтобы один держал голову, второй подкладывал руки под лопатки, третий — под ягодицы и коленные суставы, не допуская перегибания позвоночника. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, во избежание попадания рвотных масс в дыхательные пути его надо переносить в положении лёжа на животе!
Следующая страница Первая помощь (практика)
Источник
Урок в 8 классе
по теме «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
Образовательная цель: опираясь на знания, полученные учащимися при изучении скелета человека и строения костей, научить характеризовать виды травм.
Развивающая цель: научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.
Воспитательная цель: воспитание гигиенических правил.
Задачи:
- Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок;
- определить цели доврачебной помощи;
- продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;
- развивать логическое мышление, творческие способности с помощью проблемных ситуаций;
- развивать умения работать с учебником, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах;
- формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться;
- обеспечить смену видов деятельности
Тип урока: комбинированный
Оборудование: тест, компьютеры, бинты, шины (картон), косынка, презентация.
Запись на доске: «Кто предупрежден, тот вооружен!»
Понятия: травма, травматизм, ушиб, перелом, растяжение связок, вывих.
Ход урока
- Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
— Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рад приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится!
— Сегодня мы будем работать в группах. Сначала проверим, как вы усвоили домашнее задание.
- Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.
— Вам необходимо отметить у себя на карточках правильные суждения. (Приложение 1)
Время выполнения 3 мин. Карточки после сдаем для получения оценок.
Тест. Выпишите номера правильных суждений. (слайд 2)
1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.
2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.
3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.
4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.
5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.
6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.
7.Сустав это подвижное соединение костей.
8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.
9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость
10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.
11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.
12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.
13.Кости образованы соединительной тканью.
14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.
15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.
Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.
- Актуализация опорных знаний (игра «Горячий стул») (3 мин) Слайды 3 -12.
— А сейчас поиграем в игру «Горячий стул». Для начала выберем одного желающего
Ребята выбудете говорить определения, а участник должен сказать, о чем идет речь. Кто желает?
(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на презентации выводит понятия, термины (позвоночник, сустав, череп, лопатки, грудина, бедренная кость, сколиоз и т.д.). Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)
— Хорошо, молодец.
- Изучение новой темы
Вы знаете, что в различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А.П. Чехова: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг», Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»
Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача, фельдшера, медицинскую сестру… А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.
-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
( О травмах опорно-двигательной системы, симптомах различных повреждений, оказании доврачебной помощи, обосновывая каждое действие).
-Какие виды повреждений опорно-двигательной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)
— Итак, как выдумаете, скажите какова тема урока?
(Запись темы урока на доске и в тетради.) Слайд 13. Озвучивание цели урока. Слайд 14.
-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?
(Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения).
— А теперь, ребята, давайте, вместе с вами выполним задание № 1. (Слайд 15-16) Оно лежит у вас на столе. Дома вам было задано найти определение следующих понятий:
|
|
|
|
|
|
|
|
— Ребята сейчас вам нужно сделать задание на соответствие понятия и его формулировки. Найдем описание определения. Учащиеся по очереди встают и говорят формулировку понятия из предложенных в таблице. Время выполнения (3 мин.)
Задание 1
Найдите соответствие цифры и буквы
| А) раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения. |
| Б) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата. |
| В) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение. |
| Г) метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале. |
| Д) нарушение целостности кости |
| Е) изменение положения или формы суставных поверхностей костей |
| Ж) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция. |
| З) повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием |
Ответы: 1З; 2А; 3Ж; 4Б; 5Г; 6В; 7Д; 8Е
— Закончили. Хорошо, а теперь проверим.
Ребята, у вас на столе лежат таблицы, которые вы совместно в группах должны заполнить, используя текст учебника. (Слайд 17-18) Учащиеся, работая с материалами учебника, выполняют самостоятельную работу (задание № 2 Приложение). В таблицах изображены виды повреждений, им необходимо: 1. определить вид повреждения. 2. описать симптомы. 3. написать ПМП. Та группа которая справится быстрее остальных поднимает руку. Время выполнения 5 минут. Используя текст учебника (параграф 16), заполните таблицу.
