Ситуационная задача при остеохондрозе
В период острого болевого синдрома при поясничном остеохондрозе применяется комплексное лечение: ежедневный парный или квадримассаж с ручным вытяжением позвоночника и растяжение мышц в болевой области; втирание обезболивающих мазей («Финалгон», «Апизатрон», «Никофлекс» и др.); круглосуточное ношение повязки из шерстяной ткани на голом теле в области болевого синдрома; фиксация грудных и поясничных позвонков 8-12 эластичными бинтами. Физические упражнения при остром болевом синдроме не применяются.
В подостром периоде начинают применение ЛФК.
Задачи ЛФК в этот период:
– разгрузка позвоночника от статического отягощения и его вытяжение;
– укрепление мышц спины;
– повышение тонуса центральной нервной системы;
– нормализация крово- и лимфообращения в области патологического очага;
– нормализация трофики в поврежденных межпозвонковых дисках;
– тренировка сердечно-сосудистой системы.
Важным средством в подостром периоде является вытяжение позвоночника.
Наиболее простым, пригодным для пассивного вытяжения позвоночника является метод, предложенный В.И. Козловым (1971). Вытяжение осуществляется собственным весом больного на наклонном деревянном щите; больной фиксируется на нем лямками за подмышечные впадины. Продолжительность процедуры – 5-20 мин; наклон щита – 20-25°. Постепенно угол наклона увеличивается до 30-50°, а время процедуры – до 30 мин. С большим успехом используются также вытяжение с дополнительным грузом и подводное вытяжение.
ЛГ применяется в облегченных исходных положениях: лежа на спине, на боку, на животе, стоя на четвереньках. При разгрузочном положении на четвереньках уменьшается напряжение мышц спины; позвоночник освобождается от статического отягощения, что позволяет более свободно производить движения туловищем и ногой.
В занятия Л Г включаются общеукрепляющие, дыхательные, а также специальные упражнения. Сначала выполняются элементарные упражнения без усилий, с ограниченной амплитудой. Постепенно объем движений, выполняемых ритмично, в медленном, а затем в среднем темпе, увеличивается. При возникновении болей назначают упражнения на расслабление мышц, тракции, а также гимнастику в теплой воде. По мере уменьшения болей и увеличения объема движений в занятия включают упражнения с большим мышечным усилием, сопротивлением, отягощением и т.д., способствующие укреплению гипотрофированной мускулатуры.
Упражнения для мышц туловища следует выполнять мягко, с ограниченной амплитудой, которая возрастает постепенно. Для увеличения нагрузки на мышцы пояснично-крестцовой области используют упражнения в прокатывании и метании мячей и медицинболов. Чтобы уменьшить болевые проявления, специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими и дыхательными. Для вытяжения позвоночника необходимо назначать упражнения типа смешанных висов у гимнастической стенки. С этой целью можно также использовать гимнастические кольца с обязательной опорой ногами о пол (боковые движения таза в разных направлениях). Продолжительность занятия ЛГ необходимо увеличивать от 30 до 40-45 мин.
В подостром периоде занятия проводятся, как правило, индивидуальным методом: сначала в палате, а затем в кабинете ЛФК.
В подострый период применяются различные физиотерапевтические средства: тепловые процедуры, ультразвук, лекарственный электрофорез, электромиостимуляция, массаж (ручной, сегментарный и вибрационный). Из тепловых процедур применяют индуктотерапию, которую целесообразно чередовать с парафинолечением или озокеритовыми аппликациями (в первые дни – на область поясницы и крестца; в дальнейшем – на всю ногу). Температура озокерита – не выше 45-50°; продолжительность процедуры – 30-60 мин; курс включает 15-20 процедур. Эту процедуру можно сочетать с электрофорезом новокаина.
В период неполной и полной ремиссии больному назначают щадяще-тренирующий и тренирующий режим. Занятия проводятся групповым методом в зале лечебной физкультуры.
В занятия включаются разнообразные общеукрепляющие и специальные упражнения, в том числе упражнения с отягощениями в различных исходных положениях, для мышц туловища с большой амплитудой. Нежелательны резкие подскоки, резкие наклоны туловища, поднимание тяжестей. Широко применяются также полувисы, висы, и.п. лежа и стоя на четвереньках.
Хорошие результаты дает применение в течение дня комплекса специально подобранных упражнений в зале и плавание в бассейне (Г.В. Полеся, В.Н. Макареня).
Для укрепления мышц спины, живота и конечностей широко применяются различные силовые тренажеры, но с очень постепенным увеличением грузов. Хорошие результаты дает также электростимуляция.
