Урок обж ушибы растяжения связок вывихи
Инфоурок
›
ОБЖ
›Презентации›Презентация по ОБЖ «Первая помощь при, ушибах, растяжениях, вывихах и переломах».
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывов связок и мышц, вывихах и переломах. Учитель МОУ Глебовская СОШ Баксаляр Н.М.
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Травмы опорно – двигательного аппарата являются наиболее распространенными ( от обычных синяков до тяжелых переломах и вывихов). Первая помощь при подобных травмах направлена на уменьшение боли и предотвращения дальнейших повреждений. Их можно получить при различных обстоятельствах: падении, неловком или неожиданном движении либо при автомобильной аварии. Существует четыре вида основных травм: переломы, вывихи, растяжения, разрывы связок, мышц и сухожилий, ушибы.
4 слайд
5 слайд
Описание слайда:
Ушиб Растяжения и разрывы связок — повреждение тканей и органов без нарушения целости кожи. Признаки этих травм одни и те же — сильные боли, кровоподтек (синяк), припухлость, нарушение функций ушибленного органа или области (ограничение подвижности сустава). При ушибе повреждаются ткани и органы, но не нарушается их структура. Особенно страдают ткани, прилегающие во время удара к костям. Пострадавший чувствует боль, которая возникает спустя какое-то время после травмы, происходит кровоизлияние, за несколько дней меняется цвет кожного покрова: поначалу красный, затем багровый, синий, зеленоватый, желтый. Может возникнуть припухлость, но не всегда она ярко выражена.
6 слайд
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при ушибе: Приложите холод для уменьшения кровоизлияния (но не на голое тело). Через 20 минут уберите холод. Через час можно повторить прикладывание холода. Делайте это в течение трех суток. Учтите, что людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями холод прикладывать нельзя. Если ушибленный орган когда-то был обморожен, то на него также не стоит класть холодное. Если есть ссадины, то продезинфицируйте их перекисью водорода, зеленкой или йодом. Но не обрабатывайте сам ушиб, а только ссадины. Наложите давящую повязку. Ушибленный орган должен находиться в покое. Например, ушибленную руку можно подвесить на косынке, а ногу положить на подушку. Спустя трое суток к ушибленному месту прикладывайте теплые грелки. Можно наносить на ушиб специальную мазь, содержащую гепарин. Обычно при ушибах помощь врача не требуется.
9 слайд
Описание слайда:
Растяжение При резких движениях суставов может возникнуть растяжение связок. В этом случае происходит повреждение (надрыв) мышц, сухожилий и нервов. При растяжении после резкого движения в суставе возникают боль, отек и кровоизлияние, которые могут длиться от одного дня (легкое растяжение) до трех недель (тяжелое растяжение, почти разрыв связок). Двигать травмированной конечностью при растяжении пострадавший может, хотя ему больно. Чаще всего от растяжения страдают связки голеностопного сустава.
10 слайд
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при растяжении: Как можно скорее туго забинтуйте травмированную руку или ногу. Для этой цели отлично подойдет эластичный бинт. Но не переусердствуйте – при этом нельзя нарушить кровообращение. При тугой перевязке оставляйте кончики пальцев не забинтованными: по их цвету можно определить, не слишком ли туго. Если пальцы станут бледными, онемеют, в них появиться покалывание – снимите бинт, подождите, пока эти симптомы пройдут, и снова забинтуйте, но уже не так туго. На ночь повязку снимайте. Обеспечьте травмированному органу покой (как описывалось в разделе про ушиб). Обратитесь в медицинское учреждение. Там, возможно, назначат рентген, чтобы исключить закрытый перелом, симптомы которого похожи на симптомы растяжения.
13 слайд
Описание слайда:
Вывих При вывихе происходит смещение суставных концов кости и разрыв суставной капсулы. Чаще всего происходят вывихи в локтевом, плечевом и тазобедренном суставе, вывих челюсти и большого пальца. При вывихе сустав визуально приобретает неестественную форму и припухлость. Кровоизлияния становятся видны дня через три. Если вывихнута челюсть, то рот не закрывается. Сразу же после травмы становится невозможно двигать поврежденным суставом, боль сильна даже в состоянии покоя.
