Велосипед и артроз коленного
Материал подготовили: Рита АлёшкинаЛиповская Юлия
Артроз – широко распространенное заболевание, которым страдают люди разных полов и возрастов. Для многих наличие артроза является главным поводом к снижению физической активности до минимума и переходу к малоподвижному образу жизни. Однако зачастую подобное решение может привести не только к отсутствию улучшения здоровья, но и к развитию побочных заболеваний.
В этой статье мы поможем Вам разобраться, можно ли при артрозе ездить на велосипеде, а также как с помощью велотренировок поддерживать свои суставы в норме.
Артроз — это деформация или расщепление хрящевой ткани, покрывающей сустав, что рано или поздно может привести к инвалидности. Различают два вида артрозов, сконцентрированных в нижних конечностях человека: артроз коленного и артроз тазобедренного суставов. В обоих случаях у больных обнаруживается ноющая или резкая боль в месте воспаления сустава, которая может отдавать в нижние области ног.
Наиболее часто артрозу подвержены пожилые люди, в организме которых рано или поздно начинают происходить необратимые процессы старения, а также велолюбителей, которые оказывают неоправданно большую нагрузку на свой организм во время тренировок или марафонов. Однако чрезмерная физическая нагрузка — не единственный фактор появления артроза у велосипедистов.
Например, неправильный каденс (число оборотов педалей в минуту) при длительной езде на велосипеде вместе с регулярным обезвоживанием организма во время интенсивной езды также могут привести к тому, что сустав начнет сильнее воздействовать на хрящевую ткань и деформировать ее, вызывая воспаление.
Несмотря на то, что неправильная езда может стать причиной развития артроза, еще не значит, что велопоездки при уже имеющемся артрозе вредны для Вашего здоровья. Во время неспешного движения суставы движутся плавно, вместе с ними выполняется умеренная нагрузка на мышцы бедра и голени, что ведет к улучшению кровообращения и, как следствие, питания суставов.
В целом, катание на велосипеде может стать отличным лечебным упражнением для восстановления работы Ваших суставов. Однако есть ряд ограничений, которые следует учитывать больным артрозом для обеспечения безопасной езды:
• Катание на велосипеде противопоказано людям с обостренным артрозом, в период которого боли в суставах усиливаются. В таких случаях необходимо сначала убрать воспаление медикаментозно или с помощью физиопроцедур, после чего можно пробовать давать минимальную нагрузку на ноги.
• На начальном этапе Вы можете тренироваться на велотренажере, поскольку он может обеспечить наиболее безопасные условия движения ногам. Потом можно перейти к езде на настоящем велосипеде, но в таком случае следует избегать нежелательного переохлаждения и падения с велосипеда.
• На первом этапе тренировок желательно затрачивать на велопоездки не более 30 минут. Если после нескольких поездок болезненные ощущения не появятся вновь, то можно постепенно увеличить время езды до 40-50 минут. Если же в процессе езды боли усилятся, стоит отложить велосипед и обратиться к специалисту.
• Следует избегать неровных поверхностей и существенных подъемов во время езды на велосипеде, поскольку это может привести к слишком опасной нагрузке на суставы и, как следствие, образовать нежелательные микротравмы, которые могут усугубить их состояние.
• Сам велосипед должен быть спортивного или полуспортивного типа ввиду своего легкого веса. При этом следует установить руль так, чтобы ручки были направлены вверх. Кроме того, необходимо правильно отрегулировать седло. При правильно установленном седле вы сможете полностью выпрямить ногу, максимально надавив на педаль велосипеда.
Таким образом, умеренная и осторожная езда на велосипеде не только не опасна, но даже желательна людям, страдающим от артроза. А наиболее положительный лечебный эффект от тренировок достижим лишь при регулярных поездках — так вы не только укрепите Ваши суставы, но и сможете поддерживать их нормальное функционирование.