Продолжительность занятия – 40-45 мин и более. Могут использоваться также циклические нагрузки: ходьба, гребля, ходьба на лыжах и др.
В последние годы у нас в стране и за рубежом появилась новая методика, которую авторы (С.М. Бубновский и др.) называют кинезитерапией. Ее следует рассматривать как интенсивную физическую реабилитацию, при которой осуществляется интенсивное развитие силовой выносливости мышц всего тела на специальных тренажерах. В комплексную программу реабилитации входят так называемая суставная гимнастика (упражнения на растягивание, расслабление и силу мышц), а также контрастные температурные воздействия (баня-сауна-холодная ванна) и массаж.
Курс состоит из 3 этапов по 12 занятий в каждом и длится 3-4 месяцев. В нашей стране при использовании этой методики получены хорошие результаты (С.М. Бубновский, 1999; Н.С. Егорова, 2002).
Авторы указывают: для того чтобы сохранить эффект реабилитации, больные должны продолжать самостоятельное выполнение рекомендованных физических упражнений дома или периодически проходить профилактический курс в центрах реабилитации.
Контрольные задания
1. Понятие об остеохондрозе позвоночника.
2. Шейный остеохондроз и его неврологические синдромы.
3. Поясничный остеохондроз. Синдром пояснично-крестцового радикулита.
4. Лечение остеохондрозов позвоночника.
5. Задачи и методика ЛФК при шейном остеохондрозе.
6. Задачи и методика ЛФК при поясничном остеохондрозе.
Глава 19
ЛФК ПРИ НЕВРОЗАХ
Невроз – это длительное и выраженное отклонение высшей нервной деятельности от нормы вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности. В основе патофизиологических изменений при неврозах лежат нарушения: процессов возбуждения и торможения; взаимоотношений между корой и подкоркой; нормальных взаимоотношений 1-й и 2-й сигнальных систем. Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению.
В развитии неврозов важную роль играет критическое перенапряжение основных нервных процессов – возбуждения и торможения, чрезмерное требование к подвижности нервных процессов. Неврозы у людей имеют социальную природу, их возникновение и развитие определены психогенными расстройствами. Важное значение имеют переживания, различные отрицательные эмоции, аффекты, тревожные опасения, фобии (страхи), а также конституциональная предрасположенность.
Неврозы могут развиваться и вторично, на почве перенесенных заболеваний и травм.
Специалисты выделяют три основные формы неврозов: неврастению, истерию и психастению (невроз навязчивых состояний).
Неврастения (астенический невроз). Является самым распространенным видом неврозов и характеризуется ослаблением процессов внутреннего торможения, повышенной психической и физической утомляемостью, рассеянностью, снижением работоспособности. На начальном этапе неврастении человек становится раздражительным, плохо переносит эмоциональные и физические нагрузки; у него появляются плаксивость, обидчивость, недовольство собой. Больные плохо переносят яркий свет, резкий шум, громкую речь, перепады температуры. Умственная деятельность затрудняется постоянной головной болью, пульсацией или шумом в голове. Наблюдаются также учащенное сердцебиение, повышенная потливость, нарушение сна (днем сонливость, а ночью бессонница).
В большинстве случаев неврастения имеет благоприятный исход – особенно в тех случаях, когда удается разрешить ситуацию, вызвавшую эмоциональное напряжение.
При психастении (неврозе навязчивых состояний) преобладает 2-я сигнальная система с застойным возбуждением в коре головного мозга. Этому заболеванию свойственны инертность корковых процессов, их малая подвижность. В головном мозге образуются очаги патологической застойности – «больные пункты». Для психастении характерны навязчивые мысли, идеи, навязчивые страхи, или фобии (боязнь пространства, положения, транспорта и т.д.). Невроз навязчивых состояний, в отличие от других неврозов, характеризуется затяжным течением – особенно у людей, склонных к мнительности, тревожности.
При истерии (истерическом неврозе) преобладают функции подкорки и влияние 1-й сигнальной системы. Нарушение координации коры и подкорки способствует повышенной возбудимости, перепадам настроения, неустойчивости психики и т. п.
Для истерии характерны двигательные расстройства (истерические парезы и параличи, гиперкинезы, тики, тремор), вегетативные расстройства и расстройства чувствительности.
Могут также возникать припадки в виде различных кризов (гипертонических, сердечных), приступов удушья, длительных рыданий (как правило, на публике). Нередко эти припадки похожи на эпилептические, но в отличие от эпилептика истерик не наносит себе серьезных травм.
