Транспортировка при вывихе шеи
Создание обездвиживающих конструкций для головы и шеи представляет большую сложность. Крепление шины к голове затруднительно, а на шее жесткие фиксирующие захваты могут привести к сдавлению воздухоносных путей и крупных сосудов. В связи с этим при повреждениях головы и шеи чаще всего применяются наиболее простые способы транспортной иммобилизации.
Все действия по обездвиживанию, как правило, выполняют с помощником, который должен бережно поддерживать голову пострадавшего и тем самым предупреждать дополнительное травмирование. Перекладывание пострадавшего на носилки осуществляют несколько человек, один из которых поддерживает только голову и следит за недопустимостью резких толчков, грубых движений, перегибов в шейном отделе позвоночника.
Пострадавшим с тяжелыми повреждениями головы, шеи, позвоночника необходимо обеспечить максимальный покой и быструю эвакуацию наиболее щадящим видом транспорта.
Транспортная иммобилизация при повреждениях головы.Травмы головы часто сопровождаются потерей сознания, западением языка и рвотой. Поэтому придание голове неподвижного положения нежелательно, поскольку при рвоте возможно попадание рвотных масс в дыхательные пути. Иммобилизация при травмах черепа и головного мозга прежде всего направлена на устранение толчков и предупреждение дополнительного ушиба головы во время транспортировки.
Показаниями к иммобилизации являются все проникающие ранения и переломы черепа, ушибы и сотрясения мозга, сопровождающиеся потерей сознания.
Для иммобилизации головы, как правило, используют подручные средства. Носилки для транспортировки пострадавшего устилают мягкой подстилкой в области головы или подушкой с углублением. Эффективным средством для смягчения толчков и предупреждения дополнительной травмы головы может служить толстое ватно-марлевое кольцо «бублик» (рис. 36). Его изготовляют из плотного жгута серой ваты толщиной 5 см, замкнутого кольцом и обернутого марлевым бинтом. Голову пострадавшего помещают на кольцо затылком в отверстие. При отсутствии ватно-марлевого «бублика» можно использовать валик, сделанный из одежды или других подручных средств и также замкнутый в кольцо Пострадавшие с травмами головы часто находятся в бессознательном состоянии и требуют постоянного внимания и ухода во время транспортировки. Обязательно следует проверить, может ли пострадавший свободно дышать, есть ли носовое кровотечение, при котором кровь и сгустки могут попасть в дыхательные пути. При рвоте голову пострадавшего следует осторожно повернуть на бок, пальцем, обернутым платком или марлевой салфеткой, необходимо удалить остатки рвотных масс из полости рта и глотки, чтобы они не мешали свободному дыханию. Если дыхание нарушено из-за западения языка, следует немедленно руками выдвинуть нижнюю челюсть вперед, открыть рот и захватить язык языкодержателем или салфеткой. Для профилактики повторного западения языка в полость рта следует ввести трубку-воздуховод или проколоть язык английской булавкой по средней линии, пропустить через булавку кусок бинта и зафиксировать в натянутом состоянии к пуговице на одежде.
Рис. 36.Импровизированная шина для головы в виде замкнутого в кольцо валика: а — общий вид шины; б — положение головы пострадавшего на ней
Транспортная иммобилизация при повреждениях нижней челюстиосуществляется стандартной пластмассовой пращевидной шиной. Техника применения шины описана в разделе «Средства транспортной иммобилизации». Иммобилизация нижней челюсти показана при закрытых и открытых переломах, обширных ранах и огнестрельных ранениях.
В случае длительного обездвиживания пластмассовой подбородочной шиной возникает необходимость поить и кормить больного. Кормить следует только жидкой пищей через тонкую резиновую или полихлорвиниловую трубочку длинной 10-15 см, введенную в полость рта между зубами и щекой до коренных зубов. Конец полихлорвиниловой трубочки следует предварительно оплавить, чтобы не повредить слизистую оболочку полости рта.