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при вывихах: Зафиксируйте поврежденную конечность шиной. Если пострадала нога, то можно прибинтовать ее к здоровой ноге, а если рука – к туловищу. Если вывихнута челюсть, то оденьте больному повязку, которая будет придерживать челюсть. Так как рот в этом случае не закрывается – прикройте его, чтобы в гортань не попал посторонний предмет. Приложите холод к больному суставу (как при ушибе или растяжении). Как можно быстрее обратитесь в больницу, иначе из-за отеков возникнут осложнения. Некоторые люди, насмотревшись фильмов, пытаются сами вправить вывих. На самом деле вправить вывих может только опытный врач, а такое самолечение приводит к ухудшению положения.
16 слайд
Описание слайда:
Переломы. Переломы – это серьезные повреждения костей, которые характеризуются нарушением целостности костей. При переломах одновременно нарушается и целостность мягких окружающих тканей, так как могут травмироваться близлежащие сосуды, мышцы, нервы. Если у больного перелом и повреждение кожи, а также присутствует рана, то это открытый перелом. Если же кожа не повреждена, то перелом закрытый.
17 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при переломах: Заключается в локализации перелома. Основной принцип связан с фиксацией пораженной конечности, сопоставлением отрезков кости и функциональной разгрузке на долгий промежуток времени. Переломы бывают закрытыми и открытыми. Открытые переломы отличаются от закрытых наличием кровотечения. При открытом переломе необходимо остановить кровопотерю и обработать рану. При травме кости таза пострадавшего транспортируют с осторожностью при помощи нескольких человек. Даже незначительное движение при данной травме может повлечь смещение осколков костей, поражение внутренних органов и вызвать сильную боль. Пострадавшего укладывают на твердую поверхность со слегка разведенными коленями и забинтовывают тазовую область.
18 слайд
Описание слайда:
Первая помощь в случае перелома позвоночника. При переломах позвоночника следует пострадавшего как можно скорее положить на твердую поверхность. В результате перелома позвоночника, полученного при падении с высоты на ноги, пострадавший первые несколько минут после падения не способен адекватно оценивать ситуацию и может отказываться от медицинской помощи. Пострадавшему не следует садиться, перегибать позвоночник и наклоняться, так как это может вызвать поражение спинного мозга и смещение осколков позвоночника. Больного необходимо транспортировать в отделение травматологии. При поражении шейного отдела позвоночника транспортировку осуществляют с подложенным под шею валиком. В травматологии проводится сопоставление обломков костей и фиксация (иммобилизация) с помощью наложения гипса или повязки вокруг туловища.
19 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при переломе конечностей. При переломе конечности первая помощь не отличается от вышеописанной. В результате открытого перелома в пораженном месте могут быть видны обломки костей. Самостоятельное сопоставление костей проводить нельзя. Фиксацию сломанных конечностей производят с помощью специальных шин или подручных средств (досок, прямых веток, деревьев). При этом следует соблюдать главные условия, которые включают в себя захват шиной два сустава, которые находятся ниже и выше перелома; при поражении ноги, суставы ноги не должны быть подвижными. Шину примеряют на другом человеке, а не на пострадавшем и накладывают на одежду. Шина не должна располагаться со стороны открытого ранения. Процедуру лучше проводить вдвоем, с осторожностью поднимая пораженные конечности. Шину фиксируют с помощью бинта, ремней, ткани и другими подручными средствами. Перелом плеча хорошо фиксируется специальной шиной, которая способна сгибаться под углом (шина Кремера). При ее отсутствии фиксацию проводят любыми подручными средствами: повязкой или косынкой, которые одевают через шею, при этом руку сгибают в локтевом суставе, образуя угол в 90 градусов.
20 слайд
Описание слайда:
В случае перелома кисти, в ладонь кладут кусок ваты или ткани, и фиксируют в данном положении. Снизу накладывают шину и фиксируют методом забинтовывания. Во избежание развития болевого шока врач-специалист проводит обезболивание. При переломах бедра следует накладывать шину по наружной поверхности до стопы начиная от подмышечной впадины, по внутренней поверхности до стопы начиная от паха. В случае невозможности данного наложения шины, пострадавшего укладывают на ровную поверхность и таким образом доставляют в медицинское учреждение. При переломе голени шина накладывается от середины бедра и до подошвы, с нескольких сторон.
