Профилактике нарушения осанки плоскостопия остеопороза
Юлия Синчинова
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста
Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильную осанку дошкольникахарактеризуют следующие признаки: голова и туловище держаться прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной части есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу.
В дошкольном возрасте наиболее часто встречаются такие патологии опорно-двигательного аппарата, как нарушение осанки, плоскостопие, врожденная косолапость, деформация грудной клетки, искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиоз, чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифоз) и в поясничном отделе (лордоз).
Причины развития неправильной осанки и ее дефектов много гиподинамии, недостаточные развития мышц спины, живота, бедер, шеи, груди,удерживающих позвоночник в нужном положении: ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычка детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.
Основным средством формирования правильной осанки и коррекции нарушений являются занятия физическими профилактическими упражнениями.
В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования осанки и профилактики ее нарушений являются гимнастические упражнения с различными предметами (резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др.) Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа, сидя на стуле.
Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых(40-50 сек)
с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.
Упражнения лучше включать в комплексы умеренной и оздоровительной гимнастики, но можно выполнять отдельно.
Задача состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц — тогда они смогут долгое время удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.
Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые в вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены) и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, кубик, резиновое кольцо).
Упражнения для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений:
— прогибание спины с обручем и мячом в руках
— наклоны в стороны с обручем за спиной
— приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках
— наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой
— наклоны назад с разведением рук в стороны
— поднимание ног вверх лежа на спине.
— ползание на четвереньках
— ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки
Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия:
— ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке)
— ходьба на носках и пятках, наружных краях стоп
— ходьба по гимн. палке и канату
-захватывание мяча ногами
— собирание мелких предметов пальцами ног
— катание обручей мяча пальцами ног
— ходьба правым и левым боком по гимнастической скамейке, обхватывая ее края пальцами ног
— собирание пальцами ног лежащей на полу скакалки, веревки, платочки.
Источник
Активная физическая деятельность – одно из главных условий гармонично развитого человека.
При постоянной физической нагрузке у человека развивается костный аппарат, увеличивается мышечная масса, улучшается состояние кровеносной и пищеварительной систем.
Но часто люди двигаются значительно меньше, чем это необходимо, и у них развивается гиподинамия.
Гиподинамия – заболевание, которое развивается при недостатке двигательной активности.
Симптомы гиподинамии:
— Повышенная утомляемость
— Увеличение массы тела
Ослабление работ сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем
Осанка
Осанка – это привычное положение тела при ходьбе или в покое. При правильной осанке плечи человека находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые, мышцы хорошо развиты, походка легкая. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов.
Заболевания, спровоцированные неправильной осанкой
Сутулость (дугообразный кифоз). Для ее выявления необходимо измерять расстояние между плечами спереди и со спины. Если оно примерно одинаковое, то нет патологии. А если расстояние со стороны спины значительно превышает расстояние спереди, то у человека кифоз
Лордоз. Проявляется в деформации позвоночника и характеризуется болями в пояснице. Тело при ходьбе немного запрокидывается назад. Лордоз определяют, становясь к стене так, чтоб к ней прикасались только лопатки, плечи и ягодицы. В цель между поясницей и стеной в норме должна проходить только ладонь, идущая параллельно стене. Если же проходит кулак, то осанка нарушена.
Сколиоз – боковое искривление позвоночника. Происходит искривление грудной клетки, плечи и лопатки находятся на разных уровнях. Уменьшается подвижность позвоночника, и могут возникать боли в его грудном отделе. Для определения сколиоза смотрят на уровни плеч и углов лопаток, на размеры треугольников между туловищем и опущенными руками
Правила предупреждения заболеваний, провоцированных неправильной осанкой
Для того чтобы такие заболевания не развивались, в первую очередь необходимо следить за своей осанкой. Нужно не сутулиться при ходьбе, носить учебники в рюкзаке за спиной, а не в сумке на 1 плечо.
Во время работы надо сидеть прямо и держать ноги под прямым или тупым углом, они должны упираться в пол. Расстояние между грудью и партой должно составлять ширину ладони. При сидении человек должен занимать весь стул, локти держать на столе.
Систематические занятия спортом способствуют развитию гибкости позвоночника и формированию правильной осанки.