Когда отсутствует стандартная пращевидная шина, иммобилизация нижней челюсти осуществляется широкой пращевидной повязкой или мягкой повязкой «уздечка». Перед наложением повязки под нижнюю челюсть необходимо подложить кусок плотного картона, фанеры или тонкую дощечку размером 10×5 см, обернутую серой ватой и бинтом. Пращевидную повязку можно сделать из широкого бинта, полосы легкой ткани.
Транспортировка пострадавших с повреждениями нижней челюсти и лица, если позволяет состояние, осуществляется в положении сидя.
Транспортная иммобилизация при повреждениях шеи и шейного отдела позвоночника.Тяжесть повреждений обусловлена расположенными в области шеи крупными сосудами, нервами, пищеводом, трахеей. Травмы позвоночника и спинного мозга в шейном отделе относятся к наиболее тяжелым повреждениям и нередко приводят к гибели пострадавшего.
Иммобилизация показана при переломах шейного отдела позвоночника, тяжелых повреждениях мягких тканей шеи, острых воспалительных процессах.
Признаки тяжелых повреждений шеи: невозможность повернуть голову из-за болей или удерживать ее в вертикальном положении; искривление шеи; полный или неполный паралич рук и ног при повреждении спинного мозга; кровотечение; свистящий звук в ране на вдохе и выдохе или скопление воздуха под кожей при повреждении трахеи.
Иммобилизация лестничными шинами в виде шины Башмакова. Шину формируют из двух лестничных шин по 120 см. Вначале выгибают одну лестничную шину по боковым контурам головы, шеи и надплечий. Вторую шину выгибают соответственно контурам головы, задней поверхности шеи и грудного отдела позвоночника. Затем обе шины обертывают ватой и бинтами и связывают между собой, как указано на рис. 37. Шину прикладывают к пострадавшему и укрепляют ее бинтами шириной 14-16 см. Иммобилизацию должны выполнять не менее двух человек: один удерживает голову пострадавшего и приподнимает его, а второй прикладывает и прибинтовывает шину.
Рис. 37.Транспортная иммобилизация шиной Башмакова: а — моделирование шины; б — обертывание шин ватой и бинтами; в — прибинтовывание шины к туловищу и голове пострадавшего; г — общий вид наложенной шины
Иммобилизация картонно-марлевым воротником (типа воротника Шанца). Воротник может быть заготовлен заранее. Успешно применяется при переломах шейного отдела позвоночника. Из картона делают фигурную заготовку размерами 430×140 мм, затем картон обертывают слоем ваты и покрывают двойным слоем марли, края марли сшивают. На концах пришивают по две завязки (рис. 38). Голову пострадавшего осторожно приподнимают и подводят под шею картонно-марлевый воротник, завязки связывают спереди.
Рис. 38.Картонный воротник типа воротника Шанца: а — выкройка из картона; б — выкроенный воротник обернут ватой и марлей, пришиты завязки; в — общий вид иммобилизации воротником
Иммобилизация ватно-марлевым воротником. Толстый слой серой ваты обертывают вокруг шеи и туго прибинтовывают бинтом шириной 14-16 см (рис. 39). Повязка не должна сдавливать органы шеи и мешать дыханию. Ширина слоя ваты должна быть такова, чтобы края воротника туго подпирали голову.
Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях головы и шеи.
• Неосторожное перекладывание больного на носилки. Лучше всего, если голову при перекладывании поддерживает один человек.
• Иммобилизацию выполняет один человек, что ведет к дополнительной травме головного и спинного мозга.
• Фиксирующая повязка сдавливает органы шеи и затрудняет свободное дыхание.
• Отсутствие постоянного наблюдения за пострадавшим в бессознательном состоянии.
Рис. 39.Иммобилизация шейного отдела позвоночника ватно-марлевым воротником
Транспортировка пострадавших с повреждениями шеи и шейного отдела позвоночника осуществляется на носилках в положении лежа на спине со слегка приподнятой верхней половиной туловища.
