Первая помощь при вывихах суставов таблица

Первая помощь при вывихах суставов таблица thumbnail

Резкие неосторожные движения, падения, удары могут привести к повреждениям костей и суставов.

Закрытые травмы, в результате которых повреждаются мягкие ткани и появляются отёки или гематомы (синяки), называют ушибами. Это наиболее распространённый вид бытовых травм.

Сильные ушибы могут привести к повреждению внутренних органов: печени, селезёнки, почек.

Опасные последствия могут быть при ушибе головы. При сильном ушибе может произойти сотрясение мозга. Если у человека появляется рвота, он теряет сознание, то его нужно немедленно на носилках доставить к врачу.

Первая помощь при растяжении связок и вывихе суставов

У человека при осуществлении неловких движений в быту или спорте, при ударах и больших нагрузках, при падении может возникнуть растяжение связки, соединяющей сустав, или даже её разрыв.

При растяжении возникает отёчность, болезненность в области сустава, возможен кровоподтёк.

Первая помощь при растяжении должна быть оказана как можно быстрее. К повреждённому месту прикладывают пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Местное охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отёка, уменьшает внутреннее кровотечение. Нужно также зафиксировать место растяжения тугой повязкой.

Резкие, неосторожные движения могут привести к вывиху. При вывихе нарушается расположение костей в суставе — головка одной кости выскакивает из суставной впадины другой.

Вывих сопровождается сильной болью, сустав отекает. Может появиться синяк.

На травмированный сустав для уменьшения боли нужно наложить холодный компресс и тугую повязку. Вытягивать, дёргать или нагревать повреждённую конечность нельзя. После получения первой помощи пострадавшему следует обратиться к врачу.

При ранениях, сильных ударах, падениях кости могут ломаться, т. е. могут произойти переломы костей. Чаще происходят переломы костей конечностей.

Если при переломе не повреждены кожа и мышцы, то такой перелом называют закрытым. Если в результате перелома нарушается целостность кожи и мягких тканей, то говорят об открытом переломе.

Если перелом открытый, то сначала останавливают кровотечение и защищают рану стерильной повязкой, иначе внутрь организма могут попасть болезнетворные бактерии.

При переломе костей руки или ноги накладывают шину. В качестве шины можно использовать куски фанеры, картона, трубки и т. д. Шина накладывается так, чтобы она захватывала суставы выше и ниже места перелома. Чтобы шина не давила на место перелома, под неё следует подложить мягкую прокладку. Если на месте происшествия невозможно найти материал для шины, рекомендуется сломанную ногу прибинтовать к здоровой ноге, а руку — к туловищу.

Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу.

При переломе рёбер нет возможности наложить шину. Пострадавшему предлагают сделать глубокий выдох и грудную клетку туго перевязывают полотенцем. После такой перетяжки дыхание должно быть спокойным.

При травмах черепа пострадавшего укладывают на спину, голову слегка приподнимают во избежание внутричерепных кровоизлияний и немедленно вызывают врача. При транспортировке больного стараются обеспечить неподвижность головы.

При повреждении позвоночника пострадавшего укладывают на ровную твёрдую поверхность (щит) лицом вниз и вызывают скорую помощь.

Перевозят пострадавшего только в лежачем положении, так как при перевозке в сидячем положении позвонки могут сдвинуться и повредить спинной мозг.

Источник

Наша жизнь, увы, наполнена не только радостными событиями. От всевозможных травм не застрахован никто. И в тройку «лидеров» в списке наиболее частых повреждений (после травм и ушибов) входит вывих сустава. Как вовремя его распознать и правильно оказать помощь себе и близким?

Многие знакомы с такой травмой как вывих. И боли в области сустава часто связывают именно с ним. Но не многие в полной мере представляют, что же это за повреждение.

Что такое вывих

Вывих — это довольно распространенное повреждение сустава, при котором возникает нарушение взаимного соответствия суставных поверхностей костей, образующих сустав. При этом капсула сустава может оставаться целой или же разрываться. Так же вывих может осложняться повреждениями мягких тканей, мышц, сухожилий, костей, нервных стволов, сосудов.