Проверка гибкости позвоночника
Для того чтобы проверить гибкость позвоночника, необходимо встать на ступеньку лестницы или на небольшую подставку. После чего необходимо, не сгибая колени, наклониться вперед и постараться достать руками нижнего края опоры, и, по возможности, наклониться ниже ее. После этого измерять расстояние от кончика среднего пальца до той поверхности опоры, на которой стоит человек. Для мальчиков результат хороший, если это расстояние составляет 6 – 9 см, для девочек – 7 – 10 см. Если же кончики средних пальцев не дотягиваются до опоры, то можно говорить о недостаточной гибкости позвоночника.
Плоскостопие
В норме у человека средняя часть стопы немного приподнята – образуется свод стопы. Это смягчает движение при ходьбе или при прыжках.
При плоскостопии свод стопы уплощается, и нога соприкасается с землей практически всей поверхностью. Развитие плоскостопия связано с ношением слишком узкой обуви или обуви на слишком высоком каблуке.
Если у человека развивается плоскостопие, он ощущает быструю утомляемость ног, боль в области щиколоток, голени, поясницы.
Меры предупреждения плоскостопия:
— Ходьба босиком
— Ходьба на цыпочках
— Ходьба на внешней стороне стопы
— Ходьба на внутренней стороне стопы
— Попеременное сжимание пальцев стопы
— Бросок небольшого предмета пальцами стопы
— Занятие плаванием и различными спортивными играми
Для определения плоскостопия берут белый лист бумаги, кладут его на пол, смазывают ногу жирным кремом и становятся на лист белой бумаги (см. Рис. 6).
На образовавшемся следе соединяют крайние точки со стороны большого пальца и пятки прямой линией. Затем находят среднюю точку (М), и проводят перпендикуляры (АВ, МD).
Точку пересечения MD со следом обозначают буквой С. И отрезок CD делят на АВ. Если результат больше, чем 0,33, то у человека плоскостопие.
Обратитесь к врачу, не занимайтесь самолечением.
Источник
Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.
В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной системы, патологии органов зрения.
ОСАНКА – это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном костей скелета.
ПЛОСКОСТОПИЕ. Стопа – орган опоры и передвижения. Обнаружение плоскостопия требует особого и своевременного внимания, даже в самых начальных формах. Проявление плоскостопия может сопровождаться жалобами ребенка на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость во время длительных прогулок. Уплощение стоп может приводить к нарушению осанки и искривлению позвоночника.
Причины и факторы, способствующие нарушениям осанки:
- Нерациональный режим (раннее усаживание ребенка раннего возраста в подушки, ношение ребенка постоянно в одной руке, преждевременное (минуя стадию ползания) начало обучения ходьбе, привычка во время прогулок постоянно держать ребенка за одну и ту же руку.
- Частые хронические заболевания, продолжительная болезнь ребенка (гипотония мышц, рахит, пороки развития позвоночника, близорукость, косоглазие, туберкулез и т.д.).
- Неправильная поза, с использованием инвентаря, не отвечающего возрастным особенностям детей, при выполнении различных видов деятельности (рисование, работа на земельном участке и т.д.). Неправильный подбор мебели, сильно высокий или низкий стол.
- «Вредные привычки»:
- сидеть горбясь,
- стоять с упором на одну ногу,
- ходить с наклоненной вниз головой, опущенными и сведенными вперед плечами,
- рисовать, рассматривать картинки, читать лежа на боку (особенно при длительном постельном режиме в период болезни).
- Неправильная организация ночного сна детей (узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки); привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело, поджав ноги к животу, влечет нарушение кровообращения и нормального положения позвоночника.
- Однообразные интенсивные движения:
- отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате;
- прыжки на одной и той же ноге (игра в «классики»);
- длительная езда на велосипеде, особенно при занятии таким видом спорта (человек сидит за рулем велосипеда с резко согнутым корпусом и наклоненной вперед головой);
- занятия только боксом без общей физической подготовки – поднимаются плечи, корпус несколько нагибается вперед, в результате чего образуется сутулая осанка;
- при распашной гребле и гребле на каноэ.
- Перетягивание живота в верхней его части тугими резинками, поясами – этим вызываются изменения во внутренних органах брюшной полости, нарушается правильное, глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих позвоночник и препятствующих его деформации.
- Понижение слуха на одно ухо (человек, желая получше слышать, все время склоняет или поворачивает голову к говорящему).
- Нарушение обмена в соединительной ткани, к которым часто имеется наследственная предрасположенность.
Профилактика плоскостопия
- Укрепление мышц, поддерживающих свод стопы (ходьба босиком по неровному, но мягкому грунту (песок, земля). В ежедневную утреннюю гимнастику вводят ряд упражнений (ходьба на носках, пятках, внешнем крае стопы и т.д., плавание).