Источник
Статья рассказывает о причинах и симптомах вывиха позвонков шеи. Описаны методы диагностики и лечения.
Вывих шейного позвонка наблюдают чаще вывихов других отделов. Это обусловлено особенностями строения данного отдела, поскольку именно он является наиболее подвижным и испытывает большие нагрузки, поддерживая голову.
Симптомы достаточно характерны. Так как имеется высокий риск повреждения спинного мозга, человеку требуется незамедлительная медицинская помощь.
Травма считается одной из самых серьезных в плане прогноза
Суть патологии
Вывих шейных позвонков – это тяжелая травма, заключающаяся в смещении нормального положения тел позвонков. Происходит изменение соотношения суставных поверхностей.
Вывихнутым позвонком считается тот, что расположен выше. При значительном смещении может произойти повреждение нервной ткани. Длительная компрессия может закончиться летальным исходом.
Причины
Строение человеческого скелета имеет некоторые особенности. В шейном отделе наиболее гибкий позвоночник человека, вывих здесь происходит чаще всего. Вторым по частоте является вывих позвонка поясничного отдела.
К этому приводят следующие причины:
- ДТП — наиболее частая причина;
- спортивные травмы, например при неправильно выполненном кувырке;
- падение вниз головой с согнутой шеей;
- ныряние в воду с ударом о дно;
- прямой удар по шее;
- подъем тяжести;
- резкий, сильный наклон или поворот головы.
К смещению позвонков приводят травмирующие факторы, вызывающие чрезмерные движения шеи.
Дорожно-транспортные происшествия — частая причина травмирования позвоночника
Симптоматика
Вывих позвоночника в шейном отделе проявляется характерными симптомами:
- сильная боль;
- напряжение мышц;
- нарушение движений — невозможно поднять или повернуть голову;
- отеки;
- выпирание поврежденного позвонка.
Клиническая картина зависит от тяжести травмы. При неосложненных вывихах симптомы могут возникать не сразу.
Повреждение нервных окончаний проявляется:
- шумом в ушах;
- снижением зрения;
- головными болями и головокружениями;
- онемением рук;
- болями в плечах и нижней челюсти.
Повреждение спинного мозга вызывает следующие проявления:
- параличи рук и ног;
- нарушение дыхания;
- замедление сердечного ритма;
- трудности с глотанием и речью;
- снижение болевой и температурной чувствительности.
Первые два позвонка шеи имеют особенности в строении. Повреждения их наиболее тяжелые.
- Вывих первого шейного позвонка – травма, несовместимая с жизнью. Этот позвонок соединяется непосредственно с черепом, здесь начинается спинной мозг. При повреждении первого позвонка обычно происходит его разрыв.
- Вывих второго шейного позвонка – эта травма характерна для автомобильных аварий. Крайне тяжелое состояние, сопровождающееся переломом отростков позвонка.
При серьезных травмах, осложненных повреждением спинного мозга, возникает синдром «гильотинирования» — пострадавший не может держать голову прямо. В плане прогноза неблагоприятными признаками являются паралич рук и ног, отсутствие контроля над дефекацией и мочеиспусканием, нарушение дыхания и сердечного ритма.
Кроме этого, некоторые особенности имеются и в симптоматике травмы у детей.
У детей
У ребенка вывих шейного позвонка происходит в основном при родах. Провоцирующими вывих факторами выступают:
- незрелость связочного аппарата;
- аномалии развития позвоночника;
- последствия родовой травмы при неправильном положении головки ребенка;
- прохождение родовых путей ногами вперед;
- применение акушерских приспособлений.
В первые месяцы жизни вывих может никак не проявлять себя. Последствия могут быть заметны, когда малыш начинает держать голову, садиться или ходить — ребенок капризничает, быстро устает, старается не двигать шеей, нарушается сон, проявляется мышечная слабость и напряжение мышц шеи.
У детей старшего возраста причины и симптомы те же, что и у взрослых.
