Растяжение связок вывих суставов переломах костей
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
Цели урока — Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научить различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; — определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; — научить оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы;
3 слайд
Описание слайда:
В различных житейских ситуациях внезапно происходят несчастные случаи.
4 слайд
Описание слайда:
Повреждения костей и суставов является распространенным видом травм. Механические Химические Психологические Травмы
5 слайд
Описание слайда:
Каждый человек обязан уметь оказать пострадавшему доврачебную помощь: 1. Сохранить жизнь 2. Свести к минимуму возможные последствия происшествия 3. Способствовать выздоровлению
6 слайд
Описание слайда:
1 группа – специалисты по ушибам 1. Что такое ушиб? 2. Перечислите симптомы этого вида трамвы? 3.Какую доврачебную помощь нужно оказать пострадавшему? 4. Практическое задание: окажите первую помощь пострадавшему с данным повреждением скелета (ушиб кисти).
7 слайд
Описание слайда:
Ушибы – закрытое повреждение тканей и органов от удара тупым предметом Боль Отек Гематома Оказание ПМП: 1.Холод 2.Холодная вода 3.Ложка 4.Мазь Симптомы:
8 слайд
Описание слайда:
Виды ушибов и первая помощь
9 слайд
Описание слайда:
2 группа – специалисты по растяжению связок 1. Каковы причины растяжения связок? 2. Назовите признаки, по которым мы можем определить, что у пострадавшего растяжение связок? 3. Перечислите меры первой помощи при растяжении связок 4. Практическое задание: окажите первую помощь пострадавшему с данным повреждением скелета (растяжение связок голеностопного сустава)
10 слайд
Описание слайда:
Как оказать помощь: Наложение Тугой повязки Приложить холод Обеспечить покой
11 слайд
Описание слайда:
Внешний вид конечности при растяжении связок
12 слайд
Описание слайда:
3 группа – специалисты по вывихам сустава 1. Что такое вывих? 2. Назовите признаки, по которым мы можем определить, что у пострадавшего вывих? 3. Перечислите меры первой помощи при вывихе 4. Практическое задание: окажите первую помощь пострадавшему с данным повреждением скелета (вывих локтевого сустава)
13 слайд
Описание слайда:
Вывих локтевого сустава Вывих фаланги пальца Вывих коленного сустава
14 слайд
Описание слайда:
Обеспечьте поврежденной части покой Наложите лед или холодный компресс Мягкая давящая повязка Косыночная повязка Как оказать первую помощь при вывихе?
15 слайд
Описание слайда:
Вид сустава при вывихе Вывих и первая помощь
16 слайд
Описание слайда:
4 группа – специалисты по переломам 1. Что называется переломом? 2. Какие виды перелома вам известны? 3. Перечислите меры первой помощи при переломах 4. Практическое задание: окажите первую помощь пострадавшему с данным повреждением скелета (закрытый перелом лучевой кости)
17 слайд
Описание слайда:
Открытые Рана вызвана травмирующим фактором или костным обломком, сопровождается кровотечением Закрытые Кожа в зоне перелома не повреждена; припухлость в близлежащих тканях имеет местный характер Переломы
18 слайд
Описание слайда:
Перелом может быть в виде трещины или полного перелома костей. Простой — трещина Тип «зеленой веточки», у детей Осколочный
19 слайд
Описание слайда:
Чем вызваны переломы? При падении на руку сила передается на ключицу, что и приводит к её перелому. Прямой удар в грудь может привести к перелому ребра
20 слайд
Описание слайда:
Иммобилизация верхней конечности с помощью подручной шины при переломе предплечья
21 слайд
Описание слайда:
Другие переломы Такой валик используется при травмах головы Так фиксируются сломанные пальцы Так поступают при переломе ключицы При сломанных ребрах, туго бинтуют грудную клетку При переломе позвоночника пострадавшего осторожно укладывают на ровную доску
22 слайд
Описание слайда:
Оказание первой помощи Шина Холод Покой
23 слайд
Описание слайда:
Виды повреждения скелета Растяжение связок Вывихи Переломы Боль, отечность тканей, деформация конечности Нарушение целостности кости Обездвиживание (иммобилизация) Боль, припухлость сустава, посинение, ограниченность движений из-за боли Растяжение или разрыв связок при травме сустава Мягкая фиксирующая повязка на сустав. Холод на область сустава Из-за разрыва или растяжения суставной сумки головка кости выходит из ямки сустава Резкая боль, ограничение движений сустава и опухоль Обездвиживание (иммобилизация). Холод на область сустава Бережно доставить пострадавшего в ближайший травмпункт
24 слайд
Описание слайда:
Обязанность оказывающего первую помощь. Быстро оценить ситуацию Определить причину травмы Создать покой Холод Наложить шину, повязку Сообщить учителю, родителю, 03.