Когда возникает вывих

Чаще всего причиной вывиха служит механическое воздействие при падении, ударе, резком сокращении мышц, неестественном движении, рывке. Тогда говорят о травматическом вывихе. Обычно это непрямая травма, т.е. место удара или приложения травмирующей силы отдалено от сустава.

Реже к вывиху могут приводить деструктивные процессы в области сустава — артриты, артрозы, остеомиелит, полиомиелит, параличи. Такие вывихи относятся к патологическим.

В некоторых случаях при неправильно проведенном лечении или же растяжении капсулы сустава или его связок вывих может возникать повторно многократно в одном и том же суставе даже при небольшом воздействии (повороте, движении, небольшой нагрузке), т.е. становится привычным.

Кроме того, вывих может быть врожденным, т.е. возникать вследствие неправильного развития и формирования скелета у плода во время беременности. Чаще всего это случается в области тазобедренных суставов.

В большинстве своем вывиху подвергаются суставы конечностей. При этом вывихнутой считается наиболее отдаленная от туловища ее часть.

Какие бывают вывихи

В зависимости от выраженности смещения костей друг относительно друга вывих бывает:

· полным — когда все суставные поверхности костей, образующих сустав, полностью расходятся;

· неполным или подвывихом — когда поверхности суставов остаются в частичном соприкосновении между собой.

В зависимости от наличия повреждения кожных покровов вывих может быть:

· закрытым — целостность кожи в области вывихнутого сустава не нарушена;

· открытым — имеется рана на коже, проникающая в полость вывихнутого сустава.

Признаки вывиха

· сильная боль в области поврежденного сустава;

· усиление боли при попытках движения в травмированном суставе;

· усиливающаяся бол при прикосновении к области сустава;

· видимая деформация сустава, изменение его обычной формы и размера;

· выраженное ограничение движения в суставе, но в некоторых случаях может появиться, наоборот, чрезмерная подвижность, не свойственный для сустава объем движений;

· пружинистое сопротивление при попытке изменить положение вывихнутой части тела;

· отечность (припухлость) мягких тканей в области поврежденного сустава;

· покраснение кожи над суставом;

· гематомы (синяки) в области травмы;

· раны на коже, кровотечение;

· нарушение чувствительности.

Первая помощь при вывихе

При травме и возникновении вывиха важно как можно раньше оказать первую помощь. Для этого нужно:

1. Принять обезболивающий препарат.

2. Если имеется массивное кровотечение, то остановить его при помощи жгута.

3. При повреждении кожи наложить стерильную повязку.

4. Зафиксировать поврежденные части тела, чтобы исключить любые движения в области вывихнутого сустава. Это можно сделать подручными средствами (платком, лоскутом ткани, деревянной рейкой, куском картона, пластика и т.п.) или медицинскими шинами и бинтами.

5. Приложить лед к области сустава. Если нет льда, то можно использовать любые замороженные продукты из морозильной камеры холодильника, охлаждающий пакет из автомобильной аптечки.

6. Незамедлительно обратиться за квалифицированной медицинской помощью в любой ближайший травмпункт, больницу или «скорую помощь».

Все это по возможности нужно сделать в течение первых двух-трех часов после травмы. В более поздние сроки формируется выраженный отек мягких тканей, который затрудняет вправление вывиха и дальнейшее лечение.

Что нельзя делать при вывихе

При вывихе ни в коем случае нельзя:

Читайте также:  Симптомы вывиха ноги у кошки

· самостоятельно вправлять вывих, поскольку при этом велика вероятность нанесения дополнительных повреждений и возникновения осложнений. Только врач может сделать это правильно и без осложнений.

· Медлить с обращением к врачу, заниматься самолечением и надеяться, что «все само рассосется». При такой тактике патологический процесс только усугубится и в дальнейшем эффективным будет только хирургическое лечение.

Теперь вы имеете достаточное представление о такой «популярной» травме, как вывих, можете определить его симптомы, и знаете, как оказать первую помощь себе и своим близким.

Лилия Савко

Источник

Вывих сустава — закрытая травма, которую легко получить при неудачном падении, сильном рывке или даже резком движении. При этом происходит частичное или полное смещение костей сустава. Наиболее уязвимыми считаются плечевые и челюстные суставы, суставы пальцев кистей рук, реже — локтевые и тазобедренные суставы. Вывих может быть осложнен повреждением сухожилий, мышц, сосудов, нервных окончаний и кости. По симптоматике вывих сустава нередко можно принять за закрытый перелом кости.