Лечение неврозов комплексное: создание благоприятной обстановки, устранение психотравмирующей ситуации; или смягчение реакции пациента на нее; общеукрепляющее лечение; применение транквилизаторов, психотерапии, лечебной физкультуры.
Задачи ЛФК при неврастении:
– тренировка процесса активного торможения;
– нормализация (укрепление) возбудительного процесса.
Занятия ЛФК следует проводить в утренние часы, в течение 15-20 мин; наиболее ослабленным больным первые несколько дней лучше начинать с 10-минутных занятий. Величина нагрузки и число упражнений должны быть вначале минимальными и увеличиваться постепенно. Вначале необходимо включать в занятия простые упражнения; в дальнейшем можно использовать упражнения с более сложной координацией движений. Повышение эмоционального тонуса больных достигается применением спортивных игр по упрощенным правилам (волейбол, настольный теннис, крокет, гольф, городки) либо элементов различных игр.
Больным неврастенией полезны прогулки, ближний туризм, рыбная ловля; они способствуют разгрузке нервно-психической сферы, обеспечивают переключение больных с повседневной деятельности на другие занятия, оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Занятия лучше проводить под музыку. Рекомендуются мелодии успокаивающие, умеренного и медленного темпа, сочетающие мажорное и минорное звучание.
Задачи ЛФК при истерических неврозах:
– снижение эмоциональной возбудимости;
– развитие в коре головного мозга тормозного процесса;
– создание устойчивого спокойного настроения.
В занятия следует включать упражнения на внимание, точность исполнения, координацию и равновесие. Темп движений должен быть медленным; голос методиста и музыкальное сопровождение должны быть спокойными. На занятиях следует преимущественно использовать метод объяснения, а не показа упражнений. Целесообразно применять целые комбинации гимнастических упражнений. Кроме того, рекомендуются упражнения в равновесии, прыжки, метания, некоторые игры (эстафеты, городки, волейбол).
При истерических контрактурах и параличах упражнения должны быть адресованы не вовлеченным в них мышечным группам. Чтобы добиться дифференцированного торможения, необходимо одновременное выполнение различных движений левой и правой рукой или ногой.
Группа занимающихся должна включать не более 10 чел. Команды следует подавать медленно, плавно, в разговорном тоне. Инструктор ЛФК должен подмечать и исправлять все ошибки занимающихся.
Задачи ЛФК при психастении:
– активизация процессов жизнедеятельности;
– «расшатывание» патологической инертности корковых процессов;
– выведение больного из угнетенного морально-психического состояния, облегчение его общения с окружающими.
На занятиях применяются упражнения эмоционального характера, выполняемые в быстром темпе. Рекомендуется использовать хорошо знакомые больному, эмоционально окрашенные упражнения, не акцентируя внимание на точности их выполнения. Исправлять ошибки следует с помощью показа правильного выполнения кем-либо из больных. В связи с этим в группу целесообразно включать выздоравливающих больных, более эмоциональных и с хорошей пластикой движений.
При навязчивых состояниях большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка больного, разъяснение важности выполнения упражнений для преодоления чувства необоснованного страха. Необходимо шире использовать игровой метод проведения занятий, а также выполнение упражнений в парах. Голос методиста и музыкальное сопровождение должны быть бодрыми.
Повышению эмоционального тонуса способствует увеличение темпа движений. Этой категории больных присущ медленный темп: вначале от 60 до 120 движений в минуту, затем от 70 до 130 и на последующих занятиях – от 80 до 140. В заключительной части занятия необходимо несколько снизить нагрузку и ее эмоциональную окраску.
Наиболее благотворным для больных неврозами является санаторный режим. Реабилитационные мероприятия в санаторно-курортных условиях оказывают общеукрепляющее воздействие на организм, способствуют его закаливанию, повышению работоспособности и психологической устойчивости. С этой целью широко используются прогулки, экскурсии, спортивные игры, занятия в бассейне, элементы спорта, туризм. В арсенал средств обязательно включаются общий массаж, различные виды психотерапии и физиотерапии (оксигенотерапия, водные процедуры, сульфидные и йодобромные ванны).
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основные нарушения в ЦНС при неврозах.
2. Неврастения и ее клинические проявления.
3. Психастения и ее характерные признаки.
4. Истерия и ее характерные признаки.
5. Каковы задачи и средства ЛФК при неврастении?
6. Каковы задачи и методика ЛФК при истерии?
7. Каковы задачи и методика ЛФК при психастении?
Часть пятая
Источник
На приеме у врача пациент 40 — лет с Диагнозом: Остеохондроз пояснично-крестцового отдела. На момент осмотра острые боли купировались, беспокоит скованность в позвоночнике.