25 слайд
Описание слайда:
Биологические ситуации 1. Мальчик после падения с дерева стал жаловаться на боль в плечевом суставе. Он все время поднимал больную руку и плакал. Всем было ясно, произошла травма. Какой бы вы поставили диагноз?
26 слайд
Описание слайда:
Биологические ситуации 2. Катя и Ира, ученицы 5 класса. Когда они поднимались по школьной лестнице, чтобы пройти в школьную библиотеку, навстречу им бежали шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что случайно толкнули девочку. Ира упала и подвернула руку. От боли она заплакала. Рука болела так, что ею нельзя было пошевелить. Определите вид травмы и предложите меры первой помощи.
27 слайд
Описание слайда:
Биологические ситуации 3.Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».Алла развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Алла упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильная. Девочка, прихрамывая, пошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Аллу. Они не знали, что делать.
28 слайд
Описание слайда:
Биологические ситуации 4 Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болела кисть. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.
29 слайд
Описание слайда:
Дополнительные вопросы на закрепление 1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте? 2. Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? 3. Что такое «привычный вывих»? У кого он бывает?
30 слайд
Описание слайда:
Тесты 1. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при повреждении ключицы? А. Подвесить руку на косынку Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Вложить небольшой валик в подмышечную впадину.
31 слайд
Описание слайда:
2. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при закрытом переломе локтевой кости? А. Наложить шину Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Обернуть конечность мягким материалом Г. Прибинтовать шину к конечности
32 слайд
Описание слайда:
В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при вывихе сустава? А. Доставить пострадавшего к врачу Б.Обездвижить конечность В. Наложить холод на поврежденное место Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав
33 слайд
Описание слайда:
В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при открытом переломе голени? А. Прибинтовать шину к конечности Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Обернуть конечность мягким материалом Г. Края раны обработать йодом, наложить повязку Д. Наложить шину
34 слайд
Описание слайда:
В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при переломе позвоночника? А. Туго перебинтовать грудную клетку Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Сделать глубокий выдох Г. Дышать не глубоко
35 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
В презентации дается характеристика различных видов травм системы опоры и движения, показаны способы доврачебной помощи. Особое внимание уделяется биологическим терминам по данной теме, а также приведены задания для групп учащихся, занимающихся самостоятельным изучением вывихов суставов, ушибов, переломов костей, растяжений связок. Для закрепления знаний учащихся приведены тематические тесты и биологические ситуации.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Урок в 8 классе
по теме «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
Образовательная цель: опираясь на знания, полученные учащимися при изучении скелета человека и строения костей, научить характеризовать виды травм.
Развивающая цель: научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.
Воспитательная цель: воспитание гигиенических правил.
Задачи:
- Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок;
- определить цели доврачебной помощи;
- продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;
- развивать логическое мышление, творческие способности с помощью проблемных ситуаций;
- развивать умения работать с учебником, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах;
- формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться;
- обеспечить смену видов деятельности
Тип урока: комбинированный
Оборудование: тест, компьютеры, бинты, шины (картон), косынка, презентация.
Запись на доске: «Кто предупрежден, тот вооружен!»
Понятия: травма, травматизм, ушиб, перелом, растяжение связок, вывих.
Ход урока
- Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
— Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рад приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится!
— Сегодня мы будем работать в группах. Сначала проверим, как вы усвоили домашнее задание.
- Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.
— Вам необходимо отметить у себя на карточках правильные суждения. (Приложение 1)
Время выполнения 3 мин. Карточки после сдаем для получения оценок.
Тест. Выпишите номера правильных суждений. (слайд 2)
1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.
2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.
3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.
4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.
5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.
6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.
7.Сустав это подвижное соединение костей.
8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.
9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость
10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.
11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.
12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.
13.Кости образованы соединительной тканью.
14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.
15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.
Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.
- Актуализация опорных знаний (игра «Горячий стул») (3 мин) Слайды 3 -12.
— А сейчас поиграем в игру «Горячий стул». Для начала выберем одного желающего
Ребята выбудете говорить определения, а участник должен сказать, о чем идет речь. Кто желает?
(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на презентации выводит понятия, термины (позвоночник, сустав, череп, лопатки, грудина, бедренная кость, сколиоз и т.д.). Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)
— Хорошо, молодец.
- Изучение новой темы
Вы знаете, что в различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А.П. Чехова: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг», Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»
Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача, фельдшера, медицинскую сестру… А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.
-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
( О травмах опорно-двигательной системы, симптомах различных повреждений, оказании доврачебной помощи, обосновывая каждое действие).