Источник
Заболевания опорно-двигательного аппарата заставляют людей отказывать от физической активности. Артроз и велосипед не всегда совместимы, потому как патология провоцирует болевые ощущения и развитие отеков. Гиподинамия негативно сказывается на состоянии всего организма и приводит к осложнениям артроза. Для разработки коленного сустава ЛФК незаменима, врачи рекомендуют заниматься на велотренажере.
Можно ли при артрозе кататься на велосипеде?
При поражении коленного или тазобедренного сустава любые физические нагрузки следует согласовывать с лечащим врачом.
Заниматься спортом и физической работой нужно даже при наличии болезней суставов. Пассивный образ жизни провоцирует атрофию мышечной ткани и ухудшает кровообращение. Пациентам рекомендуется отказаться от бега, аэробики и любой деятельности, требующей подъема тяжелых предметов. При этом езда на велосипеде считается одним из способов повысить подвижность суставов и нормализовать их питание.
Вернуться к оглавлению
Польза и вред занятий
Для больных суставов чрезмерная и сильная нагрузка может стать причиной обострения заболевания, а нормированная ― ускоряет выздоровление. С помощью велотренажеров можно добиться следующих результатов:
- нормализовать кровообращение и питание суставов;
- замедлить или остановить дегенеративные изменения;
- снизить или предупредить атрофию мышц;
- сократить восстановительный период.
Польза, удовольствие и другие положительные емоции возможны.
Велотренажер при артрозе коленного сустава принесет пользу только в том случае, если ЛФК дополняется медикаментами, и пациент выполняет все предписания врача. Физические упражнения нанесут вред здоровью в таких случаях:
- пациент пренебрегает врачебными рекомендациями;
- спортивные занятия проводятся на последней стадии развития заболевания;
- больной не соблюдает питьевой режим и допускает обезвоживание организма;
- на сустав оказывается большая нагрузка, чем разрешено.
Вернуться к оглавлению
Правила езды на велосипеде
Артроз коленного сустава устранить самостоятельно невозможно. Врач определяет степень нагрузки и расписывает пациенту график тренировок. В начале лечения прогулки на велосипеде должны быть короткими, важно не оказывать на сочленения сильного давления. Терапия дополняется массажем. Если у пациента есть свой велотренажер, назначают заниматься каждый час, но не дольше 5-ти минут. После десятидневного курса врач повышает интенсивность и длительность тренировки.
При артрозе для суставов полезно ездить на велосипеде дважды в неделю независимо от возраста.
Вернуться к оглавлению
Какие есть ограничения?
Нагрузки должны быть умеренными,если нет противопоказаний.
Существует ряд правил и рекомендаций, которых необходимо придерживаться для предупреждения обострения артроза:
- Езда на велосипеде противопоказана во время острого течения патологии. Прежде чем начать занятия рекомендуется пройти курс медикаментозной терапии и устранить воспалительный процесс.
- Если после езды появились боли, следующее занятие отменяется и нужно обратиться к врачу.
- Кататься по неровным поверхностям запрещено, так как это повышает уровень нагрузки на суставы.
- Во время езды на велосипеде важно избегать переохлаждений и падений.
- Велотренажер при артрозе используют в начале тренировок для контроля над нагрузкой.
- Лучше пользоваться спортивным велосипедом. Руль и сидение нужно отрегулировать так, чтобы во время езды можно было полностью выпрямить ногу.
Вернуться к оглавлению
Есть ли альтернатива?
Для укрепления сочленений, пораженных артрозом, прогулки на велосипеде считаются оптимальным вариантом физической тренировки. Суставы работают плавно, а давление находится на одном уровне. Заменить катание другими нагрузками невозможно. Упражнение «велосипед» хоть выполняется лежа на спине с минимальной нагрузкой, но не способно обеспечить колени той степенью работы, которая требуется для достижения оздоровительного эффекта.
Источник
Колено имеет больше структур, чем любой другой сустав, что делает его очень уязвимым для травм и боли. Факторы, которые приводят к боли в коленях, включают злоупотребление, необычное движение, неправильную структуру суставов или дегенеративное состояние, такое как артрит или артроз. Упражнения, такие как велотренажер, может помочь укрепить ваши колени и успокоить боль — велосипед при артрозе коленного сустава.