Диагностика
Сначала врач-травматолог опрашивает пострадавшего или свидетелей, когда и при каких обстоятельствах произошла травма. Затем приступает к осмотру, выявляя кривизну позвоночника и сопутствующие симптомы.
Рентгенография проводится для выявления степени деформации позвонка, выполняется снимок в боковой и переднезадней проекциях. Если существует подозрение на вывих первого позвонка, исследование проводится через рот (на фото).
Диагноз подтверждается, если на снимках видно:
- уменьшение высоты позвоночного диска;
- смещение суставов;
- неправильное расположение позвонка.
При подозрении на травму спинного мозга и нервов проводится МРТ, выявляющая степень сложности провреждений и возможные осложнения. Наиболее информативной является КТ, но цена ее довольно высока. Кроме этого необходима консультация невролога для выявления осложнений.
Ротационный вывих атланта
Лечение
Лечение проводится в условиях стационара. Терапия может быть консервативной или хирургической.
Первоначальные мероприятия
Первая помощь должна быть оказана незамедлительно. До приезда медиков, пострадавшему должен быть обеспечен полный покой. Человеку в этом состоянии противопоказаны любые движения, можно зафиксировать ему голову.
Нежелательно давать пострадавшему пить или обезболивающие таблетки из-за возможных проблем с глотанием. Транспортировать пострадавшего необходимо с максимальной осторожностью, не допуская развития вторичного повреждения.
Основное лечение
Проводится травматологами. Тактика лечения зависит от тяжести повреждения.
Таблица. Методы вправления позвонка:
Степень тяжести | Инструкция по вправлению |
Незначительное смещение Одномоментный способ вправления | Вправление производят одномоментным способом. Проводится местное обезболивание. Затем человека кладут на живот или спину, шею вытягивают, а голову поворачивают в здоровую сторону. |
Выраженное смещение Вправление с помощью петли Глиссона | В этом случае требуется специальное приспособление – петля Глиссона. Пациента помещают на кровать с приподнятым верхним концом. Через подбородок продевают проволочную петлю, на другом конце которой прикрепляют груз. Постепенно позвонок встает на место. |
Вывих с переломом Вытяжение через кости черепа | Требуется скелетное вытяжение. Через кости проводят спицу, к которой подвешивают груз. |
После вправления позвонков человек должен носить жесткий корсет. Срок его ношения составляет от месяца до полугода.
Хирургическое лечение
Показания к оперативному вмешательству:
- неэффективность консервативного метода;
- нестабильность травмы;
- множественные повреждения позвонков;
- осложненные вывихи;
- прогрессирование неврологических расстройств.
В ходе операции хирург устанавливает позвонок в правильное положение, освобождается спинной мозг. О технике проведения операции и последующей фиксации расскажет специалист в видео в этой статье.
Реабилитация
Время реабилитационного периода зависит от тяжести травмы и длится от нескольких недель до года и более. Курс реабилитации включает в себя физиотерапевтические процедуры, ношение воротника Шанца, занятия лечебной физкультурой.
Если пациент не может двигаться, проводится коррекция нарушений жизненно важных функций и профилактика пролежней.
Воротник Шанца предназначен для мягкой фиксации шейного отдела после травмы
Даже при своевременном, грамотном лечении и реабилитации такая травма, как вывих шейного позвонка, может спровоцировать серьезные осложнения — нарушение мозгового кровообращения, артроз шейного отдела позвоночника, гипертонию, ухудшение слуха и зрения, межпозвоночную грыжу, невриты. Поэтому лучше предотвратить травмы, чем длительное время лечить вывих.
Основным методом профилактики является соблюдение техники безопасности в работе и спорте, предотвращение аварийных ситуаций на дорогах.
Вопросы к врачу
Здравствуйте. После вывиха шейных позвонков прошло 2 месяца. Лечение проведено в полном объеме, состояние удовлетворительное. Но до сих пор беспокоят боли в шее, особенно после физических нагрузок. Можно ли от них избавиться без лекарств?
Олег Ш. 28 лет, г. Тула
Добрый день. Вам необходимо обратиться к Вашему лечащему врачу, который возможно назначит повторную диагностику.