Фото: pixabay.com

Однако у травм есть отличительные особенности. Их необходимо принимать во внимание, поскольку от этого зависит алгоритм оказания доврачебной помощи пострадавшему. Заведующий травматологическим отделением 2-й Центральной районной поликлиники Фрунзенского района Минска Виктор Комар рассказал порталу «Здоровые люди» (24health.by), как отличить вывих от перелома и как правильно оказать первую помощь.

Симптомы вывиха

Основные признаки вывиха сустава во многом схожи с общими симптомами перелома:

  • резкая сильная боль;
  • деформация, неестественное положение конечности именно в области сустава;
  • резкое ограничение движений;
  • возможны припухлость, отек, покраснение или наоборот чрезмерная бледность кожи в области поврежденного сустава.

Обратите внимание

При переломе конечность может сохранять нормальную двигательную активность в суставе. При вывихе движения в суставе характеризуются как «качательные», в то же время сам сустав остается неподвижным. Этим объясняется один из отличительных признаков вывиха: вынужденное положение конечности. То есть, вернуть руку или ногу в естественное положение не представляется возможным из-за неподвижности сустава.

Еще одна особенность, характерная именно для вывиха сустава: отсутствие крепитации (хруста) в области травмы. Непосредственно в момент вывиха может отмечаться так называемый симптом щелчка. Но чаще всего на фоне резкой боли и дискомфорта он остается незамеченным.

— Раньше симптом щелчка использовался как один из диагностических методов при дисплазии (недоразвитии суставов), — объясняет Виктор Комар. — Но при подозрении на вывих настоятельно рекомендую воздержаться от такой «самодиагностики»: это в разы увеличивает риск травмирования сустава и окружающих тканей.

Первая помощь при вывихе

Правила первой помощи при вывихе не предполагают каких-то активных мер, подчеркивает наш эксперт. Основная помощь может быть оказана только квалифицированными врачами-травматологами или хирургами в стационарных условиях клиники.

Все, что можно сделать до приезда бригады скорой помощи, это:

  • обеспечить поврежденному суставу полный покой;
  • зафиксировать конечность: наложить шину или повязку. Причем, фиксировать конечность необходимо в удобном для пострадавшего положении. Т.е. при вывихе челюсти не стоит пытаться насильно закрыть рот: кроме того, что зачастую физически невозможно это сделать, подобные действия вызывают у пострадавшего сильный болевой синдром и страдания. Если, скажем, рука, опущенная вниз, доставляет меньший дискомфорт пострадавшему, ее следует оставить в таком положении и не пытаться поднять, чтобы подвязать на «косынку». Если удобно согнуть в локте и выполнить косыночную повязку, значит нужно поступить именно так. Подвязать руку можно, воспользовавшись широким бинтом или подручными средствами: платком, рубашкой, куском ткани;
  • приложить на область сустава холод, предварительно завернув тканью.

Ни в коем случае вывих нельзя вправлять самостоятельно

— Подчеркну: симптомы вывиха и перелома во многом схожи. В некоторых случаях достоверно диагностировать вывих можно только с помощью рентгенографии. При этом самостоятельное вправление вывиха чревато еще большим повреждением сустава и окружающих его тканей, сухожилий, кровеносных сосудов, нервов. Отдаленными последствиями такой «помощи» могут быть хронические боли, ограничение подвижности в пострадавшем суставе. Вправление должно происходить под местным или общим обезболиванием, когда мышцы полностью расслаблены. К тому же существует множество методик вправления вывиха в зависимости от того, какой сустав поврежден. Именно поэтому такие манипуляции должны совершаться только в клинике и только квалифицированными специалистами.

Важно помнить: вывих — травма, которая не проходит и не «заживает» самостоятельно. Главный принцип оказания первой помощи состоит в том, что чем быстрее вы обратитесь за помощью к врачу, тем меньше вероятность осложнений и отдаленных негативных последствий полученной травмы.