-Какие виды повреждений опорно-двигательной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)
— Итак, как выдумаете, скажите какова тема урока?
(Запись темы урока на доске и в тетради.) Слайд 13. Озвучивание цели урока. Слайд 14.
-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?
(Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения).
— А теперь, ребята, давайте, вместе с вами выполним задание № 1. (Слайд 15-16) Оно лежит у вас на столе. Дома вам было задано найти определение следующих понятий:
|
|
|
|
|
|
|
|
— Ребята сейчас вам нужно сделать задание на соответствие понятия и его формулировки. Найдем описание определения. Учащиеся по очереди встают и говорят формулировку понятия из предложенных в таблице. Время выполнения (3 мин.)
Задание 1
Найдите соответствие цифры и буквы
| А) раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения. |
| Б) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата. |
| В) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение. |
| Г) метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале. |
| Д) нарушение целостности кости |
| Е) изменение положения или формы суставных поверхностей костей |
| Ж) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция. |
| З) повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием |
Ответы: 1З; 2А; 3Ж; 4Б; 5Г; 6В; 7Д; 8Е
— Закончили. Хорошо, а теперь проверим.
Ребята, у вас на столе лежат таблицы, которые вы совместно в группах должны заполнить, используя текст учебника. (Слайд 17-18) Учащиеся, работая с материалами учебника, выполняют самостоятельную работу (задание № 2 Приложение). В таблицах изображены виды повреждений, им необходимо: 1. определить вид повреждения. 2. описать симптомы. 3. написать ПМП. Та группа которая справится быстрее остальных поднимает руку. Время выполнения 5 минут. Используя текст учебника (параграф 16), заполните таблицу.
Задание 2
Схематическое изображение травмы | ||||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Тип травмы | ||||
Симптомы травмы | ||||
Меры первой помощи | ||||
Противопаказания |
Схематическое изображение травмы | ||||
Тип травмы | Растяжение связок | Перелом | Вывих | ушиб |
Симптомы травмы | Боль. Быстро растущий, иногда синюшний отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний. | Резкая боль. Припухлость в области травмы. Невозможность движений или появление подвижности в тех местах, где ее не дожно бытьНарушение формы и длины (если это конечность), искривление. При открытом переломе кровотечение, видны костные обломки. | Боль. Изменение формы сустава. Невозможность движений в суставе (сразу после травмы) | Боль. повреждении сосудов возможно развитие гематомы — ограниченного скопления крови в пространстве между слоями тканей. Основные признаки – это наличие очага покраснения, а затем синюшности в месте приложения травмирующего объекта, отёка и боли. |
Меры первой помощи | Накладывают тугую фиксирующую повязку, прикладывают холод. | Пострадавшей части тела придать неподвижность, используя шину, косынку или подручные средства-дощечки, картон(шина). Доставить пострадавшего в травпункт. | Зафиксировать конечности(шина). Чтобы уменьшить боль, можно дать пострадавшему анальгин или ибупрофен. Нередко при вывихах образуются кровоподтеки. Обработайте повреждение спиртом или перекисью водорода. | При ушибе мягких тканей в первые сутки показано применение холода с целью остановки излияния крови внутри тканей. Для этого используют пузыри со льдом, грелки с холодной водой. На область ушиба накладывают давящую повязку со свинцовой примочкой. При сильной боли может потребоваться назначение анальгетиков. В случаях образования обширной подкожной гематомы или при наличии гемартроза показано проведение пункции для удаления крови. |
Противопоказания | Нельзя травмировать движениями. | Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, т. к. отломанные концы костей могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносный сосуд, повредить нерв. | Нельзя самому вправлять кости, вышедшие из сустава. | нельзя активно двигать ушибленной конечностью, если появилась гематома, нельзя её вскрывать |
Учитель после выполнения задания поправляет учащихся, если допущены ошибки.
— Хорошо, молодцы.
— Ребята, а какие виды переломов вы знаете? (учащиеся отвечают)
-Правильно есть два вида переломов : открытый и закрытый. Чем же они отличаются? (учащиеся отвечают)
— Молодцы!
— Вы устали? Давайте проведем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 19) (2 мин) упражнение «Росток» (для повышения активности организма) Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.
— Отдохнули? Поехали дальше.
Работа в группах. Разбор ситуации. (Приложение 3) Слайд 20.
-Что необходимо сделать, если повреждение произошло? (ответы учащихся)
НЕОБХОДИМО! (Слайд 21).
- Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
- Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.
Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!
— У вас на столе лежат карточки с ситуациями для каждой группы. Вы должны определить вид повреждения и что какую помощь нужно оказать в подобных с?