Снять напряжение и устранить боль поможет массаж, специальные физические упражнения:
- сидя на стуле, осторожно поворачивать голову направо и налево;
- плавно опускать голову, пытаясь коснуться подбородком груди;
- положить ладонь на висок, наклонять голову в сторону, одновременно противодействуя рукой ее движению;
- двигать плечами вверх и вниз, затем вперед и назад.
Упражнения выполняются ежедневно по 10-15 раз.
После вывиха шейных позвонков, полученного в ДТП была проведена операция, пошел курс лечения, но до сих пор страдаю частыми головокружениями. Это излечимо?
Андрей Я. 36 лет, г. Владивосток
Опишите врачу ваши ощущения. Не ограничивайтесь термином «головокружение», а расскажите, когда появляется, после чего проходит головокружение, какой характер носит симптом, имеются ли сопутствующие признаки.
Таким образом врачу легче будет определить причины и поставить диагноз. Возможно Вам назначат медикаментозное лечение и физиопроцедуры — электрофорез, ультразвук, магнитотерапию.
Источник
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Физическая реабилитация в травматологии и ортопедии
ТЕМА: « Транспортная иммобилизация»
План
1. Транспортная иммобилизация и ее виды
2. Средства иммобилизации и ее основные принципы
3. Транспортная иммобилизация при повреждениях шеи, позвоночника, таза
4. Транспортная иммобилизация при повреждениях верхних и нижних конечностей
Транспортная иммобилизация и её вид ы
Слово «иммобилизация» означает «неподвижность», и под иммобилизацией понимают создание неподвижности (покоя) поврежденной части тела.
Иммобилизация применяется при переломах костей, повреждениях суставов, нервов, обширных повреждениях мягких тканей, тяжелых воспалительных процессах конечностей, ранении крупных сосудов и обширных ожогах. Иммобилизация бывает двух видов»: транспортная и лечебная.
Транспортная иммобилизация, или иммобилизация на время доставки больного в стационар, несмотря на то что является временной мерой (от нескольких часов до нескольких дней), имеет большое значение как для жизни пострадавшего, так и для дальнейшего течения и исхода повреждения. Осуществляется транспортная иммобилизация посредством специальных шин, шин, изготовленных из подручных материалов, и путем наложения повязок.
2.Средства иммобилизации и ее основные принципы
Транспортные шины подразделяются на фиксирующие и сочетающие фиксацию с вытяжением.
Из фиксирующих наибольшее распространение получили шины фанерные, проволочно-лестничные, дощатые, картонные.
К сочетающим фиксацию с вытяжением относятся шины Томаса – Виноградова и Дитерихса. При транспортировке на дальнее расстояние используются также временные гипсовые повязки.
Фанерные шины изготовляются из тонкой фанеры и применяются для иммобилизации верхних и нижних конечностей.
Проволочные шины (типа Крамера) изготовляются двух размеров (110×10 и 60 x10 см) из стальной отожженной проволоки и имеют форму лестницы. Благодаря возможности придать шине любую форму (моделирование), дешевизне, легкости и прочности лестничная шина получила широкое распространение.
Сетчатая шина изготовляется из мягкой тонкой проволоки, хорошо моделируется, портативна, однако недостаточная прочность ограничивает ее применение.
Шина Дитерихса сконструирована советским хирургом М.М. Дитерихсом (1871–1941) для иммобилизации нижней конечности. Шина деревянная, окрашенная. В последнее время шину изготовляют из легкого нержавеющего металла.
Гипсовая повязка удобна тем, что ее можно изготовить любой формы. Иммобилизация этой шиной особенно удобна при повреждении голени, предплечья, плеча. Неудобство заключается в том, что при транспортировке в этой шине надо выждать время не только до затвердевания, но и до высыхания, особенно в зимнее время.