21 слайд
Описание слайда:
Первая помощь при переломе других костей. Перелом черепа может повлечь за собой серьезные осложнения. Пострадавшего следует уложить, голову обложить валиками и срочно доставить в отделение травматологии. При переломе челюсти тоже требуется фиксация повязкой до момента оказания медицинской помощи. Для профессиональной фиксации данных переломов существуют специальные шины – пращевидные шины. Переломы ребер и груди требуют тугой фиксации. Грудную клетку бинтуют на выдохе, на время вдохов бинтование приостанавливают. Методикой оказания первой доврачебной помощи должен обладать любой человек. После оказания первой помощи в любом случае следует обратиться к врачу.
22 слайд
23 слайд
24 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-075827
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Разработка урока биологии в 8 классе
01.12.2016
Предмет:
Биология
Класс:
8
Тип урока:
Урок применения знаний и умений
Вид урока:
Урок — практикум
Тема урока
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах кости.
Цель урока
Научить учащихся оказывать первую медицинскую помощь при переломах костей, вывихах суставов, растяжении связок.
Задачи урока:
образовательные;
развивающие;
воспитательные.
1. дать представление о видах травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов костей и растяжение связок, научить оказывать первую доврачебную помощь при растяжении связок, вывихах суставов, при переломах костей;
2. развивать навыки оказания взаимопомощи, умение быстро реагировать в экстренных ситуациях, креативное мышление;
3. воспитывать ответственность за жизнь и здоровье окружающих.
Место урока в системе уроков
Тема 6. Опора и движение. Урок 25
Основные понятия и термины темы
Ушиб, растяжение, вывихи, перелом и их виды, сустав, связки, шина
Межпредметные связи
(с указанием тем в смежных предметах)
ОБЖ «Первая помощь при переломах костей»
Химия «Кальций и его соединения»
Ресурсы урока
(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)
Учебник биологии 8 класс, проектор, компьютер, презентация «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»; шины медицинские, бинты, эластичный бинт, подручные средства (платок, шарф, ремень или пояс, доски различной длины).
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.
Ход урока:
Этап 1. Организационный момент
Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное — работайте дружно и тогда у нас все получится! (Слайд 1)
Этап 2. Мотивация учебной деятельности
Друзья, вы помните мультфильм про винни-пуха, когда он полез на дерево за медом? Лез он на дерево, читая стихи… Но, вдруг …Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Винни — Пух». (Слайд 2)
Как вы думаете, какие травмы мог получить Винни – пух после такого падения?
Просматривают мультфильм. Ответы учащихся: — ссадины, ушибы, переломы
Этап 3. Целеполагание
В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из рассказа А.П.Чехова – «Но вдруг…В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? (Слайд 3)
Как быть, если произошла травма? Как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости. Нужно ли уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, как вы считаете?
Исходя из этого, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Учащиеся предлагают варианты:
-Оказание первой помощи при травмах. (Слайд 4)
— Правильно. А чему же мы с вами должны научиться на уроке, что бы в дальнейшем, каждый из нас мог помочь пострадавшему?
— рассмотреть различные виды травм; научиться отличать растяжение от вывиха или перелома; изучить основные способы оказания первой помощи при травмах.
Делают записи в тетрадь. (Слайд 5)
Этап 4. Актуализация знаний
Несчастные случаи могут произойти где и когда угодно: когда играете в футбол, когда гололедица, и даже просто идя по намытому сырому полу можно получить вывихи, растяжения и переломы. Многие из вас встречались уже лично с такими видами травм. Эти травмы связанны непосредственно с повреждением одной из важнейших систем нашего организма. Назовите какой?
Опорно – двигательной системой.
— А какая главная часть ОДС?