- Ношение рациональной обуви:
- соответствие обуви длине и ширине стопы;
- иметь широкий носок и широкий каблук (для дошкольников 0,8 см, для младших школьников 1-2 см);
- иметь эластичную подошву;
- двух-трехлетним менять обувь на большую 2-3 раза в год, каждый раз на номер больше, четырех-шестилетним – два раза;
- не допускать, чтобы ребенок ходил постоянно в кедах, кроссовках, резиновой обуви; стелька – супинатор.
- Ограничение нагрузки на нижние конечности.
- Воспитание правильной походки (при ходьбе и стоянии носки смотрят прямо вперед, нагрузка приходится на пятку, 4 и 5 пальцы, внутренний свод не опускается).
Профилактика нарушений осанки
- Необходима правильная организация общего и двигательного режима.
- Контроль за осанкой ребенка в течение всего дня (использовать коррекционные стены в группах).
- Воспитывать правильные привычные позы при занятиях игрушками и во время сна (опасна поза «калачиком»). Правильная поза во время сна – прямое симметричное положение туловища.
- Постель должна быть жесткой, подушка плоской.
- Менять позы во время проведения занятий (стоя, сидя, лежа).
- Физминутка – одно из ценных мероприятий в борьбе с утомляемостью детей и длительной нагрузкой на позвоночник.
Исправление различных видов нарушений осанки – процесс длительный, поэтому легче предупредить заболевание, чем лечить. По данным НИИТО, 30-40% дошкольников имеют нарушения осанки, а среди школьников – 90%. Значит, именно в детском саду надо начинать профилактику и лечение нарушений осанки и плоскостопия.
Источник
Правильная осанка – эталон человеческой красоты. Однако сегодня показатель страдающих болезнями нарушения осанки и сопутствующего заболевания – плоскостопия – превысил 50%.
Осанка
Осанка – манера держать себя в вертикальном, физиологически правильном положении. Тело связывается и управляется системой рефлексов, сохраняется сагиттальная и фронтальная плоскость позвоночника. Симметрично расположены голова, нижние конечности, плечевой пояс, грудина.
При правильной осанке костно-мышечный аппарат ребенка получает равномерно распределенную нагрузку.
Скелет не деформирован, голова ровная, грудная клетка и плечи расправлены, живот втянут. Форма ног нормальная, сопровождается плавной походкой. Когда ребенок или взрослый сидит, спина прямая, без патологических изгибов.
Степени нарушения осанки
- Степень первая — тонус мышц подвергается переменам, дефекты скелета отсутствуют.
- Степень вторая – нарушение функций и структуры позвоночного столба.
- Степень третья – по всей длине позвоночника отмечаются устойчивые изменения. Страдают межпозвоночные хрящи.
Причины и диагностика отклонений
В 9 случаев из 10 нарушение осанки диагностируется как приобретенное заболевание. Возникновение недуга является следствием неблагоприятной социально-гигиенической и санитарной среды. Страдают от него в основном дети астеники. Факторы, способствующие нарушению осанки у ребенка, могут быть разными: слабое мышечное развитие из-за недостатка физической нагрузки, ношение рюкзака на одном и том же плече, несоответствие школьной мебели параметрам ребенка, неправильное освещение в классной комнате или квартире. Это приводит к патологическому изменению положения тела.
Искажение осанки встречается и во взрослом возрасте. Причинами становятся патологии костей и мышц.
Врачи вертебрологи относят их к дегенеративно-дистрофическим заболеваниям позвоночника: остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков, противоболевой сколиоз, радикулит.
Для определения нездоровой осанки в домашних условиях существуют несколько простых, высокоэффективных способов диагностики:
- Ребенок подходит к стене, держа спину ровной. Становится ровно параллельно вертикальной поверхности. Проверьте наличие щели между туловищем и спиной, используя зеркало. При отсутствии отклонений размер пространства не превышает 2-4 см. Увеличение или уменьшение параметра нормы указывает на неправильную осанку.
- Прощупайте шейный позвонок вашего ребенка, отходящий от задней поверхности дуги позвоночника. В медицинской практике, он имеет название остистый отросток (C7). Используйте грузило, связанное с тонкой веревкой. Верхушку приложите к позвонку ребенка и определяйте с помощью данного маяка отклонение линии позвоночного столба. Если маяк отклоняется от вертикального положения на уровне ягодичной области, это указывает на наличие сколиоза.
- Отклонение лопаток кверху при согнутой спине характерно при заболеваниях позвоночника. Рекомендуется консультация ортопеда для проведения дополнительной диагностики осанки.