Так как на месте происшествия не всегда оказываются шины для транспортной иммобилизации, приходится пользоваться подручным материалом или импровизированными шинами. Для этой цели используют палки, дощечки, куски фанеры, картона, зонтики, лыжи, плотно скатанную одежду и др. Можно также прибинтовать верхнюю конечность к туловищу, а нижнюю к здоровой ноге – аутоиммобилизация.
Основные принципы транспортной иммобилизации следующие.
1. Шина обязательно должна захватывать два, а иногда и три сустава.
2. При иммобилизации конечности необходимо по возможности придать ей среднефизиологическое положение, а если это невозможно – такое положение, при котором конечность меньше всего травмируется.
3. При закрытых переломах необходимо до окончания иммобилизации произвести легкое и осторожное вытяжение поврежденной конечности по оси.
4. При открытых переломах вправление отломков не производится – накладывают стерильную повязку и конечность фиксируют в том положении, в котором она находится.
5. Снимать одежду с пострадавшего не нужно.
6. Нельзя накладывать жесткую шину прямо на тело: необходимо подложить мягкую подстилку (вата, сено, полотенце и т.д.).
7. Во время перекладывания больного с носилок поврежденную конечность должен держать помощник.
8. Надо помнить, что неправильно выполненная иммобилизация может принести вред в результате дополнительной травматизации. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в открытый и тем самым утяжелить травму и ухудшить ее исход.
Транспортная иммобилизация при повреждениях шеи, позвоночника, таза
Транспортная иммобилизация при повреждении шеи. Иммобилизацию шеи и головы производят с помощью мягкого круга, ватно-марлевой повязки или специальной транспортной шины Еланского
1.При иммобилизации мягким подкладным кругом пострадавшего укладывают на носилки и привязывают во избежание движений. Ватно-марлевый круг кладут на мягкую подстилку, а голову пострадавшего – на круг затылком в отверстие.
2.Иммобилизацию ватно-марлевой повязкой «воротником типа Шанца» можно производить в том случае, если нет затрудненного дыхания, рвоты, возбуждения. Воротник должен упираться в затылочный бугор и в оба сосцевидных отростка, а снизу опираться на грудную клетку. Это устраняет боковые движения головы во время транспортировки.
3.При иммобилизации шиной Еланского обеспечивают более жесткую фиксацию. Шина изготовлена из фанеры, состоит из двух половин-створок, скрепленных между собой петлями. В развернутом виде шина воспроизводит контуры головы и туловиша. В верхней части шины имеется выемка для затылочной части головы, по бокам которой набито два полуокружных валика из клеенки. Шину тесемками крепят к туловищу и вокруг плеч. На шину накладывают слой ваты.
Транспортная иммобилизация при повреждениях позвоночника. Цель иммобилизации при повреждении позвоночника состоит прежде всего в устранении подвижности поврежденных позвонков во время транспортировки, разгрузки позвоночника и надежной фиксации области повреждения.
Транспортировка пострадавшего с повреждением позвонков всегда представляет опасность ранения сместившимся позвонком вещества спинного мозга. Иммобилизацию при повреждении нижнегрудных и верхних поясничных позвонков производят на носилках в положении пострадавшего на животе с подкладыванием под грудь и голову подушки или свернутой одежды для разгрузки позвоночника. Если носилки оборудованы как жесткие (щит, фанерные шины, лист фанеры и т.д.), на пастил укладывают свернутое в несколько раз одеяло, а уже на него лицом вверх кладут пострадавшего. Важным моментом в транспортировке больного с повреждением позвоночника является укладка его на носилки, которую должны выполнять 3–4 человека.
Транспортная иммобилизация при повреждении таза. Иммобилизация костных повреждений таза – задача трудная, так как даже непроизвольные движения нижних конечностей могут вызвать смещение отломков. Для иммобилизации при повреждении таза пострадавшего укладывают на жесткие носилки, придав ему положение с полусогнутыми и слегка разведенными конечностями, что приводит к расслаблению мышц и уменьшению болей. Под коленные суставы подкладывают валик (одеяло, одежда, свернутая подушка и т.д.).
Источник