Источник

Тема: «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создать условия для изучения и закрепления знаний учащихся об основных видах травм, связанных с опорно-двигательной системой и способами оказания первой медицинской помощи (ПМП), для развития способности анализировать, делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

— познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами;

— ввести соответствующие понятия; рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов;

— сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации; изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших);

— обобщить знания учащихся об опорно-двигательной системе; на основе знаний о составе костей выяснить причины переломов у различных возрастных групп.

Коррекционно — развивающие:

— корректировать и развивать мыслительную деятельность учащихся (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей) при работе с дидактическим и наглядным материалом, работе с учебником;

— корригировать внимание, переключение внимания, увеличение объёма внимания путём выполнения различных заданий;

— корректировать и развивать связную устную речь учащихся через составление ответов на вопросы, знакомство с новыми терминами и понятиями;

— активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы;

— коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы при самостоятельной работе и работе в парах;

— способствовать сохранению здоровья учащихся через проведение динамических пауз, осуществление контроля посадки учащихся, созданию оптимального воздушно — светового режима.

Воспитательные:

— воспитание бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других;

— учить работать в группе, прислушиваться к мнению других, толерантности.

Методы обучения: частично-поисковый, практический.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, в парах, в группах.

Оборудование: мультимедийная презентация, инструктивные карты, карточки-задания, простейшие шины, бинты, косынка, учебник.

Ход урока

Формируемые

УУД

I.

Оргмомент

Предлагаю определить готовность к уроку, создаю положительный настрой на урок.

Проверяют оформление рабочего места. Определяют готовность к уроку.

II.

Актуализация ранее изученного материала.

(прием «Горячий стул»)

(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятия, термины (позвоночник, сустав, череп, лопатки, грудина, бедренная кость и т.д.). Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)

Это заставляет учащихся вспомнить ранее изученный материал, развивает речь, память, учит выслушивать друг друга, оценивать свои знания.

вспоминают строение и состав костей скелета и типы соединения костей. Отвечают на вопросы, выслушивают ответы одноклассников, если нужно дополняют ответы

Читайте также:  После вывиха пальца появилась опухоль

III.

Целепологание мотивация

Предлагаю учащимся задание, с помощью которого дети сами определяют тему и задачи урока. Называю тему урока и предлагаю ученикам определить цели урока:

1. Знать:

2. Уметь:

Научиться:

Проговариваю все предложенные учащимися варианты, анализирую и оставляю нужные.

Мотивирую работу учащихся, объявляя о том, что сегодня оцениваем себя за то, как слушаем, говорим, отвечаем, выполняем практическую работу.

Приложение2

Выбираю этот прием потому, что он развивает мышление, речь, умение ставить цели.

Это настраивает на работу, повышает активность учащихся.

Выполняют предложенное задание, выводят тему и задачи урока. Записывают тему урока в тетради.

Определяю уровень мотивации к активной деятельности с целью получения более высокой оценки.

Регулятивные:

  • целеполагание,

  • планирование,

  • прогнозирование

  • волевая саморегуляция

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью

Познавательные

общеучебные:

  • самостоятельное выделение познавательной цели

  • моделирование

  • выбор оптимальных способов решения задач

  • умение строить речевое высказывание

IV

Изучение нового материала. Первичное усвоение материала.

Осознание и осмысление.

Предлагаю работу в группах по инструктивным картам.

Предлагаю группам выступить, остальным — слушать и заполнять таблицу.

Приложение 3

Работают все учащиеся, самостоятельно достигают цели, есть выбор ученика в деятельности (рассказывать, практически показывать).

Развивается речь, толерантность, умение выслушивать других.

Работают в группах по инструктивным картам.

Выступают группы по заданию. Остальные слушают и заполняют таблицу.

Познавательные

общеучебные:

  • поиск информации

  • моделирование

  • умение строить речевое высказывание

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  • смысловое чтение

логические:

  • анализ

  • синтез

  • сравнение

  • подведение под понятия

  • установление причинно-следственных связей

  • доказательство

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция

V.

Физминутка

Провожу динамическую паузу

Учащиеся вместе со мной выполняют упражнения

VI.

Закрепление изученного материала

Предлагаю выполнить практическую работу:

задания-задачи с последующей защитой ответов;

Работа в группах.