Заболевания, спровоцированные неправильной осанкой
Признаки неправильной осанки: ощущение физической слабости, усталость, недомогание, искажение хребта. Из внешних факторов: асимметрия плечевого пояса, сжатость грудной клетки, выпячивание живота. Часто наблюдается опущение головы и шеи вниз.
Кифоз характеризуется изменениями позвонка. У ребенка: в связочном аппарате связки неэластичны, вытянуты. Данный процесс провоцирует заметное увеличение физиологического изгиба спинного хребта в грудной области.
Особенностью при лордозе является аномальная искривленность позвоночника в отделе поясницы. У ребенка: шейная дуга уменьшена, живот сильно выпячен вперед. У детей до 7 лет данные изменения встречаются часто, по причине слабо развитых мышц живота.
Признаками сколиоза являются неравномерность плеч, лопаток и области таза. Наблюдается появление промежутков между внутренней и наружной поверхностью рук, опущенных вниз, и боковых граней туловища.
Заболевания, сопутствующие нарушению осанки: плеврит, туберкулез, остеомиелит и полиомиелит, остеохондропатия, плоскостопие, ожирение, гипотрофия, рахит (дефицит витамина Д).
Если ребенок страдает астигматизмом, тугоухостью, близорукостью, дальнозоркостью, косоглазием, он принимает нерпавильное положение тела из-за своего состояния здоровья. Это приводит к дефектному развитию осанки.
Плоскостопие
Плоскостопие — заболевание костно-мышечной системы. Это трансформация стопы с характерным понижением ее свода.
Виды и специфика проявления
Различают два основных типа: поперечный и продольный. В тяжелых случаях развития плоской стопы, встречается третий тип – смешанный.
В большинстве случаев у ребенка диагностируется поперечное плоскостопие, совмещенное с другими заболеваниями трансформации и деформации стоп (приблизительно 55%). Продольный тип возникает приблизительно в 29% случаев. Данные типы плоскостопия имеют название «статическое».
Продольное плоскостопие характеризуется снижением длины продольного свода стопы у ребенка. Основным параметром является снижение промежутка между полом и стопой по внутреннему ее краю. При продольном типе заболевания характерен износ обуви с внутренней поверхности ботинка по длине подошвы.
Поперечное плоскостопие характеризуется снижением длины поперечной стороны свода стопы у ребенка. Причина – в расхождении костей. Средний и большой палец деформируются. Форма пальцев имеет молотообразный вид. Отмечают появление костного уплотнения в форме шишки, вызывающие резкую боль при ходьбе.
Причины возникновения
Провокаторы плоской стопы у взрослых:
- Беременность.
- Тяжелый физический труд, работа на производстве.
- Ожирение.
- Генетика (унаследование болезни).
- Обувь низкого качества неподходящих параметров.
- Слабая костно-мышечная система.
Последние четыре причины характерны и для недуга у детей.
Рахит (недостаток в организме витамина Д ) может стать следствием развития плоскостопия у ребенка.
Перенесенный полиомиелит часто является последствием паралитического плоскостопия.
Травматическое вид недуга сопровождается переломами нижних конечностей.
Как влияет плоскостопие на осанку?
Плоскостопие оказывает пагубное влияние на опорно-двигательную систему ребенка, вследствие чего изменяется тонус мышц, происходит нарушение костных и хрящевых элементов позвоночника. В совокупности с неправильным образом жизни нарушается физиологически правильная осанка.
Профилактика нарушения осанки и возникновения плоскостопия
Эти недуги требуют качественного, комплексного лечения. Бороться с сопутствующими заболеваниями следует одновременно, регулярно выполняя корректирующую гимнастику и массаж. В этом заключается основа терапии и профилактики.
Помощниками станут: занятия плаваньем, активный образ жизни и здоровое питание (диетический стол).
Людям с плоской стопой необходимо подбирать правильную, высококачественную обувь, сделанную из натуральных материалов (высокий каблук – под запретом). Хорошо подойдут теплые ванночки для ног с последующим массажем ступней.
Нужно ходить на прямых ногах по песку или траве, это поможет при профилактике и лечении плоскостопия. Во время данного упражнения должна работать вся ступня, от носка до пятки. Это даст быстрый положительный результат.
Нарушение осанки и плоскостопие развиваются мгновенно. Если вы обнаружили у себя или своего ребенка один из симптомов, найдите время и обязательно запишитесь на консультацию к врачу.
Лучше всего поддаются лечению начальные формы искривления позвоночника, нарушений осанки и плоскостопия.
Источник