— Скелет
— Так давайте мы сейчас с вами вспомним составные части скелета (Слайд 6)
1. Какие функции выполняет скелет? опорная и защитная
2. Как иначе называется скелет головы? Череп
3. Скелет головы состоит из двух частей: каких? мозговой и лицевой
4. Какие отделы скелета туловища вам известны? позвоночник и грудная клетка
5. Из чего состоят позвонки? тела, дуги и отростки
6. Какие кости образуют плечевой пояс? лопатка и ключица
7. Перечислить отделы скелета верхней конечности.плечо, предплечье, кисть
8. Полное или частичное нарушение целостности кости. . .перелом
9. Перечислить отделы нижней конечности. . . бедро, голень, стопа
10. Как называется плотная, сросшаяся с костью оболочка? Надкостница
11. Чем заполнены полости трубчатых костей? костным мозгом
12. Какие известны виды соединения костей. . . неподвижное, полуподвижное, подвижное
13. Подвижное соединение костей называется …. Сустав
14. Кости бывают. . .трубчатые, губчатые, плоские
15. Мышцы прикрепляются к костям с помощью чего? Сухожилий
16. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. . . Осанка
Правильный ответ – 1 балл. Максимально 4 балла. Отмечаем у себя в оценочных листах.
Этап 5. Изучение нового материала
Эпиграфом к теме урока я взяла слова «Выживи сам и помоги выжить другому». (Слайд 7)
ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия, Травмы бывают, химические, психические, механические. (Слайд 8)
Какие виды повреждений опорной системы бывают?
— Перелом, вывих, растяжение.
Давайте разберемся с каждым видом повреждений, для этого вы пользуясь учебником будете заполнять таблицу (Слайд 9)
Заполняют таблицу, используя учебник. (Приложение 1)
Растяжения: В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется — растяжением. При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.
Вывих: неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей – вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения. Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.
Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей. При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани. Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.
При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.
Заполнение таблицы сопровождается комментариями учителя.( Слайд 10-23)
Этап 6. Физкультминутка
Наверное, вы немного утомились? Давайте снимем напряжение и проведем физкультминутку (Слайд 24)
Этап 7. Закрепление изученного материала
Теперь закрепим изученное на практике.
На столе лежит оборудование для оказания первой помощи, необходимо выбрать нужное для решения проблемной ситуации.
Ситуация 1.При спуске с горы на лыжах человек упал, возникли резкие боли в области голени, усиливающиеся при изменении положения. Встать на ногу не может, стопа неестественно вывернута наружу. Кожные покровы не нарушены.
1. Поставьте предположительный диагноз.
2. Окажите первую помощь.
ВЫВИХ.
Ситуация 2.
Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. ПЕРЕЛОМ
Учащиеся озвучивают предположительный диагноз, его признаки и показывают решение поставленной перед ними задачи.
(Слайд 25-26)
Этап 8. Итоги урока
Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный,
ПРИЧИНЫ:
1. повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам — удар об угол подоконника – ушиб головы и ли перелом конечностей, При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
2. Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой, вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
3. Пренебрежение правилами техники безопасности,
И запомните, ЛЕЧЕНИЕ травм — это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. Вы можете оказать лишь первую доврачебную помощь.
Справились мы с поставленной задачей? (Слайд 27)
— да.
А теперь подсчитываем баллы на оценочном листе.
Оценки за урок.
Этап 9. Домашнее задание
Найти в дополнительной литературе или в Интернете способы оказания первой помощи при переломах ключицы, ребер, позвоночника, черепа (Слайд 28)
Этап 10. Рефлексия
Составить синквейн по парам.
К слову Перелом и Здоровье
1 строка- существительное
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – одно суждение.
5 строка – эмоциональная точка или вывод (Слайд 29)
Пример:
Перелом.
Открытый, закрытый.
Обезболить, иммобилизировать, транспортировать.
Не прыгайте в воду бездумно.
Инвалидность.
Здоровье.
Крепкое, душевное.
Сохраняется, поддерживается, нарушается.
Состояние любого живого организма.
Самочувствие.
Лист самооценки
учащейся 8 класса
(ФИО)
14
Отметка «5» — 14-15 баллов
Отметка «4» — 13-11 баллов
Отметка «3» — 10 – 7 баллов
Отметка «2» — менее 7 баллов
ОТМЕТКА:______________________
Ситуация 1.
При спуске с горы на лыжах человек упал, возникли резкие боли в области голени, усиливающиеся при изменении положения. Встать на ногу не может, стопа неестественно вывернута наружу. Кожные покровы не нарушены.
1. Поставьте предположительный диагноз.
2. Окажите первую помощь.
Ситуация 2.
Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек.
1. Поставьте предположительный диагноз.
2. Окажите первую помощь.
Источник