Предлагаю группам защитить свои ответы.

Предлагаю учащимся выполнить тест «Первая помощь при растяжениях, вывихах, переломах»

Приложение 4

Приложение 5

Участие всех учащихся, выбор различной деятельности, развитие мышления, памяти.

Закрепление знаний.

Выполняют:

-задания-задачи для последующей защиты ответов; Работают в группах. Читают задачи и защищают ответы. Учатся накладывать шину, тугую давящую повязку, фиксирующую повязку

Выполняют тест, проводят взаимопроверку и оценивают знания друг друга

Регулятивные:

  • оценка достижения планируемых результатов

  • коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой

  • волевая саморегуляция

Познавательные:

  • рефлексия способов и условий действий

  • контроль и оценка способов и результатов действий

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью

VI.

Задание на дом.

Предлагаю выбрать один из вариантов:

подготовить устный ответ;

практически упражняться в наложении шин, повязок и других приемах оказания первой помощи.

Представляется выбор для ученика закрепить дома то, что еще недостаточно закреплено на уроке.

Выбирают один из вариантов и записывают в дневник.

VII

Рефлексия.

Предлагаю вопросы:

— С каким настроением вы пришли на урок?

— С каким уходите?

— Что полезного вы узнали на уроке?

— Достигли ли вы своей цели?

— Что бы вы хотели попробовать выполнить еще раз?

— Что изменить?

— Что бы вы пожелали друг другу?

Развивает самооценку, умение делать анализ.

Отвечают на вопросы.

Приложение 1

Вопросы к Экспресс — опросу:

  1. Найдите кости верхней конечностей и расположите их по порядку сверху вниз: локтевая кость, лобная кость, грудная клетка, предплюсна, пястье, бедренная кость, плечевая кость, позвоночник, плюсна, большая берцовая кость, фаланги пальцев кисти, запястье, малая берцовая, лучевая кость.

  2. Что общего между этими костями: бедренная кость, большая берцовая, малая берцовая, предплюсна, плюсна, фаланги пальцев стопы.

  3. Исключи лишнее и объясни своё решение: лобная кость, грудная клетка, теменная кость, плечевая кость, затылочная кость, височная кость, клиновидная кость,

  4. К какому отделу относятся следующие кости:

Затылочная

Лопатка

Плечевая

  1. Найдите в тексте ошибки: кости растут в длину за счёт надкостницы, органические вещества придают костят упругость и эластичность.

  2. Какой тип соединения костей мы увидели в видеофрагменте? Какие ещё типы соединения костей вам известны?

  3. Найдите в тексте ошибки: позвоночник человека образован 40 позвонками, шейный отдел 12 позвонков, грудной отдел 7 позвонков, поясничный отдел — 5 позвонков, крестцовый отдел — 5 сросшихся позвонков, копчиковый отдел 4-5 позвонков.

Приложение 2

Предложенные слова распределите на две группы по смыслу: неподвижное соединение, надкостница, губчатое вещество, костный мозг, полуподвижное соединение, шина, тугая давящая повязка, подвижное соединение, бинт, йод.

Что у нас лишнее? Подумайте о чём мы сегодня на уроке будем говорить? Какая тема урока? Какие задачи должны решить сегодня на уроке?

Приложение 3

Инструктивная карта

1.Внимательно прочтите текст.

2.Определите вид повреждений.

3. Определите симптомы этого повреждения.

4. Определите меры первой помощи.

5. Занесите данные в таблицу ( в тетради ).

Вид повреждений

Симптомы

Меры первой помощи

Переломы.

Полное или частичное нарушение целостности кости называют переломом. Если кожные покровы и мышцы при этом не нарушены, переломы относят к закрытым, а если нарушены — к открытым. Отличить перелом от ушиба бывает достаточно сложно. Признаки, указывающие на наличие перелома, следующие: острая боль при попытках изменить положение поврежденной части тела, появление подвижности в тех местах, где ее не должно быть.

При открытых переломах вначале надо остановить кровотечение и обработать рану, наложить повязку. Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, так как отломанные концы костей могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносный сосуд, повредить нерв. Пострадавшей части тела надо придать неподвижность, то есть зафиксировать ее.