Велосипед — отличный вариант для людей с артрозом коленного сустава.
Регулярная процедура велоспорта держит ваши колени в движущемся состоянии по всему диапазону движений и в то же время укрепляет мышцы, поддерживающие ваши колени. Имеет смысл продолжать катание на велосипеде до тех пор, пока вы в состоянии. Однако, если у вас есть значительный объем повреждений на коленях или бедрах, ваша способность ездить на велосипеде может стать все более ограниченной.
Исследование, проведенное в феврале 2013 года по теме «Инвалидность и реабилитация», оценило велоспорт в трех группах: пациенты с артрозом коленного сустава, пациенты с заменой коленного сустава и пациенты, у которых были травмы мениска или связки. Результаты показали, что по мере того как пациент стареет, способность продолжать задействовать свой сустав уменьшается на 5% каждый год. Шансы у мужчин на продолжение езды на велосипеде в 2 раза больше, чем у женщин. Шанс испытать боль при езде на велосипеде увеличивается на 8% при каждом повышении индекса массы тела. Это исследование объясняет увеличение боли во время езды на велосипеде до индекса массы тела, а не диагноза пациента.
Еще одно интересное исследование, опубликованное в «Журнале геронтологии», сравнило высокую интенсивность велоспорта с низкой интенсивностью велоспорта у пациентов с артрозом колена. Исследователи пришли к выводу, что низкоинтенсивный цикл был столь же эффективен, как и интенсивный цикл для улучшения функции пациента, походки, аэробной способности, а также для уменьшения боли.
Тем не менее вместо того, чтобы отказаться от езды на велосипеде, когда становится все труднее, старайтесь адаптировать свою деятельность к вашим потребностям. Если велосипед на открытом воздухе является проблемой из-за неровной почвы, крутых холмов и других проблем, тогда используйте велосипед при артрозе коленного сустава в помещении.
Для велосипедного спорта на открытом воздухе, убедитесь, что у вас есть велосипед, на котором вы чувствует себя комфортно. Некоторые советуют иметь ряд передач. Есть также велосипедисты, которые рекомендуют «бабушкину передачу» (маленькое цепное колесо на тройной кривошипный комплект). Механизмы бабушки позволяют вращаться с высокой скоростью оборотов в минуту. Механизм бабушки так назван, потому что, теоретически, даже бабушка может подняться на холмы в этом снаряжении.
Если ваши физические ограничения (болезненные суставы, деформация суставов, проблемы с балансом) делают необходимым ездить на велосипеде в помещении, рассмотрите варианты вертикального стационарного велосипеда или лежачего стационарного велосипеда.
Выбор велосипеда
Если вы страдаете от болей в коленях (артрит, артроз), проблем со спиной, имеете избыточный вес или вы пожилой человек, вы можете найти «лежачий» велосипед более комфортным. Они имеют более широкие сиденья, поддерживающие спинки и препятствуют тому, чтобы вы могли залезть на сиденье так, как это было бы с вертикальным велосипедом. Убедитесь, что у любого велосипеда есть ремни для ног, которые распределяют работу между четырёхглавой мышцей и бицепсами бедра. Без ремней ваши квадрицепсы делают слишком много работы.
Форма
Хотя катание на велосипеде может облегчить боль в коленях, он может также сделать больше вреда, если делать это неправильно. Убедитесь, что сиденье велосипеда находится на одном уровне с полом. Если сиденье указывает вверх, оно оказывает слишком сильное давление на ваш пах; если указывать вниз, то это напряжение на ваши плечи и руки. Поместите сиденье на такую высоту, чтобы колено можно было согнуть под небольшим углом, когда он находится в самом нижнем положении педали. Также важно избегать внезапных остановок и стартов во время тренировки, так как это уменьшает приток крови и смазывание суставов.
Осторожно!