Задание 2
Схематическое изображение травмы | ||||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Тип травмы | ||||
Симптомы травмы | ||||
Меры первой помощи | ||||
Противопаказания |
Схематическое изображение травмы | ||||
Тип травмы | Растяжение связок | Перелом | Вывих | ушиб |
Симптомы травмы | Боль. Быстро растущий, иногда синюшний отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний. | Резкая боль. Припухлость в области травмы. Невозможность движений или появление подвижности в тех местах, где ее не дожно бытьНарушение формы и длины (если это конечность), искривление. При открытом переломе кровотечение, видны костные обломки. | Боль. Изменение формы сустава. Невозможность движений в суставе (сразу после травмы) | Боль. повреждении сосудов возможно развитие гематомы — ограниченного скопления крови в пространстве между слоями тканей. Основные признаки – это наличие очага покраснения, а затем синюшности в месте приложения травмирующего объекта, отёка и боли. |
Меры первой помощи | Накладывают тугую фиксирующую повязку, прикладывают холод. | Пострадавшей части тела придать неподвижность, используя шину, косынку или подручные средства-дощечки, картон(шина). Доставить пострадавшего в травпункт. | Зафиксировать конечности(шина). Чтобы уменьшить боль, можно дать пострадавшему анальгин или ибупрофен. Нередко при вывихах образуются кровоподтеки. Обработайте повреждение спиртом или перекисью водорода. | При ушибе мягких тканей в первые сутки показано применение холода с целью остановки излияния крови внутри тканей. Для этого используют пузыри со льдом, грелки с холодной водой. На область ушиба накладывают давящую повязку со свинцовой примочкой. При сильной боли может потребоваться назначение анальгетиков. В случаях образования обширной подкожной гематомы или при наличии гемартроза показано проведение пункции для удаления крови. |
Противопоказания | Нельзя травмировать движениями. | Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, т. к. отломанные концы костей могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносный сосуд, повредить нерв. | Нельзя самому вправлять кости, вышедшие из сустава. | нельзя активно двигать ушибленной конечностью, если появилась гематома, нельзя её вскрывать |
Учитель после выполнения задания поправляет учащихся, если допущены ошибки.
— Хорошо, молодцы.
— Ребята, а какие виды переломов вы знаете? (учащиеся отвечают)
-Правильно есть два вида переломов : открытый и закрытый. Чем же они отличаются? (учащиеся отвечают)
— Молодцы!
— Вы устали? Давайте проведем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 19) (2 мин) упражнение «Росток» (для повышения активности организма) Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.
— Отдохнули? Поехали дальше.
Работа в группах. Разбор ситуации. (Приложение 3) Слайд 20.
-Что необходимо сделать, если повреждение произошло? (ответы учащихся)
НЕОБХОДИМО! (Слайд 21).
- Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
- Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.
Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!
— У вас на столе лежат карточки с ситуациями для каждой группы. Вы должны определить вид повреждения и что какую помощь нужно оказать в подобных случаях? Используя знания, полученные вами на уроке и текст учебника, проанализируйте ситуации. Время выполнения 5 мин.
1 группа.
Ситуация 1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачет по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, сошел с дистанции. Сильно болела нога, но все-таки ее можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отек. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы.
Ситуация 2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.
2 группа.
Ситуация 1. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. Как помочь Нину? Определите вид травмы.
Ситуация 2.Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братом Пашой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс мультфильм про героев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по турникам. Они думали, что так именно живут их любимые герои.
Как-то раз, в момент игры, Паша упал с турника. Но так как он был еще маленьким героем, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все друзья. У Паши сильно болело плечо, оно сильно опухло, и он не мог пошевелить рукой. Ни кто из ребят не знал, что делать. Определите вид травмы.
3 группа.
Ситуация 1.Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по — этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».
Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в ноге была сильнее всего. Девочка не могла пошевелить ногой, отек быстро развивался в области голени. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. Определите вид травмы.
Ситуация 2. Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. Определите вид травмы.
4 группа
Ситуация 1. Выпал первый снег и ребята после урока решили покататься с горки. Николай с веселым криком: «Смотрите, как я могу!» — покатился вниз на двух ногах, но не удержав равновесие, упал. Встав, Николай почувствовал сильную боль в коленном суставе, сгибать и ходить, с трудом, он мог. Как помочь Николаю? Определите вид травмы.
Ситуация 2. Шёл дождь. Ребята играли в футбол. Саша принял пас и уже было хотел ударить по воротам, но поскользнулся и упал. Все ребята подбежали и помогли ему встать. После Саша почувствовал ноющую боль в районе щиколотки, идти он мог, но сильно прихрамывал. Как помочь Саше? Определите вид травмы.
Проверка выполненного задания.
Учащиеся высказывают свои мнения.
— Хорошо, теперь вы знаете, что диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Так, падение больного с высоты зас?