Если повреждена рука или нога, на нее накладывают шину . Для этого используют либо специальные медицинские шины, либо подручные средства — дощечки, картон. Шина должна захватывать не менее двух соседних суставов. Шину накладывают со стороны нетравмированных участков тканей. Под шиной должна быть мягкая ткань — вата или одежда. Накладывать шину на голое тело нельзя. Прибинтовывается шина не очень плотно: она не должна давить на поврежденную поверхность.

При переломе костей плеча, предплечья и кисти целесообразно руку согнуть в локте и помимо шины зафиксировать руку косынкой. Можно концы косынки обвязать вокруг шеи и положить в нее руку с шиной. Если нет косынки, можно полу пиджака со стороны пораженной руки прикрепить булавкой к лацкану пиджака и в образовавшуюся складку положить руку.

Первая помощь при повреждении черепа и позвоночника.

В таких случаях пострадавшего лучше всего совсем не трогать, а медпомощь вызвать на место происшествия. При подозрении на перелом позвоночника больного очень осторожно укладывают вниз лицом на твердую прочную поверхность: широкую доску, лист фанеры и т. п. Под голову и плечи укладывают матерчатые валики. При подозрении на перелом костей черепа пострадавшего укладывают на носилках, голову фиксируют валиком из одеяла или одежды, уложенным вокруг головы в виде подковы.

Читайте также:  Вывих в щиколотке лечить

Первая помощь при переломах грудной клетки и ключицы.

Если повреждена ключица или лопатка, руку с поврежденной стороны подвешивают на косынку, а в подмышечную впадину вкладывают небольшой валик из ваты или любой ткани. При подозрении на перелом грудной клетки пострадавшего просят сделать глубокий вдох, а затем дышать неглубоко и туго перебинтовывают грудную клетку.

Инструктивная карта

1.Внимательно прочтите текст.

2.Определите вид повреждений.

3. Определите симптомы этого повреждения.

4. Определите меры первой помощи.

5. Занесите данные в таблицу ( в тетради ).

Вид повреждений

Симптомы

Меры первой помощи

Первая помощь при растяжении связок.

При травмах, насильственных или неловких движений, когда смещение костей в суставе больше допустимой величины или не соответствует обычному направлению, происходит повреждение и растяжение связок. Вокруг поврежденного сустава вскоре развивается припухлость и возникает сильная боль. Нередко это сопровождается повреждением кровеносных сосудов и кровоизлияниями. При растяжении поврежденный сустав необходимо охладить пакетом со льдом или снегом, а если такой возможности нет, подойдет просто мокрая ткань. Через 10-15 минут сустав должен быть туго забинтован, а пострадавший отправлен в больницу.

Инструктивная карта

1.Внимательно прочтите текст.

2.Определите вид повреждений.

3. Определите симптомы этого повреждения.

4. Определите меры первой помощи.

5. Занесите данные в таблицу ( в тетради ).

Вид повреждений

Симптомы

Меры первой помощи

Первая помощь при вывихах суставов.

При значительных резких движениях в суставах дело не ограничивается растяжением связок. В этих случаях возможно смещение концов костей, образующих сустав, — вывих: головка одной кости может частично или полностью выйти из суставного углубления другой. В результате нарушения суставных поверхностей. Малейшее движение вызывает в поврежденном суставе острую боль. Доврачебная помощь должна заключаться в применении холода, обеспечении полного покоя поврежденной конечности и немедленной доставке пострадавшего в больницу.

Приложение 4

Практическая работа. Итак, вам предстоит реализовать свои знания. Из каждой команды выбирается один условно пострадавший, который получает карточку с описанием повреждения. Пострадавшие попадают в другие команды и пытаются изобразить в пределах возможностей травму.

Оборудование: на столах перевязочный материал, шины из различного материала.

Задания группам.

1 -я группа — Окажите первую помощь пострадавшему с вывихом в локтевом суставе.

2- я группа — Пострадавший жалуется на боль в предплечье. Из раны торчат осколки кости. Больной периодически теряет сознание. Определить тип повреждения. Оказать помощь.

3 — я группа — На перемене, сбегая по лестнице, ученик подвернул ногу и почувствовал острую боль в области голеностопного сустава.