Если вы страдаете от повторяющихся или длительных болей в коленях, проконсультируйтесь с вашим врачом перед началом любой тренировочной программы. Вам также следует обратиться за медицинской помощью, если у вас есть какие-либо проблемы со здоровьем, такие как болезни сердца или диабет. Спросите своего врача или физиотерапевта о том, как часто вам следует ездить на велосипеде, чтобы избежать травмы колена из-за перегрузок. Кроме того, езда на велосипеде должна быть только частью вашего плана лечения колена. Вы также должны заниматься другими видами деятельности, такими как тренировки и упражнения на растяжку.
Упражнения
Шаг 1.
Начните медленно и оставайтесь на свободном уровне боли. Вашингтонский университет утверждает, что велосипед при артрозе коленного сустава является хорошим вариантом и для тех, у кого артрит коленного сустава, если соблюдаются определенные меры предосторожности. Это означает, что действия не слишком сильные и не слишком быстрые. Скорость педалей не должна превышать 50-60 оборотов в минуту.
Первые пять минут следует считать периодом разминки и выполняться без какого-либо напряжения или сопротивления. Если вы едете на велосипеде на открытом воздухе, это будет означать медленное движение на ровной поверхности. Цель состоит в том, чтобы медленно работать в течение 20-30 минут, по крайней мере, три раза в неделю.
Шаг 2.
Быть последовательным. Лучший способ справиться с артритом колена — осуществлять последовательно. Если велосипед при артрозе коленного сустава является предпочтительным методом, то нацелитесь на умеренный уровень нагрузки, который не вызовет обострения симптомов.
Центр артрита имени Джона Хопкинса предлагает разбить 20-30 минут на более короткие отрезки в течение дня, чтобы суставы двигались и предотвращали жесткость. Небольшое количество упражнений лучше, чем вообще никаких.
Начиная с пяти — десятиминутной сессии, организм может стать сильнее. Затем можно медленно добавлять время, когда колено готово. Однако, важно избегать езды на велосипеде на нерегулярной основе, так как организм не получает шанс, чтобы привыкнуть к упражнениям. Десять минут три раза в неделю лучше, чем 20 минут один раз в неделю.
Шаг 3.
Отдых во время вспышек и дополнение к другим видам деятельности. Если на колено влияет ревматоидный артрит, важно исключить велоспорт и другие действия во время вспышек. Врач или физиотерапевт может посоветовать, как обращаться с этими периодами.
Чтобы полностью справиться с артритом коленного сустава, лучше всего сочетать велоспорт с прочной тренировкой и растяжкой. Более сильные и более гибкие мышцы помогут защитить коленный сустав от травм. Велоспорт — повторяющаяся деятельность, поэтому лучше не переусердствовать и сочетать ее с другими формами упражнений. Фонд артрита утверждает, что прогулки и водные упражнения — хорошие варианты в альтернативные дни.
Источник
Вы читаете данную обзорную статью на сайте веломагазина велоодежда. Все рекомендации носят справочный, общий характер. Точный диагноз и варианты лечения способен дать лишь врач при личном визите и осмотре. Не занимайтесь самолечением по интернету!
Основной совет при умеренных пробемах с коленями это использование велообуви и контактных педалей. Это снимет вредную нагрузку на сустав и позволит меньше тратить усилий при езде. Особенно актуально при пробегах от 30км в день.
Как многие из вас, наверное, знают, вращение педалей при езде на велосипеде в подавляющем большинстве случаев осуществляется ногами. Особо пытливые даже могли заметить, что ноги при этом интенсивно сгибаются и разгибаются в коленях. Но далеко не все подозревают о потенциальных проблемах, а именно — болях и артритах/артрозах, которые легко могут настичь неопытного байкера и остаться с ним на всю жизнь, лишив не только велосипеда, но и нормальной жизни.
Вот о максимальном сохранении и продлении боеготовности именно этих важных мест байкера нам и хотелось бы сегодня поговорить, дабы не было мучительно больно за убитые безрассудным отношением к ним части тела себя, любимого. В данной статье мы рассмотрим главным образом только проблемы болей нижних конечностей, связанные с их суставами (о связках/мышцах упомянем лишь вскользь — но это не значит, что они не важны).
И не говорите, что мы вас не предупреждали. Praemonitus рraemunitus.