Задания
1. Можно ли в данной ситуации назначить массаж и ЛФК? Какие виды массажа и методики ЛФК может рекомендовать медсестра в реабилитации данного пациента?
2. На каком этапе медицинской реабилитации целесообразно назначить плавание в бассейне?
3. Продемонстрируйте методику классического массажа пояснично-крестцовой области.
Задача по оказанию неотложной помощи (хирургия)
В ожоговое отделение поступил пациент с медицинским диагнозом: термический ожог передней поверхности туловища и обоих бедер. Ожоговый шок. При расспросе м/с выявила, что ожог получен 3 часа назад кипятком дома. Пациент вял, адинамичен, на вопросы отвечает, жалуется на боль.
При осмотре: кожные покровы бледные, передняя поверхность туловища и бедер гиперемирована, отечна, имеет место значительное количество пузырей разных размеров, наполненных светлым содержимым. Пульс 104 в мин., ритмичный, удовлетворительного наполнения. АД 110/70 мм. рт. ст. Дыхание через нос свободное, поверхностное, 24 в мин. Мочится пациент редко, мочи мало.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Составьте набор инструментов для ПХО раны.
Эталон ответа
Проблемно-ситуационная задача по специальности (основы реабилитации)
1. В данной ситуации можно назначить массаж и ЛФК. Может рекомендовать классический, лечебный, аппаратный, подводный душ-массаж. Комплекс физ. упражнений при остеохондрозе.
2. Плавание в бассейне назначается на санаторно–курортном, амбулаторно–поликлинических этапах на стационарном этапе без наличия болей.
3. Студент демонстрирует манипуляцию в соответствии с алгоритмом.
Эталон ответа
Задача по оказанию неотложной помощи (хирургия)
1. У пациента торпидная фаза шока, термический ожог I-II степени, площадь поражения 27%.
2. Алгоритм действий м/с:
План | Мотивация |
1. М/спо назначению врача введет обезболивающие препараты. | Уменьшить боль |
2. М/с наложит на ожоговую поверхность асептическую повязку с 0,5% раствором новокаина. | Для профилактики инфицирования ожоговой раны и обезболивания |
3. М/с проведет катетеризацию мочевого пузыря. | Подсчет почасового диуреза, контроль эффективности лечения |
4. М/с обеспечит пациента теплым щелочным питьем. | Борьба с обезвоживанием, интоксикацией |
5. М/с, по назначению врача, проведет инфузионную, противошоковую терапию. | Борьба с обезвоживанием и увеличение ОЦК |
6. М/с обеспечит контроль за почасовым диурезом в течение первых двух суток. | Контроль эффективности лечения |
7. М/с пригласит лаборанта для проведения анализа крови. | Выявить степень сгущения крови |
3. Студент демонстрирует собранный набор инструментов для ПХО, называя каждый из них.
БИЛЕТ №13
Проблемно-ситуационная задача по специальности (педиатрия)
На стационарном лечении находится девочка 4-х лет. Диагноз: острый афтозный стоматит.
Девочка капризничает, жалуется на боли во рту, отказывается от приема пищи. Губы яркие, отечные, усиленное слюноотделение. На слизистой щек, мягкого и твердого неба высыпания в виде эрозий, покрытых налетом желтовато-серого цвета. Слизистые яркие, отечные. Температура тела повышена. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены и болезненны. Из анамнеза: девочка больна 2-ой день, заболевание началось с подъема температуры до 37,5-38,2ºС, общей слабости, нарушения сна и аппетита.
Объективно: беспокойная, отказывается отрыть рот. Температура 38 С, плохо спит. В контакт вступает неохотно. ЧДД 28 в минуту, пульс 112 уд./мин.
Задания:
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу о гигиене полости рта.
3. Продемонстрируйте технику орошения полости рта.
Задача по оказанию неотложной помощи (акушерство)
В приемный покой гинекологического отделения доставили женщину с предварительным диагнозом: остро прервавшаяся внематочная беременность.
Жалуется на головокружение, слабость, потемнение в глазах, боли внизу живота.
Внезапные острые боли внизу живота появились в момент обследования в женской консультации по поводу задержки менструации.
Объективно: состояние тяжелое, лицо бледное, холодный пот, АД 80/50 мм РТ. Ст., пульс 100 уд/мин.
Задания.
1. Определите и обоснуйте состояние пациентки.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Подготовьте набор инструментов для проведения пункции заднего свода влагалища.
Эталон ответа
Источник