Приложение 5

Тест

Выберите верные утверждения.

Если вы согласны с утверждением — ставите цифру 1, если не согласны — 0. (Индивидуальная работа в тетрадях.)1. Перелом — это выход суставной головки из суставной впадины. (0.)

2. Вывихи вправляют при оказании первой медицинской помощи. (0.)

3. Резкая боль, припухлость, невозможность движений, деформация конечности — признаки перелома. (1.)

4. Наложение холода и тугой повязки — это первая помощь при растяжении связок. (1.)

5. При повреждении позвоночника человека нужно уложить на спину, под голову положить валик и отправить его в больницу. (0).

Оценки:

— 5 правильных ответов — «5»;

— 4 правильных ответа — «4»;

— 3 правильных ответа — «3».

1. КРОССВОРД

1. Осевой скелет туловища.

2. Часть позвоночника, создающая опору тазу.

3. Подвижное соединение костей в скелете.

4. Часть скелета, образованная большим количеством мелких костей.

5. Элемент скелета.

6. Кость плечевого пояса, лежащая среди мышц спины.

7. Часть тела, скелет которой образован большой и малой берцовыми костями.

8. Кости, образующие позвоночник.

9. Часть грудной клетки.

  1. Опорная структура организма.

Первая помощь при повреждениях скелета.

Отечность, резкая боль, нарушение функций сустава

Иногда кровоизлияние.

Тугое бинтование сустава;

Холод на место повреждения;

Доставить в лечебное учреждение.

Вывих суставов

Резкая боль в суставе;

Конечность в неестественном положении;

Движения в суставе затруднены или невозможны.

Обеспечить неподвижность месту повреждения;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение

Переломы костей

Резкая боль;

Изменение положения формы, иногда длины конечности;

Нарушение функций конечности;

Появление отечности и кровоподтека.

Полная неподвижность

поврежденной части тела;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение.

Самоанализ урока

Тема урока «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей». 4 урок в теме «Опора и движение». Тип урока — комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с основными видами травм, связанных с опорно-двигательной системой и способами оказания первой медицинской помощи (ПМП).

Задачи:

Образовательные:

— познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами;

— ввести соответствующие понятия; рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов;

— сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации; изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших);

— обобщить знания учащихся об опорно-двигательной системе;

— на основе знаний о составе костей выяснить причины переломов у различных возрастных групп.

(для достижения образовательных задач было организовано повторение пройденного, самостоятельная работа в группах, практическая работа).

Коррекционно — развивающие:

— корректировать и развивать мыслительную деятельность учащихся (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей) при работе с дидактическим и наглядным материалом, работе с учебником;

— корригировать внимание, переключение внимания, увеличение объёма внимания путём выполнения различных заданий;

— корректировать и развивать связную устную речь учащихся через составление ответов на вопросы, знакомство с новыми терминами и понятиями;

— активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы;

— коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы при самостоятельной работе и работе в парах;

— способствовать сохранению здоровья учащихся через проведение динамических пауз, осуществление контроля посадки учащихся, созданию оптимального воздушно — светового режима.

(развивающие задачи достигались за счёт применения ТСО, решения биологических задач, выполнения практической работы, работа в группах, проговаривание полного ответа на вопрос).

Воспитательные:

— воспитание бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других;

— учить работать в группе, прислушиваться к мнению других, толерантности.

(воспитательные задачи решались на протяжении всего урока — умение слушать своих одноклассников, работа в группах).

Краткая характеристика класса: в 8а классе обучается 15 человек, уровень усвоения учебного материала средний и ниже среднего, работоспособность на среднем уровне, проявляют интерес к предмету.

Структура урока соответствует типу урока.

Этапы урока.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Тема, цели урока.

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление нового материала.

  5. Проверка усвоения материала.

  6. Итог урока

  7. Рефлексия.

  8. Домашнее задание.

Методы обучения: частично-поисковый, практический.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, в парах, в группах.

На уроке прослеживаются межпредметные связи с ОБЖ.

Физминутки, смена видов деятельности, доброжелательная обстановка на уроке обеспечивали комфортную психологическую среду на уроке.

Урок достиг поставленных целей и имеет свои практические результаты.

Источник