Анатомия и физиология
В рамках нашей статьи достаточно представлять, что в первом приближении сустав представляет собой гибкое сочленение двух костей, разделённых жидкостью-смазкой с умным названием «синовиальная», которая и обеспечивает скольжение суставных поверхностей . Соответственно, проблемы начинаются при уменьшении количества данной жидкости или увеличении её плотности — трение увеличивается, появляется боль, кости могут даже соприкасаться, травмируя хрящи, что в перспективе ведет к артрозу.
Любой спорт имеет свои профессиональные заболевания. У велоспорта — это, в частности, травмы коленных (и, в несколько меньшей мере, тазобедренных) суставов, потому что колени велосипедиста испытывают длительную и неестественную (с точки зрения физиологии человека) нагрузку. В случае если это воздействие на колени не очень продолжительно, и чередуется с достаточным отдыхом — оно не ведет к проблемам. Но в случае работы суставов на износ без восстановительного периода — количественные изменения приводят к качественному скачку.
Что происходит, когда чайник, вчера купивший велосипед (да даже и год назад), узнав про марафоны, едет в на дальнее расстояние? Физическая подготовка — ладно, устал — отдохнет, но — незнание частоты педалирования, спортивный азарт, большие передачи — и все, у человека на всю жизнь травмированы суставы.
Дело в том, что «самое слабое звено» в опорно-двигательном аппарате — это суставы и связки. Кости и мышцы — это дело наживное :)). Мышцы от нагрузок болят, но потом проходят без последствий, суставы же легко застудить или перегрузить, а связки — «порвать» (чем страдают представители «резких» видов спорта, типа волейбола — баскетбола — тенниса). Вот поэтому надо осторожно подходить к выбору передачи при езде (читай — частоты педалирования и, соответственно, нагрузки). И если повышенная частота ничем, кроме излишней утомляемости не грозит, то избыточная нагрузка при малом каденсе без должной подготовки (повторяю — БЕЗ подготовки!) уже светит осложнениями, о которых потом можно вспоминать ооочень долго. Да и с подготовкой-то…
Суставы в отличие от мышц не качаются и не тренируются, и их нельзя защитить. И при травмах они практически не восстанавливаются, разве что хирургическим способом. Разорванные связки — тоже не заживают, восстановление разорванной связки возможно только с помощью вшивания протеза. Да даже и растянутые связки в полной мере не восстанавливаются. Так что суставы и связки нужно не перегружать, а защищать от нагрузки и переохлаждения. (Хотя для полноты картины стоит упомянуть, что в некоторых местах нам попадались упоминания о существовании методик тренировок на суставы — но нам её найти пока не удалось.)
Уже говорилось, что при езде на велосипеде коленные суставы пребывают в неестественном положении. И нагрузки, соответственно, другие. Еще хуже ездить в неправильно установленных контактах, с неправильной посадкой, с неправильным каденсом, с неправильной техникой… Раньше на велошколах тренеры очень следили за этим, рассказывает Алексей Никандров, тренер велошколы, г.Асбест: «Проблем с коленями в велошколе нет, потому что с первых дней обучаем частоте педалирования, примерно 100 и не менее 80. Занятия — 6 дней в неделю. Разминка, в том числе на гибкость, ОФП. Подскоки, 200–300–400 раз, смотря по готовности спортсмена. Очень важную роль играет правильность установки контактных педалей. Поставил криво — сустав работает несимметрично, загубить можно очень быстро, буквально за несколько тренировок.
Симптомы, диагностика
Основных причин болей в коленях может быть две — связки/мышцы или плохая смазка суставных сумок (это сильно зависит от питания) и другие проблемы с суставами. Совершенно не факт, что заболят оба колена сразу — может болеть только одно.
Если данные боли появляются в начале сезона, то причиной может быть то, что вы ещё не вкатились.
О причинах на 100 процентов не скажет никто. Многое может по поводу коленей может прояснить спортивный врач, специализирующийся на данной теме, при личном осмотре (надеемся, вы в курсе, что спортивные врачи и обычные врачи — это две большие разницы и четыре маленькие).
Может быть все что угодно, от ушиба до отложения солей. Если боли примут регулярный характер, то, наверное, лучше обратиться к врачу — суставы это слишком серьезная вещь.
Мы не будем запугивать нашего читателя жуткими деталями артритов-артрозов и прочих анкилозов (кто не знает — полное сращение суставных поверхностей с полным отсутствием движений в суставе) — интересуюшиеся могут найти детали самостоятельно (например, в статье Алексея Кавелина „Проблема коленей“ и как ее избежать). Упомянем лишь о болях, ограничении подвижности, увеличении размеров коленей из-за отёков суставов. Задайтесь вопросом — оно вам надо? Тем более, что для предотвращения возникновения этого нужно знать и соблюдать весьма несложные правила, перечисленные ниже.
Причины и решения
Причина — Обезвоживание.Недостаточное количество питья в дороге — недостаток жидкости в организме опять же приводит к уменьшению количества выделяемой в колене смазки. Причём из суставов вода выходит до того, как организм начинает испытывать жажду.РешениеПить каждые 20 минут, даже если холодно или не хочется, лучше пить изотонические напитки для поддержания солевого баланса и восполнения потерь углеводов.
Кстати. и газировку поменьше пить, она как раз тот самый кальций, говорят, из организма вымывает.
Лучше всего минеральная негазированная вода, причем желательно ее постоянно менять.
Надо помнить еще и про обессоливание организма. Возникает оно именно вследствие продолжительного и обильного потоотделения, которому способствуют жара и обильное питье. Посему и в жару надо пить поменьше, желательно какую-нибудь минералку (еще лучше специальную смесь — изотонический раствор), которая хоть отчасти восполняет соли в организме. Можно добавлять в воду немного обычной соли, кому невкусно — наоборот сахар (хотя эффективность этого под вопросом) и кислоту…
Hе будешь пить — будут накрываться коленные суставы, все очень просто. Ессно если едешь не в плюшевом темпе а работаешь. И опять же, все очень индивидуально.
Причина — Низкий каденсЧем ниже скорость вращения, тем больше усилий на педаль, а значит и на коленные суставы. Суставы и связки травмируются не скоростью, а силой. Лучше часто и легко, чем тяжело, но медленно. Медленно ломово с большой нагрузкой крутить педали — медленно убивать суставы коленей.
Некоторые считают, что при езде на больших передачах ноги „круто качаются“. Хотим их разочаровать — не „качаются“, а „забиваются“. То есть теряется подвижность мышц и возникает повышенная нагрузка на суставы. Сначала восторг: „Ух ты! кручу медленно, а еду быстро!“, а потом мучительно больно… но поделать уже ничего нельзя — суставы „ремонту не подлежат“.
Не просто низкий каденс вреден. Вреден низкий каденс, когда выбирается высокая передача и крутить педали чаще просто невозможно. Т.е. педалирование получается силовое. Если так педалировать долго, то для коленных суставов это вредно. В таком случае необходимо понизить передачу и поддерживать нужную скорость за счет более высокого каденса.
РешениеРешение — ездить на ЛЁГКИХ передачах, быстро педалируя, по первой может быть ощущение, что как будто в холостую крутишь). Здравый каденс — более 60-70. Гонщики крутят порой и 160-180. Старое шоссейное правило: каденс в пределах 80-100 (110 это конечно клево, но тупо гнаться за этим не стоит!), плюс поговорка: lung hurts — shift down, legs hurt — shift up. Как вариант — вообще не крутить. То есть крутить, но „короткими очередями“. Запомните ещё одну поговорку — „Лучше болтать, чем ломать“.
Оптимальным режимом как по КПД, так и по нагрузке на колени считается 100–110 оборотов в минуту. Правда, без разминки так быстро вращать не получится.
Ногам полезнее крутить быстрее. Не доводя, конечно, это до абсурда. В зависимости от нагрузки, каденс надо держать в диапазоне 80 — 120 об/мин (чем больше нагрузка, тем выше каденс). Больше — это уже для спортсменов потому, как так быстро крутить, всё-таки, тяжело.
Следует добавить, что чрезмерно высокий каденс тоже вреден. У каждого свои пределы одному максимум 80, а другой и 100 держит.
Если ехать легко (например при попутном ветре) можно конечно опустить каденс до 75 (ниже — просто бессмысленно, имхо), но упираться с таким каденсом действительно крайне утомительно для суставов.
Когда переключаться? Когда становится некомфортно — тогда и переключайся. Дискомфорт — это либо „забалтываешься“ (слишком маленькая передача), либо „ломаешь“ (большая). Первое предпочтительнее — суставы не перегрузишь. Старайтесь придерживаться правила «лучше меньше» — когда просто катаетесь, естественно. То есть держите передачу на грани «забалтывания» — порядка 39х19 для 28 км/ч или 39х17 для 30–32. «Чайникам» можно поступать проще: как становится трудно (или быстро) — переключайтесь.
Реально разгрузить колено и поднять каденс позволяют контактные педали (или в крайнем случае туклипсы) — в них гораздо проще поддерживать высокий каденс. В первую очередь контакты позволяют лучше распределять нагрузку на ноги: работа происходит по всему ходу шатуна. Это повышает КПД и разгружает колени.
Другое мнение — контакты и туклипсы тут не при чем. От туклипсов и контактных педалей зависит только характер нагрузки на мышцы. А предельный каденс зависит исключительно от тренированности. Кстати, для этого компьютер с датчиком каденса очень полезен — позволяет следить за каденсом и держать его даже при крайней усталости. Конечно, довести свой каденс до уровня профессионального гонца довольно трудно, да, в общем, и не очень нужно, а вот довести до нормального уровня 75–80 — легко, если просто следить за каденсом и переключаться не тогда, когда станет тяжело, а когда каденс упадет.
Обратить внимание на технику — строго говоря, надо не «жать», а «крутить». То есть нажимать в передней части, подтягивать в задней, а в «мертвых точках» — вверху и внизу — «доводить». Сказать-то легко… А тренируется это долго и нудно — на станке, долгими зимними вечерами :). Или в горах, где каждое движение на счету и хочешь-не хочешь, приходится крутить правильно.
Для развития каденса есть упражнение — втыкаешь утром передачу с соотношением 2.1-2.4 и катаешься так весь день, в горку, с горки, быстро-медленно. Это очень ПОЛЕЗНО. Рекомендуем так делать на передаче 44-18.
Имхо, должно помочь что-нибудь типа ОФП — на турничке подтянуться, поотжиматься и т.п. — это укрепляет кости, суставы, сухожилия. У меня после пары месяцев легких занятий со штангой полностью прошли все последствия старых травм — болели плечевые суставы.
Можно попробовать увеличивать каденс, и приучать суставы к нагрузке, катая мало, но как можно чаще. В идеале — каждый день выезд, как только колено заболело — домой.
Тренировать сустав не только велосипедом. Гимнастика, бассейн, тренажёры (аккуратно!) — the best.
Пункт о высоком каденсе и низкой нагрузке на ноги и колени имеет и обратную сторону, ведь кроме сустава могут болеть и связки сустава. Если вы очень много ездите на велосипеде и почти не ходите пешком, связки коленей частично атрофируются, и становится легко получить травмы в обычной жизни или при каком-либо случайном рывке при езде. Думаю, в этом случае стоит иногда тренировать связки коленей, например небольшим количеством приседаний. Достаточно и без дополнительного груза.
Причина — Неразогретые и/или охлаждающиеся колени/суставы.При вращении педалей нагружены колени весьма серьёзно, а по плохой дороге и в гору работают в экстремальном режиме. Коленные суставы легко повредить, если они «холодные», не разогретые, и легко застудить осенью и зимой — при этом не вырабатывается достаточное количество смазки в суставе (вязкость её слишком велика), нагрузка и трение увеличивается.
Еще о том, как можно убить колени — ездить в продуваемых велоштанах. Обморозить коленный сустав ОЧЕHЬ легко. Актуально зимой.
РешениеПеред выездом сделать (ещё дома) 15–20 приседаний.
Первые несколько километров ехать в очень спокойном темпе.
Мазать разогревающими мазями и надевать тёплые наколенники, при температуре ниже +20 утепление колен обязательно, даже если кататься в трусах, колени надо утеплить!
Согревающие средства (спортивные растирки, перцовые пластыри) служат для обеспечения более благоприятных условий функционирования синовиальной жидкости при педалировании в тяжелых метеорологических условиях: низкой температуре воздуха, дожде и т. п. Некоторые велосипедисты в гонках по шоссе для «утепления» коленных суставов используют шерстяные пристежные рукава от велорубашек. Не рекомендуется употреблять наколенники из эластичных тканей, которые широко применяются при занятиях спортивными играми.
Можно еще отметить предельно мягкую мотку эластичным бинтом, часа за 2 до поездки. колени сами по себе нехило разогреваются, даже без финалгона и подобного. Нагрузка на «теплый» сустав в разы менее вредна. главное потом не застудить и постоянно в тепле поддерживать.
В обычное время — закалять суставы (холодной водой из душа, причём лучше не только колено, а всё тело).
Предотвратить эти напасти поможет наколенник. Если нет проблем — то простой, эластичный. В сильные морозы — с неопреном и утеплителем. При предрасположенности к повреждениям, и после травм лучше использовать специальные суставные бандажи. Наколенники и бандажи выполняют одновременно несколько задач:
- создают компрессию сустава, препятствуют растяжению связок и мышц;
- изолируют, сохраняют тепло, не препятствуя кожному дыханию, улучшают кровообращение, усиливают обменные и восстановительные процессы, снижают боль;
- при работе сустава происходит постоянный микро массаж кожи и активных точек;
- защищают от ушибов и ссадин.
Иногда, даже в тёплое время года, стоит надеть наколенник в начале поездки для быстрого разогрева коленного сустава.
Осенью одежды потребуется больше: появляется возможность простудить суставы, а это уже чревато ревматическими заболеваниями.
А ещё надо внимательно следить, чтобы ноги в тепле были. В дождь лучше не ездить вообще или ездить в непромокаемых тёплых штанах. Зимой тоже одеваться так, чтобы ногам не было холодно.
Причина — Перегрузка коленей из-за неправильной посадкиРешениеИзменить посадку: наклон седла/высота штыря/вынос/руль — все это позволяет менять посадку в неплохих пределах. Ден Прозоровский: Я поначалу тоже мучался. Стоял короткий слегка задранный вынос и КК руль. То руки немеют, то попа, то колени ноют. Никак не мог посадку подобрать.
Теперь стоит 72 см руля (ITM Millenium DH с баттингом и райзингом), рога, длинный вынос с отрицательным углом (смотрится странно, но МНЕ удобно), штырь Bontraiger, и простенькое седло IKE. Рама 22 дюйма, но я сам 120 кг и 2 метра. Макс. пробег за сутки — 200 км. Асфальт/грунт. Никаких отрицательных эмоций, кроме легкой боли в мышцах (да и то потому, что ломил в горки как локомотив). После купания и приема аскорбинки с глюконатами/оротатами наутро все ОК. Да, еще вилка-двухкоронка, 130 мм. Реально работающая.
Причина — Перегрузка коленей из-за низкого седла.Низкое седло — оно и понятно, всё равно что на полусогнутых пешком ходить.РешениеПоднять седло так, чтобы в нижней точке нога полностью выпрямлялась.
Поднимать и кататься, потом снова поднимать и т.д. пока не станет явно неудобнее.
Причина — Неправильная регулировка седла в продольном направленииКоленная чашечка должна находиться над осью педали, когда педаль стоит в положении на три часа.РешениеОтрегулировать седло, используя отвес.
Причина — Перегрузка коленей из-за неправильного положения стопы на педалиРешениеУстановить стопу правильно относительно оси педали (чтобы основание большого пальца находилось строго над осью педали).
Источник